Отдаем журнал бесплатно!

Комплексный подход к сокращению издержек

Преимущества и недостатки стратегии сокращения издержек

Экономический эффект и экономия по результатам стратегических преобразований

Мероприятия по сокращению издержек

 

Поговорим о том, как организовать процесс стратегических изменений, какие отдельные решения можно успешно применить, и обоснуем план преобразований расчетов экономического эффекта.

Преимущества и недостатки стратегии сокращения издержек

Этапы стратегии сокращения издержек

1. Предварительный. В компании должна функционировать действенная система учета и финансового контроля. На основе подробных и объективных данных о статьях затрат, их уровне, воздействующих факторах разрабатывают финансовый план, платежный календарь, бюджеты, план завоза материалов и т. д. Выполнение утвержденных данных должно строго контролироваться.

2. Определяем технико-экономические и финансовые показатели «как есть» с момента принятия решения о внедрении стратегии сокращения издержек до начала мероприятий. Например, это могут быть такие показатели, как нормы расхода материалов, затраты на электроэнергию, себестоимость. В дальнейшем это позволит оценить эффективность реализованного комплекса мер.

3. Разрабатываем и внедряем план стратегических преобразований по уменьшению издержек. План разрабатывается не только в целом по компании, но и по каждому структурному подразделению, обозначаются статьи, где могут быть сокращены издержки. Это позволит усилить финансовую дисциплину на местах, установить персональную ответственность.

4. Рассчитываем показатели эффективности мероприятий по сокращению издержек (например, на насколько уменьшаться цеховые или управленческие расходы).

5. Рассчитываем единовременные затраты, сопровождающие комплекс стратегических мер. Сопоставляем прогнозный эффект от сокращения издержек и единовременные затраты на изменения. Например, чтобы снизить затраты на материалы, может понадобиться изготовление новой оснастки, а для разработки новой упрощенной упаковки продукции — ряд экспериментов, которые требуют финансирования.

6. Устраняем противоречия. Преобразования не должны противоречить действующему законодательству, стандартам учета, аудита, системам безопасности. При необходимости вносим изменения во внутренние регламенты (например, ревизионный отдел упразднен, а его функции переданы бухгалтерии).

7. Согласовываем рассчитанные показатели с финансовыми специалистами, топ-менеджментом компании, руководителями подразделений. Новую стратегию необходимо донести до сведения всех сотрудников, при необходимости провести внутреннее обучение.

Стратегия сокращения издержек не должна остаться только приказом, важно:

  • четко поставить задачи каждому подразделению;
  • «привязать» премирование и бюджет подразделения к выполнению KPI по сокращению издержек, внедрить действенную систему премирования и штрафов, использовать нематериальное поощрение.

8. Контролируем выполнение комплекса мер по снижению издержек. Проверяем соблюдение графиков выполнения работ, отслеживаем показатели, проводим выездные проверки на местах и т. д.

9. При необходимости корректируем план сокращения издержек.

10. Рассчитываем технико-экономические и финансовые показатели «после» — по результатам проведенных стратегических мероприятий. Сравниваем показатели «до» и «после», анализируем их и делаем выводы.

Выбираем направление для сокращения затрат

Значительные ресурсы должны вкладываться в направления, которые приносят максимальную прибыль или обеспечивают высокую конкурентоспособность. Остальные направления должны и могут быть сокращены.

При выработке стратегии сокращения издержек рассматривают:

  • какая прибыль генерируется теми или иными затратами;
  • насколько сокращение издержек может повлиять на финансовый результат;
  • насколько то, к чему относятся те или иные издержки, является главенствующим фактором успеха бизнеса, а что является второстепенным и потенциально может быть отдано на аутсорсинг или исключено.

