Практика применения Положения в течение более чем четырех месяцев выявила три основные проблемы в требованиях по раскрытию информации:
- во-первых, в соответствии с Федеральным законом № 39-ФЗ раскрытие информации должно было бы стать обязанностью эмитентов, привлекавших реальные денежные средства у неограниченного круга лиц (открытая подписка) или у ограниченного круга, но превышавшего 500 лиц (закрытая подписка), а также тех эмитентов, акции которых обращаются на фондовых биржах и/или у организаторов торговли. Обязывать же публично раскрывать информацию акционерные общества с достаточно небольшим количеством акционеров, у которых ни одна эмиссия не проводилась по открытой подписке, было явным излишеством;
- во-вторых, из сферы действия Положения выпало огромное количество юридических лиц, созданных при приватизации. Ранее в соответствии с п. 14 разд. 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организации мер по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», план приватизации предприятия, утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом, являлся проспектом эмиссии его акций. Однако в связи с отменой Указа Президента РФ № 721 наличие у эмитента плана приватизации формально не является основанием для раскрытия информации в форме ежеквартального отчета, что косвенным образом нарушает права акционеров, поскольку в ходе приватизации в большинстве случаев проводились открытые чековые аукционы или акции приватизированных предприятий распределялись среди весьма большого количества работников;
- в-третьих, Федеральный закон № 39-ФЗ установил только одиннадцать случаев, в которых предприятие раскрывает информацию в форме существенного факта. Существенные факты — это основной способ получения оперативной информации о предприятии, и те одиннадцать видов существенных фактов не закрывали полностью потребности рынка в оперативной информации. Так, например, общество не обязано было оперативно раскрывать такую информацию, как решения совета директоров, изменения в составе крупных акционеров, возбуждение в отношении эмитента процедуры банкротства и ряд других важных корпоративных событий.
Учитывая эти проблемы, ФКЦБ России разработала изменения и дополнения к Положению о раскрытии информации и утвердило их 24 декабря 2003 г. постановлением ФКЦБ России № 03-49/пс. Министерство юстиции зарегистрировало данные изменения 2 марта 2004 г., с апреля поправки вступают в силу.
Рассмотрим основные изменения в порядке раскрытия информации.
Какие эмитенты обязаны раскрывать информацию? Основные изменения
1. Компании, регистрировавшие в установленном порядке проспекты эмиссииценных бумаг в соответствии с редакцией Федерального закона № 39-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от 28 декабря 2002 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"», обязаны раскрывать информацию только в случае если проспект эмиссиипредусматривал размещение ценных бумаг неограниченному кругу лиц (открытая подписка) или ценные бумаги размещались по закрытой подписке, но среди круга лиц, превышающего 500 приобретателей.
2. Постановление ФКЦБ России № 03-49/пс от 24 декабря 2003 г. обязывает раскрывать информацию также эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации, — в случае если план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц. В случае если «приватизационный» выпуск, который первоначально распределялся среди неограниченного круга лиц или среди закрытого круга лиц, превышающего 500 приобретателей, аннулирован при последующем дроблении, консолидации или конвертации в ценные бумаги с большей (или меньшей) номинальной стоимостью, то обязанность по раскрытию информации сохраняется в случае, если после дробления/консолидации либо конвертации количество акционеров общества превышало 500.
3. Обязанность по раскрытию информации появляется у эмитентов, ценные бумаги которых обращались на торгах фондовых бирж и организаторов торговли на рынке ценных бумаг на момент вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2002 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и о внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”», в случае если такие ценные бумаги не были исключены из списков ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже и/или у иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Естественно, обязанность по раскрытию информации есть у тех эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг.
Дополнительные требования по раскрытию информации для акционерных обществ. Устав и внутренние документы АО
В соответствии с данными полномочиями ФКЦБ России, являвшаяся на момент регистрации постановления ФКЦБ России № 03-49/пс органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, определила следующие дополнительные требования по раскрытию информации.
Акционерные общества, обязанные раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, обязаны также «раскрывать сведения о содержании своих уставов и внутренних документов, регулирующих деятельность органов указанных эмитентов, путем опубликования указанных документов на странице в сети Интернет».
Также в случае внесения изменений в указанные документы (принятия их в новой редакции), устав и внутренние документы с внесенными изменениями должны быть опубликованы в Интернете не позднее 3 дней с момента опубликования в сети Интернет сообщения о соответствующем решении общего собрания акционеров.
Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не дает подробной расшифровки понятия «внутренние документы», однако из системного анализа указанного Федерального закона можно сделать вывод, что к внутренним документам относятся документы акционерного общества, регулирующие деятельность органов акционерного общества (как органов управления, так и органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью) (подп. 19 п. 1 ст. 48 Федерального закона № 208-ФЗ), а также регулирующие те или иные аспекты деятельности акционерного общества (например, порядок выбора аудитора и регистратора акционерного общества, порядок определения размера выплачиваемых дивидендов, порядок определения итогов финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, порядок предоставления доступа к документам акционерного общества и т.д.) (подп. 13 п. 1 ст. 65 Федерального закона № 208-ФЗ). К внутренним документам относятся, в частности:
- Положение о порядке подготовки и проведения Общего собрания акционеров (ст. 49 п. 5 Федерального закона № 208-ФЗ);
- Положение о порядке созыва и проведения заседаний Совета директоров (ст. 68 п. 1. Федерального закона № 208-ФЗ);
- Положение о порядке созыва и проведения заседаний коллегиального исполнительного органа (ст. 70 п. 1 Федерального закона № 208-ФЗ);
- Положение о ревизионной комиссии (ст. 85 п. 2 Федерального закона № 208-ФЗ).
По формальному признаку к внутренним документам может относиться любой документ общества, утверждаемый одним из его органов управления и регулирующий внутреннюю деятельность общества. Некоторые дополнительные примеры внутренних документов даны в Кодексе корпоративного поведения, рекомендованного к применению распоряжением ФКЦБ России № 421/р от 4 апреля 2002 г.:
- Положение об информационной политике;
- Положение по использованию инсайдерской информации;
- Положение о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией;
- Положение о дивидендной политике;
- Правила этики.
Вместе с тем Положение об информационной политике может устанавливать виды внутренних документов, относящихся к служебной и коммерческой тайне и доступ к которым ограничен, в том числе и для акционеров, — положения о подразделениях общества, штатное расписание, отдельные виды приказов и распоряжений единоличного исполнительного органа.
Дополнительные требования по раскрытию информации для акционерных обществ. Сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг эмитента
Постановление ФКЦБ России вводит 15 новых типов сообщений:
- решения, принятые советом директоров (наблюдательным советом);
- изменения в размере участия в уставном капитале эмитента и/или доли принадлежащих обыкновенных акций эмитента, его дочерних и зависимых обществ лиц, входящих в органы управления эмитента;
- изменения в составе акционеров эмитента, владеющих не менее чем 5% обыкновенных акций эмитента;
- сделка, в совершении которой имеется заинтересованность;
- возбуждение в отношении эмитента и (или) его дочерних и зависимых обществ процедуры банкротства;
- заключение эмитентом договора с фондовой биржей, на основании которого осуществляется листинг ценных бумаг;
- включение ценных бумаг эмитента в список бумаг, допущенных к торгам организатором торговли на рынке ценных бумаг, или исключение из данного списка;
- получение разрешения ФКЦБ России на обращение и/или размещение ценных бумаг эмитента за пределами РФ;
- выявленные существенные ошибки в ранее опубликованной и/или раскрытой финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента;
- принятие эмитентом решения о применении МСФО или US GAAP для целей подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента;
- ликвидация дочернего и/или зависимого общества эмитента;
- получение эмитентом или приостановление действия/отзыва у эмитента разрешения (лицензии);
- предъявление эмитенту, его дочерним и зависимым обществам исковых заявлений, которые могут существенно повлиять на его финансовое положение;
- изменение адреса страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации;
- изменение в списке юридических лиц, в которых эмитент владеет долей участия.
Данные сообщения имеют ряд отличительных особенностей.
Во-первых, в отличие от существенных фактов эти сообщения не нужно публиковать в печатных средствах массовой информации. Раскрытие таких сообщений должно осуществляться эмитентом путем опубликования в следующие сроки с момента наступления соответствующего события:
- в ленте новостей — не позднее 1 дня;
- на странице в сети Интернет — не позднее 3 дней.
Также данные сообщения должны направляться эмитентом в регистрирующий орган в письменной форме в срок не позднее 5 дней.
Во-вторых, в целом ряде случаев датой наступления события является дата, «в которую эмитент узнал или должен был узнать» о наступлении данного события. Например, событие, связанное с изменением долей участия в уставном капитале эмитента лиц, входящих в органы управления. Теоретически доля такого лица в уставном капитале эмитента может меняться каждый день, и для корректного раскрытия такой информации в случае, если бы датой наступления события считалась дата проведения операции в реестре акционеров, эмитенту необходимо было бы каждый день запрашивать у реестродержателя список зарегистрированных лиц. На практике же такая информация предоставляется эмитенту с существенно меньшей периодичностью, которая определяется им самостоятельно. И необходимость раскрывать данные сведения появляется у эмитента только в момент получения новых сведений о составе акционеров.
