Предлагаем вам своеобразное «руководство к действию» при проведении в вашей организации выездной налоговой проверки.
Случаи, когда налоговый орган может взыскать денежные средства только в судебном порядке, а не после проведения проверки или иных мероприятий
Прежде всего налогоплательщику следует знать, что по общему правилу налоговые органы взыскивают денежные средства с налогоплательщика во внесудебном порядке. Так, если недоимка по налогам была выявлена, например, в результате выездной налоговой проверки, налоговики принимают решение о доначислении налогов, пени, наложении штрафа. Оспаривать же данное решение предстоит налогоплательщику, если последний с ним не согласен.
Однако в четырех случаях налоговые органы не вправе доначислить налоги и штрафы самостоятельно и им придется обратиться в суд:
- с организации, которой открыт лицевой счет;
- в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за дочерними (зависимыми) организациями, с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) первых, и наоборот, со счетов дочерних по долгам основных обществ;
- с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;
- с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Таким образом, если налоговая инспекция провела проверку и доначислила налоги, а в вашей ситуации имеет место один из перечисленных выше случаев — ее действия незаконны (ст. 45 НК РФ). Также взыскивать налоги, пени, штрафы в судебном порядке налоговой инспекции придется в случае, если она пропустила сроки для взыскания налогов в бесспорном. Остановимся на двух случаях взыскания налогов в судебном порядке чуть подробнее, чтобы было более понятно, о чем идет речь.
Случай 1
Взыскание в судебном порядке денежных средств с организаций, в которых открыт лицевой счет.
Понятие лицевого счета упоминается в письме Федерального казначейства от 21.08.2009 № 42-7.4-05/9.4-494. Согласно данному письму лицевой счет — это счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Случай 2
Взыскание денежных средств с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
О чем в данном случае идет речь? Приведем конкретный пример.
Пример 1
Де факто продается недвижимое имущество, де юре — компания, на балансе которой оно числится. В результате продажи данной компании фактический контроль над недвижимостью переходит к конечному приобретателю фирмы. В результате использования схемы продавец экономит как минимум НДС, а если применяет более сложные схемы — то и налог на прибыль. Метод, который использовался для экономии налогов в данном случае, называется в налоговом планировании методом замены отношений.
В подобных случаях согласно НК РФ налоговая инспекция не вправе самостоятельно переквалифицировать сделку и доначислить налоги, а должна обратиться в суд.
Решение о проведении проверки: на что обратить внимание?
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Если к вам пришли проверяющие, в первую очередь убедитесь, что у проверяющих есть решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Кроме того, налоговики обязаны предъявить вам свои удостоверения.
В решении должны быть указаны следующие сведения:
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Известен случай, когда в решении руководителя налогового органа было неправильно (с опечаткой) указано наименование компании. На этом основании юрист компании посоветовал не допускать проверяющих к проверке. Таким образом, неожиданно приехавшую выездную проверку удалось отложить на некоторое время. Также вы вправе не впускать проверяющих, если согласно решению проверку должны проводить одни должностные лица, а проводят другие.
Обратите внимание! За пределы, обозначенные в решении, проверяющие выйти не могут, то есть не могут проверить иные налоги, чем те, что указаны в решении, или налоги за период, отличный от указанного в решении.
Частота проведения проверок
По общему правилу в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Например, если решение было вынесено в 2012 г., проверяющие вправе проверить организацию начиная с 01.01.2009.
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Обратите внимание! Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного год. Исключение из этого правила составляет случай принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств. При этом налоговики, проводящие самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.
Сроки проведения выездных проверок
По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Если речь идет о самостоятельной проверке филиала, то этот срок еще меньше и составляет один месяц.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Налоговая проверка может быть приостановлена для:
- истребования дополнительных документов или информации;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
- проведения экспертиз;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Однако в исключительном случае, если в течение в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
Если проверка приостановлена, налоговый орган должен вернуть налогоплательщику все подлинники документов, истребованные при проведении проверки. Исключение составляют документы, полученные в ходе проведения выемки.
Естественно, автоматически приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Пример 2
В решении о проведении выездной налоговой проверки было указано, что она проводится в течение двух месяцев с 01.10.2012 по 30.11.2012. Проверка была приостановлена на две недели. Соответственно, в течение этих двух недель налоговики не будут совершать никаких действий на территории налогоплательщика, но закончится проверка уже 14.12.2012, то есть на две недели позже.
Права налоговых органов на получение информации от налогоплательщика: истребование документов, инвентаризация, осмотр помещений
Налогоплательщику следует помнить, что ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика. Исключение из этого правила составляют два случая:
- проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа;
- выемка документов.
Выемка документов — особая процедура, для которой установлен специальный порядок ее проведения, о котором мы расскажем чуть ниже. Ее проводят налоговики в том случае, если у них есть достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Кроме выемки и истребования документов налоговые органы вправе проводить:
- инвентаризацию имущества налогоплательщика;
- осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика.
А если налогоплательщик не допустит налоговиков к осмотру своих помещений? Формально налоговики обязаны составить акт, в котором будет зафиксирован данный факт. Он подписывается руководителем проверяющей группы и налогоплательщиком. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.
А вот после выполнения данных формальностей возникнет достаточно плачевная ситуация. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. Иначе говоря, налоги будут определены расчетным путем исходя из предполагаемой выручки. Скорее всего, они будут достаточно большими. Также определить налоговую базу расчетным путем налоговики вправе, если налогоплательщик не может им предоставить первичных документов.
Обратите внимание! В соответствии с последними решениями ВАС налоговики обязаны при использовании расчетного метода определять не только потенциальную выручку налогоплательщика, но и потенциальные расходы (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 5/10).
Пример 3
При проведении выездной налоговой проверки фирмы, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров и применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» компания не смогла предоставить бланки строгой отчетности и некоторых других документов. После анализа финансово-экономических показателей деятельности трех предприятий аналогичной отрасли налогоплательщику были доначислены налоги. Последнему удалось оспорить решение инспекции во всех судебных инстанциях. Суд согласился с тем, что налоговая база была занижена налогоплательщиком, однако при начислении налогов налоговики исходили только из выручки аналогичных налогоплательщиков, расходы же ими учтены не были, что неправомерно.
При проведении осмотра помещений, в том числе складов, должны присутствовать свидетели и сам налогоплательщик, а о самом осмотре должен быть составлен протокол.
При проведении проверки также истребуются документы путем направления налогоплательщику требования об их предоставлении. По общему правилу, налогоплательщик обязан отдать налоговикам копии, заверенные печатью организации (а не нотариально). В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Обратите внимание! Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
Представим себе, что по той или иной причине налогоплательщик не может предоставить документы в течение данного срока. Тогда фирма письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены своевременно, и о сроках, в течение которых налогоплательщик может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Если налогоплательщик отказывается предоставить документы вовсе или не предоставляет их в окончательно установленный срок, налоговики вправе произвести выемку документов.
Обратите внимание! В ходе проведения налоговой проверки налоговики не вправе истребовать у налогоплательщика документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного налогоплательщика.
Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Выемка
Для проведения выемки необходимо мотивированное постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Если оно отсутствует, проведение выемки незаконно. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. Выемка документов и предметов должна производится в присутствии понятых и налогоплательщика. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
Важно! О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол. В нем или описях к нему перечисляются и описываются изъятые предметы, и по возможности — их стоимость.
При изъятии документов (а не предметов) с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.
Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается налогоплательщику.