Отдаем журнал бесплатно!

Формируем целевой капитал некоммерческой организации

Сегодня российский некоммерческий сектор — это 655 тыс. организаций, которые работают как на местном, так и на федеральном уровне. Именно данные общественные структуры обеспечивают право граждан на диалог с властью, обращают внимание органов государственного и муниципального управления на проблемы населения в целом и отдельных его групп, развивают демократические принципы организации общества, помогают в решении социально значимых проблем, оказывают населению общественные социальные услуги.

Некоммерческие организации (НКО) как вид организационно-правовой формы ведения деятельности, как правило, описываются множеством терминов: организации социальной политики, некоммерческие организации, неправительственные организации, организации гражданского сотрудничества, благотворительные организации, благотворительные фонды, добровольные общества, массовые движения, организации третьего сектора, независимые организации, организации социального сектора (James R. Hines Jr. Nonprofit Business Activity and Unrelated Business Income Tax. NBER Working Paper Series. Cambridge, 1998).

По данным государственной статистики на 01.01.2008 численность НКО в России (за исключением органов государственной и муниципальной власти) составила 655 400 организаций. Таким образом, к началу 2008 г. количество НКО по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 3 % (см. рисунок).


Рисунок. Динамика численности некоммерческих организаций

 

Увеличение числа НКО в России, которое наблюдалось к началу 2007 г., было стимулировано созданием Общественной палаты РФ и другими действиями государства, направленными на поддержку некоммерческих организаций (в том числе эти действия могли побудить и создание новых НКО с целью получения средств государственной поддержки). В свою очередь, некоторое сокращение числа НКО в России в 2008 г. объясняется повышением государственного контроля со стороны государственных органов в отношении НКО, а именно вступлением в силу и реализацией поправок в закон об НКО, ужесточающих порядок регистрации и отчетности некоммерческих организаций перед контролирующими и регистрирующими государственными органами.

Основная деятельность НКО заключается в обеспечении общества набором благ с особыми достоинствами, куда, помимо прочего, входят услуги по оказанию помощи нуждающимся и пр. Эти функции в значительной степени относятся к функциям государства, однако то обстоятельство, что деятельность НКО остается востребованной, объясняется тем, что государственный сектор своей деятельностью не может охватить потребности всех слоев общества.

В рамках общественного сектора размещение ресурсов между разными направлениями деятельности отражает предпочтения только части населения государства. Наряду с этим определенные финансовые группы, население готовы финансировать общественно полезную или благотворительную деятельность при условии несколько иного распределения средств. В этом случае некоммерческие организации дополняют деятельность государства, и государство не подменяет НКО.

К сведению. В современной практике зарубежных стран одним из популярных инструментов финансирования деятельности НКО является формирование эндаумента (от англ. endowment — ресурсный капитал). Эндаумент НКО образуется, когда учредитель или иное лицо передает в собственность организации денежные средства или имущество, которые впоследствии должны использоваться (путем прямого расходования либо путем расходования дохода, возникающего от управления этими средствами, например от размещения в финансовых активах, приносящих доход) для достижения целей создания организации.

Эндаументы впервые возникли в США и использовались, прежде всего, для негосударственной поддержки образовательных учреждений. Наиболее развита система эндаументов в США. По данным американского Департамента образования ресурсный капитал американских университетов составляет:

1. Harvard University (Cambridge, Mass.) — 28 915 706 000 долл.;

2. Yale University (New Haven, Conn.) — 18 030 600 000 долл.;

3. Stanford University (Stanford, Calif.) — 14 084 676 000 долл.;

4. Univ. of Texas System Administration (Austin, Tex.) — 13 234 848 000 долл.;

5. Princeton University (Princeton, N.J.) — 13 044 900 000 долл.;

6. Massachusetts Institute of Technology — (Cambridge, Mass.) — 8 368 066 000 долл.;

7. Columbia University (New York, N.Y.) — 5 937 814 000 долл.;

8. University of California — 5 733 621 000 долл.;

9. Univ. of Michigan (Ann Arbor, Mich.) — 5 652 262 000 долл.;

10. Texas A&M University (College Station, Tex.) — 5 642 978 000 долл.

Российским аналогом данного финансового механизма является целевой капитал.

Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ (в ред. от 25.11.2009) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Федеральный закон № 275-ФЗ) предусматривает новый для российской практики способ финансирования деятельности некоммерческих организаций.

Необходимо отметить, что 03.11.2006 был принят Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», который также предусматривает новые формы финансирования НКО — финансирование деятельности автономного учреждения, выполняемой по отдельным заданиям собственника. Таким образом, можно говорить о целенаправленной деятельности законодателя в реформировании правовых основ деятельности НКО.

Основные положения Федерального закона № 275-ФЗ устанавливают, что такие НКО, как фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд или религиозная организация, могут получать пожертвования, формирующие целевой капитал, который не расходуется на текущие нужды НКО, а используется для извлечения дохода. И только доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности расходуются на финансирование уставной (некоммерческой) деятельности НКО.

К сведению. Целевой капитал может быть сформирован и созданной в форме фонда специализированной НКО, использующей этот капитал для извлечения дохода, который потом направляется на финансирование других НКО.

Возможны два варианта формирования целевого капитала. Вариант 1 предполагает право собственности на целевой капитал той НКО, которая является одновременно получателем доходов от его инвестирования. По варианту 2 собственником целевого капитала является специализированная НКО, которая создается и функционирует исключительно для целей формирования, передачи в управление и распределения доходов от инвестирования целевого капитала между иными некоммерческими организациями.

Ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы не вправе формировать в собственности целевой капитал, но вправе быть благополучателями доходов от его инвестирования, полученных от фондов управления целевым капиталом.

В отношении государственных корпораций и политических партий действует еще более жесткое ограничение: они не вправе ни формировать в собственности целевой капитал, ни получать доходы от его инвестирования.

Обратите внимание! Предусмотренная Федеральным законом № 275-ФЗ схема финансирования может быть эффективно использована, когда НКО получают крупные, но единовременные пожертвования, обеспечивающие финансирование деятельности организации на неограниченный промежуток времени (хотя закон допускает и публичный регулярный сбор пожертвований).

В международной практике примером такого способа финансирования НКО является учреждение Нобелевской премии. Альфред Нобель завещал большую часть своих сбережений специально созданной некоммерческой организации — Фонду Нобеля. Завещанные средства были инвестированы, за счет дохода от указанных инвестиций и выплачиваются денежные премии нобелевским лауреатам.

Необходимо обратить внимание, что сам по себе подобный порядок аккумулирования и использования средств некоммерческими организациями не противоречил законодательству и ранее. Так, в силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О некоммерческих организациях» источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах среди прочего являются:

·         добровольные имущественные взносы и пожертвования;

·         дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

·         доходы, получаемые от собственности НКО.

Следовательно, принятие пожертвований и приобретение за счет этих средств, например, акций акционерных обществ с последующим финансированием деятельности НКО за счет дивидендов было возможно и до вступления в силу Федерального закона № 275-ФЗ. Однако при этом существовал ряд сложностей.

Первая из них была связана с тем, что доход от использования недвижимости, ценных бумаг и иной собственности, приобретенной за счет пожертвований, считался доходом для целей налогообложения и облагался налогом на прибыль организаций. Это приводило к автоматическому уменьшению всех получаемых средств на 24 %. Поэтому самое значительное изменение в законодательстве внесено принятым одновременно с Федеральным законом № 275-ФЗ Федеральным законом от 30.12.2006 № 276-ФЗ (ред. от 19.07.2007) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"» (далее — Федеральный закон № 276-ФЗ). Статьей 4 данного закона внесены изменения в гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ в новой редакции при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются денежные средства, полученные:

·         некоммерческими организациями на формирование целевого капитала в порядке, установленном Федеральным законом № 275-ФЗ;

·         некоммерческими организациями — собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом № 275-ФЗ;

·         некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Федеральным законом № 275-ФЗ.

