В статье на примере показано, как необходимо анализировать наличие и размеры кредиторской задолженности управляющих компаний жилищно-коммунальной сферы перед поставщиками услуг, определены основные пути выхода из «долгового тупика».
Для начала напомним основные понятия, касающиеся данной темы, которые даются в экономических словарях.
Задолженность — один из критериев оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта, отражающего позицию данного субъекта в кредитных отношениях с финансовыми институтами (банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями и т. д.) или другими хозяйствующими субъектами либо физическими лицами (наемными работниками, поставщиками услуг). Существует два вида задолженности:
- кредиторская задолженность — хозяйствующий субъект должен кому-то определенную сумму денег;
- дебиторская задолженность — хозяйствующему субъекту кто-либо должен определенную сумму денег.
Кредиторская задолженность — задолженность субъекта (предприятия, организации, физического лица) перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить. Кредиторская задолженность возникает в случае, если дата поступления услуг (работ, товаров, материалов и т. д.) не совпадает с датой их фактической оплаты. Наличие кредиторской задолженности является неблагоприятным фактором для организации, так как существенно снижает ее показатели платежеспособности и ликвидности при оценке финансового состояния.
Дебитор (должник) — юридическое или физическое лицо, имеющее задолженность организации, учреждению, предприятию (антоним понятию «кредитор»). В качестве дебиторов могут выступать лишь лица, способные быть носителями гражданских прав и обязанностей. В двусторонних договорных обязательствах одно и то же лицо выступает и в качестве дебитора, и в качестве кредитора (например, по договору поставки поставщик является дебитором в обязательстве передать товар, кредитором в обязательстве уплатить деньги).
Кредитор — юридическое или физическое лицо, которому следует вернуть деньги, другие ценности или их эквивалент.
Кредиторскую задолженность можно разделить на несколько видов по сроку возникновения:
- текущая задолженность (до 90 дней);
- краткосрочная задолженность (до 1 года);
- долгосрочная задолженность (от 1 года до 3 лет);
- кредиторская задолженность к списанию (более 3 лет).
В зависимости от документального подтверждения кредиторская задолженность делится на следующие виды:
- балансовая задолженность;
- задолженность по акту сверки;
- задолженность, подтвержденная первичными документами;
- вексель, облигация, прочие долговые обязательства;
- судебное решение о взыскании денежных средств.
В зависимости от основания возникновения кредиторская задолженность делится на следующие виды:
- задолженность по заработной плате;
- начисленные и неоплаченные налоги и сборы;
- обязательства из кредитных и лизинговых договоров;
- задолженность перед стратегическими партнерами;
- бесспорные обязательства (задолженность по выплате держателям облигаций, векселей, прочих долговых инструментов и т. д.);
- прочая задолженность.
В зависимости от отношений кредитора и организации кредиторская задолженность делится на следующие виды:
- кредиторская задолженность перед аффилированными лицами;
- задолженность перед зависимыми кредиторами (поставщики, подрядчики);
- обязательства перед лояльными кредиторами;
- нейтральная задолженность;
- задолженность перед кредиторами, заинтересованными в ее скорейшем погашении и совершающими действия в данном направлении;
- задолженность перед агрессивными кредиторами;
- задолженность перед специализированными организациями в сфере взыскания.
Кроме того, кредиторскую задолженность на предприятиях и в организациях, имеющих транзитные платежи, можно подразделить на собственную задолженность и задолженность по транзитным платежам.
Управляющая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Ресурсоснабжающая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Коммунальные ресурсы — холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
После того, как мы определились, что является кредиторской задолженностью и какие основные ее виды выделяют специалисты, перейдем к рассмотрению примера о транзитной задолженности управляющей компании.
Управляющая компания оказывает услуги по содержанию жилья, ремонту жилья, содержанию мусоропроводов, а также осуществляет транзитные платежи по услугам, которые сама не оказывает (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение и вывоз мусора). Из-за транзитных платежей возникают проблемы, так как приходится нести ответственность за своевременную оплату этих услуг, а население не готово своевременно оплачивать потребленные услуги. В результате растет кредиторская задолженность, предприятия-поставщики обращаются в суды.