Решения, принятые советом директоров (наблюдательным советом)
Сообщение составляется в случае если совет директоров принял решение по вопросам, включенным в закрытый перечень, установленный постановлением ФКЦБ России № 03-49/пс:
- о созыве годового или внеочередного общих собраний акционеров эмитента, включая утверждение повестки дня общего собрания акционеров эмитента;
- об образовании единоличного и/или коллегиального исполнительных органов эмитента;
- о досрочном прекращении полномочий единоличного и/или коллегиального исполнительных органов эмитента;
- о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа эмитента, в том числе управляющей организации или управляющего;
- о рекомендациях по размеру выплачиваемого дивиденда по акциям эмитента и порядку его выплаты;
- о вынесении на общее собрание акционеров вопроса о реорганизации эмитента и о порядке и условиях такой реорганизации;
- об одобрении крупной сделки эмитента;
- об одобрении сделки эмитента, в совершении которой имеется заинтересованность, если цена такой сделки составляет 5 и более процентов балансовой стоимости активов эмитента, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату перед одобрением такой сделки;
- об утверждении регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента, и условий договора с ним;
- о расторжении договора с регистратором, осуществляющим ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента;
- о приобретении эмитентом размещенных им акций, облигаций и иных ценных бумаг;
- о создании филиалов и/или открытии представительств эмитента.
Изменения в размере участия в уставном капитале эмитента и/или доли принадлежащих обыкновенных акций эмитента, его дочерних и зависимых обществ лиц, входящих в органы управления эмитента
Моментом наступления указанного события является дата, в которую эмитент узнал или должен был узнать об изменении доли соответствующего лица.
Узнать об изменении доли эмитент может в случае, если лицо, входящее в органы управления, само уведомит его об изменении своей доли, или если эмитент в соответствии с договором с держателем реестра узнает об этом из предоставляемых держателем реестра отчетов.
Также в некоторых случаях эмитент должен узнавать о таких изменениях автоматически — например, в случае составления списка акционеров для участия в общем собрании акционеров или в случае составления списка лиц, имеющих преимущественное право приобретения ценных бумаг
Изменения в составе акционеров эмитента, владеющих не менее чем 5% обыкновенных акций эмитента
Моментом наступления указанного события является дата, в которую эмитент узнал или должен был узнать о таком изменении — подход здесь аналогичен предыдущему сообщению.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность
Подлежат раскрытию сведения только о сделках с заинтересованностью, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:
- размер сделки превышает пять процентов валюты баланса эмитента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный финансовый период перед утверждением сделки;
- сделка с заинтересованностью должна проходить процедуру утверждения уполномоченным органом эмитента.
В соответствии с п. 2 ст. 81 Федерального закона № 208-ФЗ порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяется:
- к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа;
- к сделкам, в совершении которых заинтересованы все акционеры общества;
- при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых обществом акций;
- при приобретении и выкупе обществом размещенных акций;
- при реорганизации общества в форме слияния (присоединения) обществ, если другому обществу, участвующему в слиянии (присоединении), принадлежит более чем три четверти всех голосующих акций реорганизуемого общества.
Моментом наступления указанного события является дата совершения эмитентом соответствующей сделки. При этом датой совершения сделки может считаться не только дата, вынесенная на титульную страницу договора, а в соответствии со ст. 432–433 Гражданского кодекса РФ также фактическая дата согласования существенных условий договора или дата исполнения обязательств по сделке:
«Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение».
«Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества».
Возбуждение в отношении эмитента и (или) его дочерних и зависимых обществ процедуры банкротства
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 127-ФЗ, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей и указанные требования не погашены в течение 3 месяцев.
Должник — юридическое лицо обращается в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом на основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают лица, признаваемые конкурсными кредиторами. Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
При подаче заявления о признании должника банкротом на основании ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, подающее заявление, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копию заявления и приложенных к нему документов. При подаче заявления предоставляется документы, подтверждающие направление копий заявления и приложенных к нему документов.
Моментом наступления указанного события является дата получения эмитентом определения арбитражного суда о возбуждении в отношении него дела о банкротстве и/или введении одной из процедур банкротства, либо дата, в которую эмитент узнал или должен был узнать о возбуждении в отношении его дочернего или зависимого общества дела о банкротстве и/или введении одной из процедур банкротства.