Кроме того, п. 2 ст. 146 НК РФ был дополнен подп. 8, согласно которому не признается объектом обложения НДС передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала в порядке, установленном Федеральным законом № 275-ФЗ. Необходимости в данной поправке не было, поскольку передача денежных средств не является реализацией товаров (работ, услуг), а значит, она не подлежала обложению НДС и до внесения изменений в указанную статью.

Вторая проблема при применении рассматриваемой схемы финансирования НКО была связана с гражданско-правовыми особенностями пожертвований. Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием является дарение в общеполезных целях. Может ли считаться общеполезной целью вложение денежных средств, например, в объект недвижимости, если даже доход от сдачи этой недвижимости в аренду направляется на финансирование НКО, было неясно.

И третья сложность заключалась в том, что в соответствии со ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут вести предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они созданы. Вопрос, насколько управление недвижимостью соответствовало уставным целям НКО, оставался открытым.

Таким образом, Федеральный закон № 275-ФЗ снял все разногласия в гражданско-правовой квалификации рассматриваемых операций НКО.


Сфера действия Федерального закона № 275-ФЗ распространяется не на все НКО, а только на определенные их виды. Согласно упомянутому закону формировать целевой капитал могут исключительно:

·         фонды;

·         автономные некоммерческие организации;

·         общественные организации;

·         общественные фонды;

·         религиозные организации.

Поскольку не все указанные виды НКО на основании ст. 582 ГК РФ имели право получать пожертвования, Федеральным законом № 276-ФЗ указанная статья была дополнена. В соответствии с новой ее редакцией пожертвования могут поступать не только гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям и публично-правовым образованиям, но и иным некоммерческим организациям в соответствии с законом.

Важно! Федеральный закон № 275-ФЗ ограничивает также направления инвестирования целевого капитала, снижая тем самым риски утраты имущества, составляющего целевой капитал.

Формирующие целевой капитал денежные средства, в том числе иностранная валюта, могут быть размещены:

·         в государственные ценные бумаги РФ, государственные ценные бумаги субъектов РФ, облигации иных российских эмитентов;

·         акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

·         государственные ценные бумаги иностранных государств, соответствующие требованиям, установленным для долговых обязательств иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда РФ;

·         облигации и акции иных иностранных эмитентов;

·         ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;

·         инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, если правилами доверительного управления этими фондами предусматривается выплата дохода от доверительного управления не реже одного раза в год;

·         инвестиционные паи интервальных паевых инвестиционных фондов;

·         инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов;

·         объекты недвижимого имущества;

·         депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях.

Доходы от целевого капитала могут направляться исключительно для использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки).

Учитывая, что НКО создана для выполнения социально значимых функций (образование, здравоохранение и т. п.), а не для ведения предпринимательской деятельности, нельзя ожидать от нее эффективного использования целевого капитала. Так, например, вложение средств в акции акционерных обществ предполагает совершение с ними ряда сделок на фондовом рынке. Следовательно, управлять имуществом, составляющим целевой капитал, должна специализированная управляющая компания. Закон устанавливает, что управляющей компанией могут быть акционерное общество и общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие лицензию на ведение деятельности по управлению ценными бумагами или инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Между НКО и управляющей компанией должен заключаться договор доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал.

Минимальный размер целевого капитала составляет 3 000 000 руб., а минимальный срок, на который может быть создан целевой капитал, по общему правилу Федерального закона № 275-ФЗ — 10 лет.

Формирование целевого капитала в целом происходит следующим образом. НКО принимает решение о формировании целевого капитала и в течение одного года (со дня поступления на банковский счет НКО первого пожертвования на формирование целевого капитала) собирает пожертвования.

Жертвователи (физические и юридические лица) передают в собственность НКО на формирование или пополнение целевого капитала денежные средства на основании договора пожертвования или завещания. Если жертвователем конкретное назначение, цели использования и получатели дохода от использования целевого капитала не определены, данные вопросы регулируются Советом.