Для сокращения издержек применяют:

1) системный анализ всех бизнес-процессов и затрат (вертикальный, горизонтальный, тренды, план-фактный, структурный и т. д.);

2) «закон Парето» (правило 80/20) — для получения 80 % эффекта достаточно выявить и оптимизировать статьи затрат, составляющие наибольший удельный вес (20 %), т. е. минимизировать весовые затраты;

3) инструментарий «бережливого производства»;

4) SWOT-анализ;

5) АВС-метод;

6) таргет-костинг;

7) строгий режим экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности компании;

8) экспертный метод;

9) комбинированный метод.

Примеры мероприятий, которые позволяют сократить издержки:

  • переход на упрощенные, более гибкие и менее капиталоемкие технологические процессы;
  • отказ от использования дорогостоящего сырья, материалов и комплектующих;
  • закупка сырья и материалов непосредственно с завода-изготовителя;
  • упрощение дизайна готовой продукции, отказ от дополнительных аксессуаров и потребительских свойств;
  • четкое планирование поставок сырья, минимизация страховых запасов;
  • закупка отдельных видов востребованного сырья крупными партиями, если поставщик предоставляет скидку за объем (при наличии финансовых средств);
  • перезаключение договоров с поставщиками на более выгодных условиях;
  • сокращение штатной численности персонала, в том числе благодаря автоматизации;
  • блокировка доступа к соцсетям и развлекательным сайтам даже при безлимитном Интернете — это позволит контролировать реальную занятость сотрудников;
  • замораживание уровня заработной платы, понижение или вообще отказ от премирования, иного дополнительного вознаграждения.

Пример сокращения издержек согласно стратегии — в табл. 1.

Считается, что наибольший резерв сокращения издержек — по производственным затратам.

После того как определены приоритетные направления снижения издержек, формируют затраты компании по каждому направлению, оценивают текущее положение дел, определяют план мероприятий по снижению издержек. Основной критерий — реальная возможность повлиять на размер издержек. Предложенные мероприятия оценивают с точки зрения экономического эффекта от их внедрения. Из сформированного перечня выбирают мероприятия, которые принесут наибольший экономический эффект.

Е. С. Панченко,
бизнес-консультант

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 3, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Комплексный подход к сокращению издержек

Преимущества и недостатки стратегии сокращения издержек

Экономический эффект и экономия по результатам стратегических преобразований

Мероприятия по сокращению издержек

 

Поговорим о том, как организовать процесс стратегических изменений, какие отдельные решения можно успешно применить, и обоснуем план преобразований расчетов экономического эффекта.

Преимущества и недостатки стратегии сокращения издержек

Этапы стратегии сокращения издержек

1. Предварительный. В компании должна функционировать действенная система учета и финансового контроля. На основе подробных и объективных данных о статьях затрат, их уровне, воздействующих факторах разрабатывают финансовый план, платежный календарь, бюджеты, план завоза материалов и т. д. Выполнение утвержденных данных должно строго контролироваться.

2. Определяем технико-экономические и финансовые показатели «как есть» с момента принятия решения о внедрении стратегии сокращения издержек до начала мероприятий. Например, это могут быть такие показатели, как нормы расхода материалов, затраты на электроэнергию, себестоимость. В дальнейшем это позволит оценить эффективность реализованного комплекса мер.

3. Разрабатываем и внедряем план стратегических преобразований по уменьшению издержек. План разрабатывается не только в целом по компании, но и по каждому структурному подразделению, обозначаются статьи, где могут быть сокращены издержки. Это позволит усилить финансовую дисциплину на местах, установить персональную ответственность.

4. Рассчитываем показатели эффективности мероприятий по сокращению издержек (например, на насколько уменьшаться цеховые или управленческие расходы).

5. Рассчитываем единовременные затраты, сопровождающие комплекс стратегических мер. Сопоставляем прогнозный эффект от сокращения издержек и единовременные затраты на изменения. Например, чтобы снизить затраты на материалы, может понадобиться изготовление новой оснастки, а для разработки новой упрощенной упаковки продукции — ряд экспериментов, которые требуют финансирования.