Самый простой выход из этой ситуации для управляющей компании — перевести многоквартирные дома, обслуживаемые управляющей компанией, в непосредственное управление.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений договоры на оказание услуг по содержанию жилья и мусоропровода и выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
А договоры на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Однако жильцы не всегда соглашаются принять такое решение. И тогда возникает ситуация, когда у управляющей компании рост дебиторской задолженности населения вызывает автоматически рост кредиторской задолженности перед сторонними поставщиками услуг.
Для того чтобы отслеживать и держать на контроле размеры дебиторской и кредиторской задолженности за услуги, необходимо проводить ежедневный, ежемесячный, ежегодный анализ.
Для проведения такого анализа можно использовать форму, приведенную в табл. 1. В ней представлены данные для рассматриваемого примера за год.
Таблица 1. Анализ кредиторской и дебиторской задолженностей управляющей компании |
||||||
Статья затрат |
Адрес |
|||||
Авиаторов, 10 |
Авиаторов, 12 |
Мира, 22 |
Мира, 23 |
Звездова, 30 |
Итого, руб. |
|
СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЬЯ |
||||||
ДОХОДЫ |
||||||
НАЧИСЛЕНО |
727 090 |
348 587 |
669 143 |
427 037 |
351 153 |
2 523 010 |
Населению |
593 993 |
284 660 |
552 668 |
354 104 |
287 769 |
2 073 194 |
Компенсации из бюджета |
133 097 |
63 927 |
116 475 |
72 933 |
63 384 |
449 816 |
ПОЛУЧЕНО |
583 893 |
249 777 |
500 592 |
226 296 |
271 303 |
1 831 861 |
От населения |
583 893 |
249 777 |
500 592 |
226 296 |
271 303 |
1 831 861 |
Компенсации из бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
РАСХОДЫ |
||||||
Начислено поставщиком услуг |
678 772 |
295 977 |
510 901 |
392 963 |
308 990 |
2 187 603 |
Оплата поставщику услуг |
678 772 |
295 977 |
510 901 |
392 963 |
308 990 |
2 187 603 |
Финансовый результат по начислению |
48 318 |
52 610 |
158 242 |
34 074 |
42 163 |
335 407 |
Финансовый результат по оплате |
–94 879 |
–46 200 |
–10 309 |
–166 667 |
–37 687 |
–355 742 |
Долг населения на конец периода |
10 100 |
34 883 |
52 076 |
127 808 |
16 466 |
241 333 |
% оплаты населения |
98,3 |
87,7 |
90,6 |
63,9 |
94,3 |
88,4 |
% оплаты поставщику |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
РЕМОНТ ЖИЛЬЯ |
||||||
ДОХОДЫ |
||||||
НАЧИСЛЕНО |
425 315 |
204 086 |
388 495 |
239 091 |
204 918 |
1 461 905 |
Населению |
332 039 |
159 100 |
309 121 |
198 432 |
160 844 |
1 159 536 |
Компенсации из бюджета |
93 276 |
44 986 |
79 374 |
40 659 |
44 074 |
302 369 |
ПОЛУЧЕНО |
327 625 |
141 078 |
276 874 |
128 358 |
154 069 |
1 028 004 |
От населения |
327 625 |
141 078 |
276 874 |
128 358 |
154 069 |
1 028 004 |
Компенсации из бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
РАСХОДЫ |
||||||
Начислено поставщиком услуг |
425 315 |
204 086 |
388 495 |
200 000 |
155 600 |
1 373 496 |
Оплата поставщику услуг |
425 315 |
204 086 |
388 495 |
200 000 |
155 600 |
1 373 496 |
Финансовый результат по начислению |
0 |
0 |
0 |
39 091 |
49 318 |
88 409 |
Финансовый результат по оплате |
-97690 |
-63008 |
-111621 |
-71642 |
-1531 |
-345492 |
Долг населения на конец периода |
4414 |
18 022 |
32 247 |
70 074 |
6775 |
131 532 |
% оплаты населения |
98,7 |
88,7 |
89,6 |
64,7 |
95,8 |
88,7 |
% оплаты поставщику |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