НКО не вправе пользоваться и распоряжаться денежными средствами, полученными на формирование целевого капитала (за исключением их внесения на депозитные счета в кредитных организациях), до их передачи в доверительное управление управляющей компании.

В течение двух месяцев со дня, когда сумма пожертвований составит 3 000 000 руб., НКО обязана передать денежные средства в доверительное управление управляющей компании. Со дня передачи средств в доверительное управление управляющей компании целевой капитал считается сформированным.

Обратите внимание! Самостоятельное управление НКО (вложение пожертвований в активы) не рассматривается как формирование целевого капитала. Соответственно в этом случае не будут применяться предусмотренные Федеральным законом № 275-ФЗ налоговые льготы.

Если в течение обозначенного срока (один год) сумма пожертвований не превысит 3 000 000 руб. или если в течение этого срока не создан Совет, то целевой капитал не формируется и НКО до окончания финансового года, в котором истекает срок формирования целевого капитала, обязана возвратить поступившие денежные средства, если договором пожертвования не предусмотрено иное или если денежные средства получены в порядке наследования.

Статьей 11 Федерального закона № 275-ФЗ предусматривается возможность публичного сбора денежных средств на пополнение уже сформированного целевого капитала с применением стандартной формы договора пожертвования.

Такие дополнительные пожертвования НКО обязана передать в доверительное управление той же управляющей компании в течение 10 дней со дня их получения.

Федеральным законом № 275-ФЗ также предусмотрены случаи, при наступлении которых целевой капитал подлежит расформированию:

1) достижение целей или наступление условий, предусмотренных договором пожертвования (завещанием);

2) истечение срока, на который был сформирован целевой капитал;

3) принятие решения о реорганизации НКО — собственника целевого капитала, если создаваемые в результате реорганизации НКО не соответствуют требованиям Федерального закона № 275-ФЗ;

4) принятие решения о ликвидации НКО — собственника целевого капитала;

5) если стоимость чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, снизилась по результатам трех следующих подряд завершенных отчетных лет более чем на 30 % без учета расходования денежных средств, предусмотренных п. 4 ст. 13 Федерального закона № 275-ФЗ (не более 10 % балансовой стоимости имущества, составляющего целевой капитал, в год, если это не запрещено договором пожертвования или завещанием и предусмотрено финансовым планом НКО);

6) если стоимость чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, снизилась по результатам одного отчетного года более чем на 50 % без учета расходования денежных средств, предусмотренных п. 4 ст. 13 Федерального закона № 275-ФЗ;

7) по решению суда.

Возможные инструменты инвестирования в условиях кризиса:

·        государственные ценные бумаги РФ;

·        государственные ценные бумаги субъектов РФ, облигации иных российских эмитентов;

·        депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях;

·        инвестиционные паи ЗПИФов недвижимости;

·        инвестиционные паи ЗПИФов искусства и антиквариата;

·        инструменты с гарантированной доходностью.

Пример

Рассмотрим, как рассчитывается годовой доход.

Целевой капитал при формировании — 6 000 000 руб.

Рост стоимости чистых активов (СЧА) (доход от доверительного управления за 12 месяцев) — 11 % (660 000 руб.).

Вознаграждение управляющей компании (10 % от суммы дохода от доверительного управления) — 66 000 руб.

Административно-управленческие расходы (15 % от суммы дохода от доверительного управления) — 99 000 руб.

Доход от целевого капитала, передаваемый получателям дохода, — 495 000 руб.

Отчетность

Некоммерческие организации — собственники целевого капитала обязаны подготовить и утвердить годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала. В случае если некоммерческой организацией сформировано несколько целевых капиталов, отчет готовится по каждому целевому капиталу.

Срок предоставления отчета — не позднее шести месяцев после окончания отчетного года.

Годовой отчет должен быть размещен на сайте некоммерческой организации в течение 10 дней с даты утверждения отчета.

 

А. В. Грищенко,
аттестованный аудитор Минфина России, канд. экон. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2010.

Отдаем журнал бесплатно!

Формируем целевой капитал некоммерческой организации

Сегодня российский некоммерческий сектор — это 655 тыс. организаций, которые работают как на местном, так и на федеральном уровне. Именно данные общественные структуры обеспечивают право граждан на диалог с властью, обращают внимание органов государственного и муниципального управления на проблемы населения в целом и отдельных его групп, развивают демократические принципы организации общества, помогают в решении социально значимых проблем, оказывают населению общественные социальные услуги.

Некоммерческие организации (НКО) как вид организационно-правовой формы ведения деятельности, как правило, описываются множеством терминов: организации социальной политики, некоммерческие организации, неправительственные организации, организации гражданского сотрудничества, благотворительные организации, благотворительные фонды, добровольные общества, массовые движения, организации третьего сектора, независимые организации, организации социального сектора (James R. Hines Jr. Nonprofit Business Activity and Unrelated Business Income Tax. NBER Working Paper Series. Cambridge, 1998).

По данным государственной статистики на 01.01.2008 численность НКО в России (за исключением органов государственной и муниципальной власти) составила 655 400 организаций. Таким образом, к началу 2008 г. количество НКО по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 3 % (см. рисунок).


Рисунок. Динамика численности некоммерческих организаций

 

Увеличение числа НКО в России, которое наблюдалось к началу 2007 г., было стимулировано созданием Общественной палаты РФ и другими действиями государства, направленными на поддержку некоммерческих организаций (в том числе эти действия могли побудить и создание новых НКО с целью получения средств государственной поддержки). В свою очередь, некоторое сокращение числа НКО в России в 2008 г. объясняется повышением государственного контроля со стороны государственных органов в отношении НКО, а именно вступлением в силу и реализацией поправок в закон об НКО, ужесточающих порядок регистрации и отчетности некоммерческих организаций перед контролирующими и регистрирующими государственными органами.

Основная деятельность НКО заключается в обеспечении общества набором благ с особыми достоинствами, куда, помимо прочего, входят услуги по оказанию помощи нуждающимся и пр. Эти функции в значительной степени относятся к функциям государства, однако то обстоятельство, что деятельность НКО остается востребованной, объясняется тем, что государственный сектор своей деятельностью не может охватить потребности всех слоев общества.

В рамках общественного сектора размещение ресурсов между разными направлениями деятельности отражает предпочтения только части населения государства. Наряду с этим определенные финансовые группы, население готовы финансировать общественно полезную или благотворительную деятельность при условии несколько иного распределения средств. В этом случае некоммерческие организации дополняют деятельность государства, и государство не подменяет НКО.

К сведению. В современной практике зарубежных стран одним из популярных инструментов финансирования деятельности НКО является формирование эндаумента (от англ. endowment — ресурсный капитал). Эндаумент НКО образуется, когда учредитель или иное лицо передает в собственность организации денежные средства или имущество, которые впоследствии должны использоваться (путем прямого расходования либо путем расходования дохода, возникающего от управления этими средствами, например от размещения в финансовых активах, приносящих доход) для достижения целей создания организации.

Эндаументы впервые возникли в США и использовались, прежде всего, для негосударственной поддержки образовательных учреждений. Наиболее развита система эндаументов в США. По данным американского Департамента образования ресурсный капитал американских университетов составляет:

1. Harvard University (Cambridge, Mass.) — 28 915 706 000 долл.;

2. Yale University (New Haven, Conn.) — 18 030 600 000 долл.;

3. Stanford University (Stanford, Calif.) — 14 084 676 000 долл.;

4. Univ. of Texas System Administration (Austin, Tex.) — 13 234 848 000 долл.;

5. Princeton University (Princeton, N.J.) — 13 044 900 000 долл.;

6. Massachusetts Institute of Technology — (Cambridge, Mass.) — 8 368 066 000 долл.;

7. Columbia University (New York, N.Y.) — 5 937 814 000 долл.;

8. University of California — 5 733 621 000 долл.;

9. Univ. of Michigan (Ann Arbor, Mich.) — 5 652 262 000 долл.;

10. Texas A&M University (College Station, Tex.) — 5 642 978 000 долл.

Российским аналогом данного финансового механизма является целевой капитал.

Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ (в ред. от 25.11.2009) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Федеральный закон № 275-ФЗ) предусматривает новый для российской практики способ финансирования деятельности некоммерческих организаций.

Необходимо отметить, что 03.11.2006 был принят Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», который также предусматривает новые формы финансирования НКО — финансирование деятельности автономного учреждения, выполняемой по отдельным заданиям собственника. Таким образом, можно говорить о целенаправленной деятельности законодателя в реформировании правовых основ деятельности НКО.

Основные положения Федерального закона № 275-ФЗ устанавливают, что такие НКО, как фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд или религиозная организация, могут получать пожертвования, формирующие целевой капитал, который не расходуется на текущие нужды НКО, а используется для извлечения дохода. И только доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности расходуются на финансирование уставной (некоммерческой) деятельности НКО.

К сведению. Целевой капитал может быть сформирован и созданной в форме фонда специализированной НКО, использующей этот капитал для извлечения дохода, который потом направляется на финансирование других НКО.

Возможны два варианта формирования целевого капитала. Вариант 1 предполагает право собственности на целевой капитал той НКО, которая является одновременно получателем доходов от его инвестирования. По варианту 2 собственником целевого капитала является специализированная НКО, которая создается и функционирует исключительно для целей формирования, передачи в управление и распределения доходов от инвестирования целевого капитала между иными некоммерческими организациями.

Ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы не вправе формировать в собственности целевой капитал, но вправе быть благополучателями доходов от его инвестирования, полученных от фондов управления целевым капиталом.

В отношении государственных корпораций и политических партий действует еще более жесткое ограничение: они не вправе ни формировать в собственности целевой капитал, ни получать доходы от его инвестирования.

Обратите внимание! Предусмотренная Федеральным законом № 275-ФЗ схема финансирования может быть эффективно использована, когда НКО получают крупные, но единовременные пожертвования, обеспечивающие финансирование деятельности организации на неограниченный промежуток времени (хотя закон допускает и публичный регулярный сбор пожертвований).

В международной практике примером такого способа финансирования НКО является учреждение Нобелевской премии. Альфред Нобель завещал большую часть своих сбережений специально созданной некоммерческой организации — Фонду Нобеля. Завещанные средства были инвестированы, за счет дохода от указанных инвестиций и выплачиваются денежные премии нобелевским лауреатам.

Необходимо обратить внимание, что сам по себе подобный порядок аккумулирования и использования средств некоммерческими организациями не противоречил законодательству и ранее. Так, в силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О некоммерческих организациях» источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах среди прочего являются:

·         добровольные имущественные взносы и пожертвования;

·         дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

·         доходы, получаемые от собственности НКО.

Следовательно, принятие пожертвований и приобретение за счет этих средств, например, акций акционерных обществ с последующим финансированием деятельности НКО за счет дивидендов было возможно и до вступления в силу Федерального закона № 275-ФЗ. Однако при этом существовал ряд сложностей.

Первая из них была связана с тем, что доход от использования недвижимости, ценных бумаг и иной собственности, приобретенной за счет пожертвований, считался доходом для целей налогообложения и облагался налогом на прибыль организаций. Это приводило к автоматическому уменьшению всех получаемых средств на 24 %. Поэтому самое значительное изменение в законодательстве внесено принятым одновременно с Федеральным законом № 275-ФЗ Федеральным законом от 30.12.2006 № 276-ФЗ (ред. от 19.07.2007) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"» (далее — Федеральный закон № 276-ФЗ). Статьей 4 данного закона внесены изменения в гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ в новой редакции при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются денежные средства, полученные:

·         некоммерческими организациями на формирование целевого капитала в порядке, установленном Федеральным законом № 275-ФЗ;

·         некоммерческими организациями — собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом № 275-ФЗ;

·         некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Федеральным законом № 275-ФЗ.