6. Устраняем противоречия. Преобразования не должны противоречить действующему законодательству, стандартам учета, аудита, системам безопасности. При необходимости вносим изменения во внутренние регламенты (например, ревизионный отдел упразднен, а его функции переданы бухгалтерии).

7. Согласовываем рассчитанные показатели с финансовыми специалистами, топ-менеджментом компании, руководителями подразделений. Новую стратегию необходимо донести до сведения всех сотрудников, при необходимости провести внутреннее обучение.

Стратегия сокращения издержек не должна остаться только приказом, важно:

  • четко поставить задачи каждому подразделению;
  • «привязать» премирование и бюджет подразделения к выполнению KPI по сокращению издержек, внедрить действенную систему премирования и штрафов, использовать нематериальное поощрение.

8. Контролируем выполнение комплекса мер по снижению издержек. Проверяем соблюдение графиков выполнения работ, отслеживаем показатели, проводим выездные проверки на местах и т. д.

9. При необходимости корректируем план сокращения издержек.

10. Рассчитываем технико-экономические и финансовые показатели «после» — по результатам проведенных стратегических мероприятий. Сравниваем показатели «до» и «после», анализируем их и делаем выводы.

Выбираем направление для сокращения затрат

Значительные ресурсы должны вкладываться в направления, которые приносят максимальную прибыль или обеспечивают высокую конкурентоспособность. Остальные направления должны и могут быть сокращены.

При выработке стратегии сокращения издержек рассматривают:

  • какая прибыль генерируется теми или иными затратами;
  • насколько сокращение издержек может повлиять на финансовый результат;
  • насколько то, к чему относятся те или иные издержки, является главенствующим фактором успеха бизнеса, а что является второстепенным и потенциально может быть отдано на аутсорсинг или исключено.

Для сокращения издержек применяют:

1) системный анализ всех бизнес-процессов и затрат (вертикальный, горизонтальный, тренды, план-фактный, структурный и т. д.);

2) «закон Парето» (правило 80/20) — для получения 80 % эффекта достаточно выявить и оптимизировать статьи затрат, составляющие наибольший удельный вес (20 %), т. е. минимизировать весовые затраты;

3) инструментарий «бережливого производства»;

4) SWOT-анализ;

5) АВС-метод;

6) таргет-костинг;

7) строгий режим экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности компании;

8) экспертный метод;

9) комбинированный метод.

Примеры мероприятий, которые позволяют сократить издержки:

  • переход на упрощенные, более гибкие и менее капиталоемкие технологические процессы;
  • отказ от использования дорогостоящего сырья, материалов и комплектующих;
  • закупка сырья и материалов непосредственно с завода-изготовителя;
  • упрощение дизайна готовой продукции, отказ от дополнительных аксессуаров и потребительских свойств;
  • четкое планирование поставок сырья, минимизация страховых запасов;
  • закупка отдельных видов востребованного сырья крупными партиями, если поставщик предоставляет скидку за объем (при наличии финансовых средств);
  • перезаключение договоров с поставщиками на более выгодных условиях;
  • сокращение штатной численности персонала, в том числе благодаря автоматизации;
  • блокировка доступа к соцсетям и развлекательным сайтам даже при безлимитном Интернете — это позволит контролировать реальную занятость сотрудников;
  • замораживание уровня заработной платы, понижение или вообще отказ от премирования, иного дополнительного вознаграждения.

Пример сокращения издержек согласно стратегии — в табл. 1.

Считается, что наибольший резерв сокращения издержек — по производственным затратам.

После того как определены приоритетные направления снижения издержек, формируют затраты компании по каждому направлению, оценивают текущее положение дел, определяют план мероприятий по снижению издержек. Основной критерий — реальная возможность повлиять на размер издержек. Предложенные мероприятия оценивают с точки зрения экономического эффекта от их внедрения. Из сформированного перечня выбирают мероприятия, которые принесут наибольший экономический эффект.

Е. С. Панченко,
бизнес-консультант

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 3, 2018.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам