Как корректировать план по выпуску изделий в связи с изменением цен на материалы?
Как рассчитать себестоимость продукции с учетом изменений ассортимента и цены изделия?
Как максимизировать прибыль с учетом изменившихся цен и ассортимента?
Производственный план, принципы его составления
Производственный план — документ, с помощью которого руководство предприятия организует работу и контролирует трудовой процесс, выпуск продукции, потребление сырья и материалов, энергоресурсов и пр.
План производства — это основа деятельности компании, без него невозможно эффективно контролировать производственный процесс, отслеживать прибыль и убытки, находить пути оптимизации.
План на предприятиях составляется с учетом специфики деятельности, но есть общепринятые принципы составления этого документа. И в связи с изменениями в технологическом процессе (смена ассортимента, приобретение более мощного и современного оборудования, использование других материалов и сырья и т. д.) план требует регулярной корректировки.
Рассмотрим последовательность составления производственного плана на примере изготовления сумок.
Классическая технология производства сумок независимо от типа, материала, размера, назначения сумок, процесс производства различных изделий включает следующие этапы:
1. Создание эскиза. Это может быть собственная идея дизайнера или заимствование уже существующей популярной модели (практикуется крупными предприятиями).
2. Конструирование. На этом этапе разрабатываются лекала для будущих изделий. Затем их переносят на плотный картон и отправляют в экспериментальный цех.
3. В экспериментальном цехе по лекалам шьют контрольный образец, чтобы определить правильность разработанных лекал, учесть и исправить недостатки технологической сборки, оценить расход материала, его качество, выбрать наиболее подходящие материалы.
4. Лекала отправляются в производственный цех. По ним вырезаются необходимые детали.
На крупных фабриках по массовому производству кожаных сумок, чтобы ускорить процесс, по лекалам создаются вырубные пресса. Затраты на изготовление вырубных заготовок оправданы также в случаях, если модель выпускается фабрикой на протяжении нескольких лет.
5. Раскроенные детали передаются в швейный цех на сборку.
На производстве кожаных аксессуаров каждая швея выполняет свою операцию: одни шьют ручки, другие склеивают и проклеивают детали, третьи в прописанной технологом последовательности собирают сумку, устанавливают фурнитуру.
Производственная программа — это задание по выпуску продукции определенного количества, качества и ассортимента. В производственной программе отражаются количественные и качественные показатели.
Ассортимент — это состав одноименной продукции по видам, типам, маркам.
Допустим, небольшое предприятие занимается производством кожаных сумок. Самое ходовое сырье — телячья кожа. Она отличается изумительной фактурой. Шкуры достаточно большие, что делает раскрой весьма экономичным. Кроме того, изделия из нее прочные, служат долго.
Скорректируем план предприятия по ассортименту и объему выпуска женских сумок на второе полугодие 2019 г. на основании заключенных договоров с заказчиками, в которых указаны цены, стоимость и условия расчетов. Корректировку производим с учетом изменения в ассортименте продукции и повышения цен на сумки (подорожали материалы — кожа и замша).
План доходов от производства сумок на 2-е полугодие 2019 г. с корректировкой ассортимента и цены представлен в табл. 1.
Таблица 1
План доходов от производства сумок на 2-е полугодие 2019 г. с корректировкой ассортимента и цены
Ассортимент продукции |
Первоначальный план на 2-е полугодие 2019 г., шт. сумок |
Первоначальная цена, руб. |
Первоначальный план по доходам от продаж за год, тыс. руб. |
Корректирование (увеличение, уменьшение) плана выпуска сумок, шт. |
План с учетом корректировки на 2-е полугодие, шт. |
Коэффициент удорожания цены (10–20 %) |
Новая скорректированная цена увеличенная, руб. |
Ожидаемый доход от реализации сумок с учетом изменений, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 = 2 × 3 |
5 |
6 = 2 + 5 |
7 |
8 = 3 × 7 + 3 |
9 = 6 × 8 |
Женские сумки из натуральной кожи |
||||||||
Сумка-клатч |
180 |
2640 |
475,2 |
|
180 |
5 % |
2772 |
499,0 |
Сумка-купол |
100 |
2780 |
278,0 |
|
100 |
5 % |
2919 |
291,9 |
Складной клатч |
180 |
2930 |
527,4 |
|
180 |
5 % |
3077 |
553,8 |
Деловая сумка |
260 |
2480 |
644,8 |
|
260 |
5 % |
2604 |
677,0 |
Сумка-конверт |
150 |
2830 |
424,5 |
|
150 |
5 % |
2972 |
445,7 |
Всего |
870 |
|
2349,9 |
|
870 |
|
|
2467,4 |
Поясная сумка |
160 |
1580 |
252,8 |
40 |
200 |
5 % |
1659 |
331,8 |
Круглая сумка |
120 |
2750 |
330,0 |
|
120 |
5 % |
2888 |
346,5 |
Сумка-багет |
100 |
2930 |
293,0 |
|
100 |
5 % |
3077 |
307,7 |
Сумка-полумесяц |
180 |
2800 |
504,0 |
–60 |
120 |
5 % |
2940 |
352,8 |
Сумка-таблетка |
150 |
2260 |
339,0 |
|
150 |
5 % |
2373 |
356,0 |
Всего |
710 |
|
1718,8 |
–20 |
690 |
|
|
1694,7 |
Женский рюкзак |
300 |
2900 |
870,0 |
100 |
400 |
10 % |
3190 |
1276,0 |
Повседневная сумка среднего размера |
340 |
3620 |
1230,8 |
50 |
390 |
5 % |
3801 |
1482,4 |
Сумка-шоппер |
280 |
4100 |
1148,0 |
|
280 |
10 % |
4510 |
1262,8 |
Дорожный чемоданчик |
160 |
3120 |
499,2 |
|
160 |
10 % |
3432 |
549,1 |
Сумка хозяйственная |
200 |
5600 |
1120,0 |
–50 |
150 |
10 % |
6160 |
924,0 |
Всего |
1280 |
|
3998,0 |
100 |
1380 |
|
|
5494,3 |
Производство нового вида ассортимента — сумки из эконом-кожи |
||||||||
Молодежная сумка |
|
|
|
300 |
300 |
|
2200 |
660,00 |
Сумка-рюкзак |
|
|
|
360 |
360 |
|
2460 |
885,60 |
Всего |
|
|
|
660 |
660 |
|
|
1545,60 |
ИТОГО |
2860 |
|
8066,7 |
740 |
3600 |
|
|
11 202,0 |
Итак, первоначальный план по доходам от производства кожаных сумок на 2-е полугодие 2019 г. скорректирован. План увеличился на 740 ед. (3600 – 2860), в стоимостном выражении — на 3135,3 тыс. руб. (11 202,0 – 8066,7).
Причины изменения производственного плана на 2-е полугодие 2019 г.:
1. Производство нового вида ассортимента из эконом-кожи для молодежного населения (молодежные сумки и сумки-рюкзаки).
2. Увеличение цены за единицу изделия из-за подорожания материалов —кожи — на 5–10 % в зависимости от сорта и выделки.
3. Уменьшился план выпуска сумки-полумесяца на 60 шт., а также хозяйственных сумок на 50 шт., так как на них упал спрос. План по производству повседневных сумок среднего размера увеличился, так как они пользуются спросом на рынке продаж, цена на них более приемлемая, чем на хозяйственные большие сумки, на изготовление которых затрачивается больше материалов. Увеличился план и по выпуску поясной сумки на 40 шт. — тоже пользуются спросом.
В связи с изменением ассортимента выпуска сумок и удорожанием материалов изменилась себестоимость продукции.
Плановая калькуляция до повышения цен на кожу и после представлена в табл. 2.
Таблица 2
Плановая калькуляция на одно изделие (кожаную повседневную сумку)
Перечень статей |
До подорожания материалов |
После подорожания материалов |
||
Сумма затрат, руб. |
Структура себестоимости, % |
Сумма затрат, руб. |
Структура себестоимости скорректированная на 2-е полугодие, % |
|
Стоимость основных деталей изделия (кожа) |
1541,00 |
51,09 |
1671,08 |
52,96 |
Затраты закройного цеха |
191,28 |
6,34 |
200,53 |
6,36 |
Итого затраты закройного цеха |
1732,28 |
57,44 |
1871,61 |
59,32 |
Стоимость вспомогательных материалов |
97,56 |
3,23 |
97,56 |
3,09 |
Затраты вспомогательного цеха |
11,71 |
0,39 |
11,71 |
0,37 |
Итого затраты вспомогательных материалов |
109,27 |
3,62 |
109,27 |
3,46 |
Стоимость всех материалов |
1841,55 |
61,06 |
1980,88 |
62,78 |
Заработная плата производственных рабочих |
486,00 |
16,11 |
486,00 |
15,40 |
Начисления на зарплату |
145,80 |
4,83 |
145,80 |
4,62 |
Начисления по накладным расходам |
396,79 |
13,16 |
396,79 |
12,58 |
Итого производственная себестоимость |
2870,14 |
95,16 |
3009,47 |
95,38 |
Коммерческие расходы |
145,86 |
4,84 |
145,86 |
4,62 |
Полная себестоимость |
3016,00 |
100,00 |
3155,33 |
100,00 |
Как видим, полная себестоимость одной сумки повседневной увеличилась в связи с корректировкой цены за кожу с 3016 руб. до 3155,33 руб.
Наибольший удельный вес в составе затрат занимают материалы — от 61,06 до 62,78 %