Кроме того, п. 2 ст. 146 НК РФ был дополнен подп. 8, согласно которому не признается объектом обложения НДС передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала в порядке, установленном Федеральным законом № 275-ФЗ. Необходимости в данной поправке не было, поскольку передача денежных средств не является реализацией товаров (работ, услуг), а значит, она не подлежала обложению НДС и до внесения изменений в указанную статью.

Вторая проблема при применении рассматриваемой схемы финансирования НКО была связана с гражданско-правовыми особенностями пожертвований. Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием является дарение в общеполезных целях. Может ли считаться общеполезной целью вложение денежных средств, например, в объект недвижимости, если даже доход от сдачи этой недвижимости в аренду направляется на финансирование НКО, было неясно.

И третья сложность заключалась в том, что в соответствии со ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут вести предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они созданы. Вопрос, насколько управление недвижимостью соответствовало уставным целям НКО, оставался открытым.

Таким образом, Федеральный закон № 275-ФЗ снял все разногласия в гражданско-правовой квалификации рассматриваемых операций НКО.


Сфера действия Федерального закона № 275-ФЗ распространяется не на все НКО, а только на определенные их виды. Согласно упомянутому закону формировать целевой капитал могут исключительно:

·         фонды;

·         автономные некоммерческие организации;

·         общественные организации;

·         общественные фонды;

·         религиозные организации.

Поскольку не все указанные виды НКО на основании ст. 582 ГК РФ имели право получать пожертвования, Федеральным законом № 276-ФЗ указанная статья была дополнена. В соответствии с новой ее редакцией пожертвования могут поступать не только гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям и публично-правовым образованиям, но и иным некоммерческим организациям в соответствии с законом.

Важно! Федеральный закон № 275-ФЗ ограничивает также направления инвестирования целевого капитала, снижая тем самым риски утраты имущества, составляющего целевой капитал.

Формирующие целевой капитал денежные средства, в том числе иностранная валюта, могут быть размещены:

·         в государственные ценные бумаги РФ, государственные ценные бумаги субъектов РФ, облигации иных российских эмитентов;

·         акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

·         государственные ценные бумаги иностранных государств, соответствующие требованиям, установленным для долговых обязательств иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда РФ;

·         облигации и акции иных иностранных эмитентов;

·         ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;

·         инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, если правилами доверительного управления этими фондами предусматривается выплата дохода от доверительного управления не реже одного раза в год;

·         инвестиционные паи интервальных паевых инвестиционных фондов;

·         инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов;

·         объекты недвижимого имущества;

·         депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях.

Доходы от целевого капитала могут направляться исключительно для использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки).

Учитывая, что НКО создана для выполнения социально значимых функций (образование, здравоохранение и т. п.), а не для ведения предпринимательской деятельности, нельзя ожидать от нее эффективного использования целевого капитала. Так, например, вложение средств в акции акционерных обществ предполагает совершение с ними ряда сделок на фондовом рынке. Следовательно, управлять имуществом, составляющим целевой капитал, должна специализированная управляющая компания. Закон устанавливает, что управляющей компанией могут быть акционерное общество и общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие лицензию на ведение деятельности по управлению ценными бумагами или инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Между НКО и управляющей компанией должен заключаться договор доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал.

Минимальный размер целевого капитала составляет 3 000 000 руб., а минимальный срок, на который может быть создан целевой капитал, по общему правилу Федерального закона № 275-ФЗ — 10 лет.

Формирование целевого капитала в целом происходит следующим образом. НКО принимает решение о формировании целевого капитала и в течение одного года (со дня поступления на банковский счет НКО первого пожертвования на формирование целевого капитала) собирает пожертвования.

Жертвователи (физические и юридические лица) передают в собственность НКО на формирование или пополнение целевого капитала денежные средства на основании договора пожертвования или завещания. Если жертвователем конкретное назначение, цели использования и получатели дохода от использования целевого капитала не определены, данные вопросы регулируются Советом.