СОДЕРЖАНИЕ МУСОРОПРОВОДА |
||||||
ДОХОДЫ |
||||||
НАЧИСЛЕНО |
67 236 |
32 492 |
62 960 |
36 505 |
32 647 |
231 840 |
Населению |
67 236 |
32 492 |
62 960 |
36 505 |
32 647 |
231 840 |
Компенсации из бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ПОЛУЧЕНО |
66 583 |
29 237 |
59 001 |
24 248 |
31 141 |
210 210 |
От населения |
66 583 |
29 237 |
59 001 |
24 248 |
31 141 |
210 210 |
Компенсации из бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
РАСХОДЫ |
||||||
Начислено поставщиком услуг |
65 344 |
31 570 |
60 960 |
34 700 |
30 101 |
222 675 |
Оплата поставщику услуг |
65 344 |
31 570 |
60 960 |
34 700 |
30 101 |
222 675 |
Финансовый результат по начислению |
1892 |
922 |
2000 |
1805 |
2546 |
9165 |
Финансовый результат по оплате |
1239 |
–2333 |
–1959 |
–10 452 |
1040 |
–12 465 |
Долг населения на конец периода |
653 |
3255 |
3959 |
12 257 |
1506 |
21 630 |
% оплаты населения |
99,0 |
90,0 |
93,7 |
66,4 |
95,4 |
90,7 |
% оплаты поставщику |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
СОДЕРЖАНИЕ ЛИФТОВ |
||||||
ДОХОДЫ |
||||||
НАЧИСЛЕНО |
309 669 |
148 548 |
285 315 |
91 722 |
152 665 |
987 919 |
Населению |
242 162 |
115 990 |
227 869 |
62 296 |
120 767 |
769 084 |
Компенсации из бюджета |
67 507 |
32 558 |
57 446 |
29 426 |
31 898 |
218 835 |
ПОЛУЧЕНО |
243 483 |
107 380 |
205 566 |
30 236 |
115 172 |
701 837 |
От населения |
243 483 |
107 380 |
205 566 |
30 236 |
115 172 |
701 837 |
Компенсации из бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
РАСХОДЫ |
||||||
Начислено поставщиком услуг |
309 669 |
148 548 |
278 342 |
65 949 |
149 797 |
952 305 |
Оплата поставщику услуг |
309 669 |
148 548 |
278 342 |
65 949 |
149 797 |
952 305 |
Финансовый результат по начислению |
0 |
0 |
6973 |
25773 |
2868 |
35614 |
Финансовый результат по оплате |
–66 186 |
–41 168 |
–72 776 |
–35 713 |
–34 625 |
–250 468 |
Долг населения на конец периода |
–1321 |
8610 |
22 303 |
32 060 |
5595 |
67 247 |
% оплаты населения |
100,5 |
92,6 |
90,2 |
48,5 |
95,4 |
91,3 |
% оплаты поставщику |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
ХОЛОДНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ |
||||||
ДОХОДЫ |
||||||
НАЧИСЛЕНО |
285 399 |
145 295 |
198 788 |
56 359 |
140 238 |
826 079 |
Населению |
230 677 |
118 903 |
152 222 |
32 506 |
114 381 |
648 689 |
Компенсации из бюджета |
54 722 |
26 392 |
46 566 |
23 853 |
25 857 |
177 390 |
ПОЛУЧЕНО |
227 542 |
104 905 |
136 767 |
20 328 |
112 458 |
602 000 |
От населения |
227 542 |
104 905 |
136 767 |
20 328 |
112 458 |
602 000 |
Компенсации из бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
РАСХОДЫ |
||||||
Начислено поставщиком услуг |
380 183 |
174 392 |
198 683 |
40 568 |
140 000 |
933 826 |
Оплата поставщику услуг |
370 000 |
171 000 |
167 000 |
32 000 |
125 000 |
865 000 |
Финансовый результат по начислению |
–94 784 |
–29 097 |
105 |
15 791 |
238 |
–107 747 |
Финансовый результат по оплате |
–142 458 |
–66 095 |
–30 233 |
–11 672 |
–12 542 |
–263 000 |
Долг населения на конец периода |
3135 |
13 998 |
15 455 |
12 178 |
1923 |
46 689 |
% оплаты населения |
98,6 |
88,2 |
89,8 |
62,5 |
98,3 |
92,8 |
% оплаты поставщику |
97,3 |
98,1 |
84,1 |
78,9 |
89,3 |
92,6 |
ВОДООТВЕДЕНИЕ |
||||||
ДОХОДЫ |
||||||
НАЧИСЛЕНО |
316 825 |
164 017 |
220 882 |
62 300 |
158 298 |
922 322 |
Населению |
255 117 |
134 256 |
168 371 |
35 402 |
129 140 |
722 286 |
Компенсации из бюджета |
61 708 |
29 761 |
52 511 |
26 898 |
29 158 |
200 036 |
ПОЛУЧЕНО |
246 404 |
113 246 |
147 515 |
21 831 |
123 983 |
652 979 |
От населения |
246 404 |
113 246 |
147 515 |
21 831 |
123 983 |
652 979 |
Компенсации из бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
РАСХОДЫ |
||||||
Начислено поставщиком услуг |
378 378 |
174 096 |
210 865 |
49 000 |
149 873 |
962 212 |
Оплата поставщику услуг |
246 404 |
113 246 |
147 515 |
21 831 |
123 983 |
652 979 |
Финансовый результат по начислению |
–61 553 |
–10 079 |
10 017 |
13 300 |
8425 |
–39 890 |
Финансовый результат по оплате |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Долг населения на конец периода |
8713 |
21 010 |
20 856 |
13 571 |
5157 |
69 307 |
% оплаты населения |
96,6 |
84,4 |
87,6 |
61,7 |
96,0 |
90,4 |
% оплаты поставщику |
65,1 |
65,0 |
70,0 |
44,6 |
82,7 |
67,9 |
ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ |
||||||
ДОХОДЫ |
||||||
НАЧИСЛЕНО |
673 284 |
350 113 |
482 608 |
172 979 |
341 109 |
2 020 093 |
Населению |
446 561 |
240 766 |
289 675 |
74 150 |
233 979 |
1 285 131 |
Компенсации из бюджета |
226 723 |
109 347 |
192 933 |
98 829 |
107 130 |
734 962 |
ПОЛУЧЕНО |
542 074 |
264 231 |
356 756 |
97 301 |
278 440 |
1 538 802 |
От населения |
417 690 |
204 241 |
250 910 |
43 082 |
219 667 |
1 135 590 |
Компенсации из бюджета |
124 384 |
59 990 |
105 846 |
54 219 |
58 773 |
403 212 |
РАСХОДЫ |
||||||
Начислено поставщиком услуг |
659 972 |
391 537 |
420 248 |
136 715 |
440 444 |
2 048 916 |
Оплата поставщику услуг |
542 074 |
264 231 |
356 756 |
97 301 |
278 440 |
1 538 802 |
Финансовый результат по начислению |
13 312 |
–41 424 |
62 360 |
36 264 |
–99 335 |
–28 823 |
Финансовый результат по оплате |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Долг населения на конец периода |
28 871 |
36 525 |
38 765 |
31 068 |
14 312 |
149 541 |
% оплаты населения |
93,5 |
84,8 |
86,6 |
58,1 |
93,9 |
88,4 |
% оплаты поставщику |
82,1 |
67,5 |
84,9 |
71,2 |
63,2 |
75,1 |
ОТОПЛЕНИЕ |
||||||
ДОХОДЫ |
||||||
НАЧИСЛЕНО |
1 182 494 |
569 233 |
1 026 250 |
618 353 |
564 969 |
3 961 299 |
Населению |
796 452 |
383 047 |
697 743 |
450 077 |
382 558 |
2 709 877 |
Компенсации из бюджета |
386 042 |
186 186 |
328 507 |
168 276 |
182 411 |
1 251 422 |
ПОЛУЧЕНО |
1 178 581 |
527 842 |
989 898 |
443 053 |
558 302 |
3 697 676 |
От населения |
792 539 |
341 656 |
661 391 |
274 777 |
375 891 |
2 446 254 |
Компенсации из бюджета |
386 042 |
186 186 |
328 507 |
168 276 |
182 411 |
1 251 422 |
РАСХОДЫ |
||||||
Начислено поставщиком услуг |
1 255 722 |
660 540 |
1 147 920 |
596 000 |
636 503 |
4 296 685 |
Оплата поставщику услуг |
1 178 581 |
527 842 |
989 898 |
443 053 |
558 302 |
3 697 676 |
Финансовый результат по начислению |
–73 228 |
–91 307 |
–121 670 |
22 353 |
–71 534 |
–335 386 |
Финансовый результат по оплате |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Долг населения на конец периода |
3913 |
41 391 |
36 352 |
175 300 |
6667 |
263 623 |
% оплаты населения |
99,5 |
89,2 |
94,8 |
61,1 |
98,3 |
90,3 |
% оплаты поставщику |
93,9 |
79,9 |
86,2 |
74,3 |
87,7 |
86,1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ |
||||||
ДОХОДЫ |
||||||
НАЧИСЛЕНО |
605 394 |
289 999 |
567 566 |
430 900 |
322 114 |
2 215 973 |
Населению |
605 394 |
289 999 |
567 566 |
430 900 |
322 114 |
2 215 973 |
Компенсации из бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ПОЛУЧЕНО |
598 777 |
240 789 |
562 110 |
387 650 |
300 938 |
2 090 264 |
От населения |
598 777 |
240 789 |
562 110 |
387 650 |
300 938 |
2 090 264 |
Компенсации из бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
РАСХОДЫ |
||||||
Начислено поставщиком услуг |
662 300 |
300 913 |
570 900 |
440 900 |
350 212 |
2 325 225 |
Оплата поставщику услуг |
662 300 |
300 913 |
570 900 |
440 900 |
350 212 |
2 325 225 |
Финансовый результат по начислению |
–56 906 |
–10 914 |
–3334 |
–10 000 |
–28 098 |
–109 252 |
Финансовый результат по оплате |
–63 523 |
–60 124 |
–8790 |
–53 250 |
–49 274 |
–234 961 |
Долг населения на конец периода |
6617 |
49 210 |
5456 |
43 250 |
21 176 |
125 709 |
% оплаты населения |
98,9 |
83,0 |
99,0 |
90,0 |
93,4 |
94,3 |
% оплаты поставщику |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
ВЫВОЗ МУСОРА |
||||||
ДОХОДЫ |
||||||
НАЧИСЛЕНО |
390 072 |
188 460 |
332 004 |
144 505 |
185 172 |
1 240 213 |
Населению |
58 389 |
28 000 |
52 927 |
32 078 |
28 366 |
199 760 |
Компенсации из бюджета |
331 683 |
160 460 |
279 077 |
112 427 |
156 806 |
1 040 453 |
ПОЛУЧЕНО |
250 568 |
118 501 |
213 890 |
104 631 |
119 425 |
807 015 |
От населения |
57 448 |
25 360 |
49 553 |
20 450 |
28 173 |
180 984 |
Компенсации из бюджета |
193 120 |
93 141 |
164 337 |
84 181 |
91 252 |
626 031 |
РАСХОДЫ |
||||||
Начислено поставщиком услуг |
390 072 |
188 460 |
332 004 |
144 505 |
185 172 |
1 240 213 |
Оплата поставщику услуг |
200 000 |
100 000 |
170 000 |
80 500 |
95 600 |
646 100 |
Финансовый результат по начислению |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Финансовый результат по оплате |
50 568 |
18 501 |
43 890 |
24 131 |
23 825 |
160 915 |
Долг населения на конец периода |
941 |
2640 |
3374 |
11 628 |
193 |
18 776 |
% оплаты населения |
98,4 |
90,6 |
93,6 |
63,8 |
99,3 |
90,6 |
% оплаты поставщику |
51,3 |
53,1 |
51,2 |
55,7 |
51,6 |
52,1 |
ВСЕГО |
||||||
ДОХОДЫ |
||||||
НАЧИСЛЕНО |
4 982 778 |
2 440 830 |
4 234 011 |
2 279 751 |
2 453283 |
16 390 653 |
Населению |
3 628 020 |
1 787 213 |
3 081 122 |
1 706 450 |
1 812 565 |
12 015 370 |
Компенсации из бюджета |
1 354 758 |
653 617 |
1 152 889 |
573 301 |
640 718 |
4 375 283 |
ПОЛУЧЕНО |
4 265 530 |
1 896 986 |
3 448 969 |
1 483 932 |
2 065 231 |
13 160 648 |
От населения |
3 561 984 |
1 557 669 |
2 850 279 |
1 177 256 |
1 732 795 |
10 879 983 |
Компенсации из бюджета |
703 546 |
339 317 |
598 690 |
306 676 |
332 436 |
2 280 665 |
РАСХОДЫ |
||||||
Начислено поставщиком услуг |
5 205 727 |
2 570 119 |
4 119 318 |
2 101 300 |
2 546 692 |
16 543 156 |
Оплата поставщику услуг |
4 678 459 |
2 157 413 |
3 640 767 |
1 809 197 |
2 176 025 |
14 461 861 |
Финансовый результат по начислению |
–222 949 |
–129 289 |
114 693 |
178 451 |
–93 409 |
–152 503 |
Финансовый результат по оплате |
–412 929 |
–260 427 |
–191 798 |
–325 265 |
–110 794 |
–1 301 213 |
Долг населения на конец периода |
66 036 |
229 544 |
230 843 |
529 194 |
79 770 |
1 135 387 |
% оплаты населения |
98,2 |
87,2 |
92,5 |
69,0 |
95,6 |
90,6 |
% оплаты поставщику |
89,9 |
83,9 |
88,4 |
86,1 |
85,4 |
87,4 |
Примечание. В сумме, начисленной населению к оплате за услуги, и в сумме, оплаченной населением, должны быть учтены долг на начало периода и суммы корректировок, льгот, субсидий.
Проведем анализ погашения управляющей компанией кредиторской задолженности, используя данные таблицы.
Услуги по содержанию жилья, содержанию мусоропровода, ремонту жилья управляющая компания оказывает населению сама, однако при проведении анализа кредиторской задолженности данные по вышеперечисленным услугам должны быть обязательно учтены.
По содержанию жилья:
- начислено населению — 2 073 194 руб.;
- фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 1 831 861 руб.;
- долг населения компании за оказанную услугу: 2 073 194 – 1 831 861 = 241 333 руб.;
- долг компании за услугу с учетом неполученной компенсации из бюджета: 241 333 + (449 816 – 0) = 691 149 руб.;
- начислено поставщиком за оказанную услугу — 2 187 603 руб.;
- оплачено поставщику — 2 187 603 руб.
При оплате населением за услугу 88,4 % и неполученной компенсации из бюджета процент оплаты поставщику составляет 100 %. Значит, оплата произведена за счет средств, поступивших для оплаты других услуг, а это неправильно. Аналогичная ситуация по другим услугам, оказанным самой управляющей компанией — содержанию мусоропровода и ремонту жилья. Самый низкий процент оплаты населения за услуги — по адресу: ул. Мира, 23. Следовательно, по указанному адресу необходимо провести работу с населением с целью увеличения оплаты населением за услуги.
По содержанию лифтов:
- начислено населению — 769 084 руб.;
- фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 701 837 руб.;
- долг населения компании за оказанную услугу: 769 084 – 701 837 = 67 247 руб.;
- долг компании за услугу с учетом неполученной компенсации из бюджета: 67 247 + (218 835 – 0) = 286 082 руб.;
- начислено поставщиком за оказанную услугу — 952 305 руб.;
- оплачено поставщику — 952 305 руб.
При оплате населением за услугу 91,3 % и неполученной компенсации из бюджета процент оплаты поставщику составляет 100 %, кредиторская задолженность отсутствует. Значит, оплата произведена за счет средств, поступивших для оплаты других услуг, что является неверным.
По холодному водоснабжению:
- начислено населению — 648 689 руб.;
- фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 602 000 руб.;
- долг населения компании за оказанную услугу: 648 689 – 602 000 = 46 689 руб.;
- долг компании за услугу с учетом неполученной компенсации из бюджета: 46 689 + (177 390 – 0) = 224 079 руб.;
- начислено поставщиком за оказанную услугу — 933 826 руб.;
- оплачено поставщику — 865 000 руб.
При оплате населением за услугу 92,8 % и неполученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу больше, чем за данную услугу получила, то есть направила на погашение кредиторской задолженности средства, полученные за другие услуги. Однако кредиторская задолженность не погашена полностью и составляет 68 826 руб. (933 826 – 865 000). Анализируя данные табл. 1, мы видим, что за холодное водоснабжение управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета меньше, чем ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по адресам: ул. Авиаторов, 10 и ул. Авиаторов, 12. Кроме того, по указанным адресам необходимо уделить внимание экономии расходов по водоснабжению — в первую очередь установить общедомовые счетчики потребления холодной воды.
По водоотведению:
- начислено населению — 722 286 руб.;
- фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 652 979 руб.;
- долг населения компании за оказанную услугу: 722 286 – 652 979 = 69 307 руб.;
- долг компании за услугу с учетом неполученной компенсации из бюджета: 69 307 + (200 036 – 0) = 269 343 руб.;
- начислено поставщиком за оказанную услугу — 962 212 руб.;
- оплачено поставщику — 652 979 руб.
При оплате населением за услугу 90,4 % и неполученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу столько, сколько за данную услугу получила. Однако кредиторская задолженность не погашена полностью и составляет 309 233 руб. (962 212 – 652 979). За водоотведение, как и за холодное водоснабжение, управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета меньше, чем ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по адресам: ул. Авиаторов, 10 и Авиаторов, 12. Кроме того, по указанным адресам необходимо уделить внимание экономии расходов по водоотведению.
По горячему водоснабжению:
- начислено населению — 1 285 131 руб.;
- фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 1 135 590 руб.;
- долг населения компании за оказанную услугу: 1 285 131 – 1 135 590 = 149 541 руб.;
- долг компании за услугу с учетом недополученной компенсации из бюджета: 149 541 + (734 962 – 403 212) = 481 291 руб.;
- начислено поставщиком за оказанную услугу — 2 048 916 руб.;
- оплачено поставщику — 1 538 802 руб.
При оплате населением за услугу 88,4 % и недополученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу столько, сколько за данную услугу получила от населения и из бюджета. Однако кредиторская задолженность не погашена полностью и составляет 510 114 руб. (2 048 916 – 1 538 802).
За горячее водоснабжение управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета меньше, чем ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по адресам: ул. Авиаторов, 12 и Звездова, 30. Кроме того, по указанным адресам необходимо уделить внимание экономии расходов по горячей воде — в первую очередь установить счетчики потребления.
По отоплению:
- начислено населению — 2 709 877 руб.;
- фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 2 446 254 руб.;
- долг населения компании за оказанную услугу: 2 709 877 – 2 446 254 = 263 623 руб.;
- долг компании за услугу всего: 263 623 + 0 = 263 623 руб.
Компенсация из бюджета получена в полном размере. Начислено поставщиком за оказанную услугу — 4 296 685 руб. Оплачено поставщику — 3 697 676 руб. При оплате населением за услугу 90,3 % и полностью полученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу столько, сколько за данную услугу получила от населения и из бюджета. Однако кредиторская задолженность не погашена полностью и составляет 599 009 руб. (4 296 685 – 3 697 676). За отопление управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета меньше, чем ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по всем адресам, кроме Мира, 23. Кроме того, по указанным адресам необходимо уделить внимание экономии расходов по отоплению — в первую очередь установить тепловые узлы.
По электрической энергии:
- начислено населению — 2 215 973 руб.;
- фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 2 090 264 руб.;
- долг населения компании за оказанную услугу: 2 215 973 – 2 090 264 = 125 709 руб.;
- начислено поставщиком за оказанную услугу — 2 325 225 руб.;
- оплачено поставщику — 2 325 225 руб.
При оплате населением за услугу 94,3 % управляющая компания полностью рассчиталась с поставщиком услуги. Кредиторская задолженность отсутствует, однако она погашена за счет средств, поступивших за другие услуги. За электрическую энергию управляющая компания начислила населению меньше, чем было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что необходимо проверить правильность начислений населению и проверить наличие ошибок в счетах-фактурах от поставщика по всем адресам, а также необходимо уделить внимание экономии расходов по электрической энергии – установить счетчики потребления, проверить наличие потерь электрической энергии, проверить своевременность передачи населением показаний квартирных приборов учета электроэнергии и т. д.
По вывозу мусора:
- начислено населению — 199 760 руб.;
- фактическая оплата, полученная от населения за услугу, — 180 984 руб.;
- долг населения компании за оказанную услугу: 199 760 – 180 984 = 187 76 руб.;
- долг компании за услугу с учетом недополученной компенсации из бюджета: 18 776 + (1 040 453 – 626 031) = 433 198 руб.;
- начислено поставщиком за оказанную услугу — 1 240 213 руб.;
- оплачено поставщику — 646 100 руб.
При оплате населением за услугу 90,6 % и недополученной компенсации из бюджета управляющая компания оплатила поставщику за услугу меньше, чем за эту услугу получила, направив средства, полученные за данную услугу, на оплату других услуг, что является неверным. Кредиторская задолженность за вывоз мусора составляет 594 113 руб. (1 240 213 – 646100). За вывоз мусора управляющая компания начислила населению и компенсации из бюджета столько же, сколько ей было предъявлено по счетам-фактурам от поставщика услуг. Это говорит о том, что ошибки при начислении населению, расчете компенсации из бюджета и в счетах-фактурах от поставщика отсутствуют.
Рассмотрев пример, мы увидели, что управляющая компания, которая выполняет начисление населению за услуги, которые сама не оказывает, и сама рассчитывается с поставщиками этих услуг, может иметь кредиторскую задолженность не по своей вине – из-за несвоевременной оплаты населением за услуги, несвоевременного поступления компенсаций из бюджета, льгот из бюджета и по своей вине - направляя средства, полученные за одни услуги на оплату других услуг, в первую очередь, возмещая расходы за оказание своих услуг. Чтобы этого не происходило, необходимо вмешательство контролирующих органов. Контролирующим органом может выступать администрация города. Специалисты контролирующих органов должны собирать ежемесячно информацию по форме, приведенной в табл. 1 от организаций ЖКХ анализировать, куда были направлены средства, полученные от населения и из бюджета. В свою очередь, главные бухгалтеры и экономисты компаний должны представлять руководителям управляющих компаний ежедневно информацию о поступлении денежных средств и совместно с ним принимать решения о направлении поступивших средств (табл. 2).
Таблица 2. Анализ поступления и направления денежных средств управляющей компании |
|||
Поступление денежныхсредств |
Сумма, руб. |
Направление денежных средств |
Сумма, руб. |
От населения: |
|||
содержание жилья |
123 000 |
УК |
123 000 |
ремонт жилья |
50 789 |
УК |
50 789 |
содержание мусоропровода |
12 345 |
УК |
12 345 |
содержание лифтов |
34 500 |
ООО «Кузнецклифт» |
34 500 |
холодное водоснабжение |
78 932 |
ООО «Водоканал» |
78 932 |
водоотведение |
65 409 |
ООО «Водоканал» |
65 409 |
горячее водоснабжение |
79 900 |
ООО «Энерго» |
79 900 |
отопление |
118 990 |
ООО «Энерго» |
118 990 |
электроэнергия |
34 670 |
ООО «Энергосбыт» |
34 670 |
вывоз мусора |
23 854 |
ООО «Техно» (вывоз мусора) |
23 854 |
Поступления из бюджета: |
|||
компенсация по отоплению |
50 000 |
ООО «Энерго» |
50 000 |
компенсация по вывозу мусора |
40 000 |
ООО «Техно» (вывоз мусора) |
40 000 |
Прочие поступления: |
|||
аренда помещения |
12 000 |
УК |
12 000 |
прочие услуги |
25 000 |
ООО «Аудит» |
25 000 |
Как мы уже упоминали ранее, для управляющих компаний удобнее перевести многоквартирные дома в непосредственное управление, чтобы избежать транзитной кредиторской задолженности. Если перевести в непосредственное управление многоквартирные дома нет возможности, можно использовать раздельные счета и оплачивать транзитные услуги по мере поступления денежных средств от населения и из бюджета за данный вид услуги на соответствующий счет. Кроме того, с целью сокращения кредиторской задолженности поставщикам услуг, работникам управляющей компании необходимо уделять большое внимание сокращению затрат на эти услуги — устанавливать общедомовые счетчики потребления, тепловые узлы и т. д. Необходимо также проводить постоянно работу по увеличению процента оплаты населением за оказанные услуги, чтобы сократить дебиторскую задолженность и направить поступившие средства на погашение кредиторской задолженности. А также надо проводить анализ выставленных поставщиками услуг счетов-фактур, их сравнительный анализ с размером начислений платы за соответствующие услуги населению, с целью выявления возможных ошибок у поставщиков или в начислениях населению. Финансовый результат, как по начислению, так и по оплате, должен быть близок к нулю. Ну и, конечно же, всем компаниям, предприятиям и организациям следует своевременно обслуживать текущие обязательства, погашать краткосрочную кредиторскую задолженность и реструктурировать долгосрочную задолженность.