НКО не вправе пользоваться и распоряжаться денежными средствами, полученными на формирование целевого капитала (за исключением их внесения на депозитные счета в кредитных организациях), до их передачи в доверительное управление управляющей компании.

В течение двух месяцев со дня, когда сумма пожертвований составит 3 000 000 руб., НКО обязана передать денежные средства в доверительное управление управляющей компании. Со дня передачи средств в доверительное управление управляющей компании целевой капитал считается сформированным.

Обратите внимание! Самостоятельное управление НКО (вложение пожертвований в активы) не рассматривается как формирование целевого капитала. Соответственно в этом случае не будут применяться предусмотренные Федеральным законом № 275-ФЗ налоговые льготы.

Если в течение обозначенного срока (один год) сумма пожертвований не превысит 3 000 000 руб. или если в течение этого срока не создан Совет, то целевой капитал не формируется и НКО до окончания финансового года, в котором истекает срок формирования целевого капитала, обязана возвратить поступившие денежные средства, если договором пожертвования не предусмотрено иное или если денежные средства получены в порядке наследования.

Статьей 11 Федерального закона № 275-ФЗ предусматривается возможность публичного сбора денежных средств на пополнение уже сформированного целевого капитала с применением стандартной формы договора пожертвования.

Такие дополнительные пожертвования НКО обязана передать в доверительное управление той же управляющей компании в течение 10 дней со дня их получения.

Федеральным законом № 275-ФЗ также предусмотрены случаи, при наступлении которых целевой капитал подлежит расформированию:

1) достижение целей или наступление условий, предусмотренных договором пожертвования (завещанием);

2) истечение срока, на который был сформирован целевой капитал;

3) принятие решения о реорганизации НКО — собственника целевого капитала, если создаваемые в результате реорганизации НКО не соответствуют требованиям Федерального закона № 275-ФЗ;

4) принятие решения о ликвидации НКО — собственника целевого капитала;

5) если стоимость чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, снизилась по результатам трех следующих подряд завершенных отчетных лет более чем на 30 % без учета расходования денежных средств, предусмотренных п. 4 ст. 13 Федерального закона № 275-ФЗ (не более 10 % балансовой стоимости имущества, составляющего целевой капитал, в год, если это не запрещено договором пожертвования или завещанием и предусмотрено финансовым планом НКО);

6) если стоимость чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, снизилась по результатам одного отчетного года более чем на 50 % без учета расходования денежных средств, предусмотренных п. 4 ст. 13 Федерального закона № 275-ФЗ;

7) по решению суда.

Возможные инструменты инвестирования в условиях кризиса:

·        государственные ценные бумаги РФ;

·        государственные ценные бумаги субъектов РФ, облигации иных российских эмитентов;

·        депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях;

·        инвестиционные паи ЗПИФов недвижимости;

·        инвестиционные паи ЗПИФов искусства и антиквариата;

·        инструменты с гарантированной доходностью.

Пример

Рассмотрим, как рассчитывается годовой доход.

Целевой капитал при формировании — 6 000 000 руб.

Рост стоимости чистых активов (СЧА) (доход от доверительного управления за 12 месяцев) — 11 % (660 000 руб.).

Вознаграждение управляющей компании (10 % от суммы дохода от доверительного управления) — 66 000 руб.

Административно-управленческие расходы (15 % от суммы дохода от доверительного управления) — 99 000 руб.

Доход от целевого капитала, передаваемый получателям дохода, — 495 000 руб.

Отчетность

Некоммерческие организации — собственники целевого капитала обязаны подготовить и утвердить годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала. В случае если некоммерческой организацией сформировано несколько целевых капиталов, отчет готовится по каждому целевому капиталу.

Срок предоставления отчета — не позднее шести месяцев после окончания отчетного года.

Годовой отчет должен быть размещен на сайте некоммерческой организации в течение 10 дней с даты утверждения отчета.

 

А. В. Грищенко,
аттестованный аудитор Минфина России, канд. экон. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2010.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам