Для чего нужна группировка ассортимента по видам продукции?
Какие группировки товаров применяют в кондитерском производстве?
Что показывает анализ товарных групп во времени?
В чем особенность анализа себестоимости товарных групп?
Как распределить общие расходы между группами товаров?
Разные виды продукции имеют различную сложность производства, разнообразное качество, на них различен спрос, неодинакова продажная стоимость. Поэтому ничего удивительного, что разные товарные группы генерируют разные суммы прибыли от продаж. Как понять, какие виды продукции какой финансовый результат дают? Ведь не всегда отличные продажи приносят столь же отличные прибыли. Чтобы получить ответ на этот вопрос и понимать, какие виды продукции производить и продавать выгодно, необходимо провести анализ хозяйственной деятельности по видам продукции. Рассмотрим последовательность такого анализа.
Для чего нужна группировка ассортимента по видам продукции
Самым точным и самым детальным будет анализ по каждой номенклатурной позиции. Такой аналитический материал ответит на вопрос о валовой прибыли по каждому товару, подскажет удельный вес продаж конкретной продукции в общем объеме выручки.
Вот только подробность такого отчета не только его плюс, но и его же минус. С одной стороны, важно знать финансовые результаты по каждой номенклатурной позиции. С другой стороны, при большом ассортименте товаров очень неудобно анализировать каждую позицию применительно к общему итогу, да и результаты такого анализа не будет показательным — слишком мизерны по отношению к общему итогу. И очень сложно уловить, как множество полученных финансовых показателей влияют на конечный финансовый результат.
Организация проанализировала продажи кондитерских изделий за отчетный период (данные обобщены в табл. 1). Общая величина выручки за месяц — 2 142 980 руб.
Таблица 1
Анализ продаж кондитерских изделий за отчетный месяц, руб. (фрагмент)
Наименование товара |
Кол-во товаров, шт. |
Сумма продаж без скидки, руб. |
Сумма продаж со скидкой, руб. |
Средняя стоимость без скидки, руб. |
Средняя стоимость со скидкой, руб. |
Удельный вес продаж по видам товаров в выручке, % |
Себестоимость продаж, руб. |
Валовая прибыль |
|
сумма, руб. |
удельный вес, в % к итогу |
||||||||
Бул. изд. «Булочка с изюмом» 90 г |
72 |
3600 |
3568 |
50 |
49,56 |
0,1665 |
1744 |
1824 |
0,1724 |
Бул. изд. «Кулич пасхальный» 0,200 кг |
84 |
4200 |
4200 |
50 |
50,00 |
0,196 |
2100 |
2100 |
0,1985 |
Бул. изд. «Кулич пасхальный» 0,400кг |
88 |
7040 |
7019 |
80 |
79,76 |
0,3275 |
3588 |
3431 |
0,3244 |
Бул. изд. «Кулич пасхальный» 0,450 кг |
139 |
12 510 |
12 397 |
90 |
89,19 |
0,5785 |
6200 |
6197 |
0,5858 |
Бул. изд. «Пирог с вишней» 330 г |
89 |
4005 |
3969 |
45 |
44,60 |
0,1852 |
2190 |
1779 |
0,1682 |
Бул. изд. «Пирог с творогом» 330 г |
115 |
5175 |
5128 |
45 |
44,59 |
0,2393 |
2757 |
2371 |
0,2241 |
Бул. изд. «Пирожок с вишней» 90 г |
102 |
4590 |
4549 |
45 |
44,60 |
0,2123 |
2745 |
1804 |
0,1705 |
Бул. изд. «Пирожок с клубникой» 90 г |
77 |
3696 |
3692 |
48 |
47,95 |
0,1723 |
1888 |
1804 |
0,1705 |
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
37 112 |
2 241 152 |
2 142 980 |
× |
× |
100% |
1 085 194 |
1 057 786 |
100 % |
По построенной таблице отлично видны финансовые результаты по каждой номенклатурной позиции.
Например, из представленного перечня товаров наибольшую суммовую валовую прибыль дали продажи булочных изделий «Кулич пасхальный» 0,450 кг — 6197 руб. Максимален и удельный вес данной позиции — 0,5858 %.
Минимальным спросом пользовались булочные изделия «Пирожок с курагой» 90 г — за анализируемый период продали всего 44 шт., валовая прибыль — 968 руб. (0,0915 %).
Это очень важная аналитическая информация. Но когда строк/позиций много, например несколько тысяч, очень трудно оценить, как каждый отдельный товар влияет на общий финансовый результат, даже с помощью автоматизированной обработки.
Как выходят из такой ситуации? Группируют виды продукции, т. е. выделяют ассортиментные группы, и на основе этих агрегированных показателей и проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Какие группировки товаров применяют в кондитерском производстве
В кондитерской деятельности подходы к группировке товаров могут быть различны.
ГОСТ Р 53041-2008 «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия кондитерские и полуфабрикаты кондитерского производства. Термины и определения»[1] предлагает следующую классификацию — по составу:
• сахаристые кондитерские изделия. Это изделия, содержание большое количество сахара (не менее 20 %). К сахаристым кондитерским изделиям относятся: конфета, карамель, ирис, драже, халва, мармелад, пастильное изделие, сахаристое восточное изделие, жевательная резинка, паста, крем, кондитерская плитка, кондитерская фигура, сбивное изделие, безе, нуга;
• мучные кондитерские изделия, представляющие собой выпеченный пищевой продукт или изделие, содержащее в своем составе выпеченный полуфабрикат, на основе муки и сахара, с содержанием муки в выпеченном полуфабрикате не менее 25 % (печенье, вафли, пряничное изделие, кекс, рулет, торт, пирожные, мучное восточное изделие);
• шоколад — это кондитерское изделие, получаемое на основе какао-продуктов и сахара, в состав которого входит не менее 35 % общего сухого остатка какао-продуктов, в том числе не менее 18 % масла какао и не менее 14 % сухого обезжиренного остатка какао-продуктов;
• какао — кондитерское изделие из тонкоизмельченного, частично обезжиренного тертого какао, которое содержит от 12 % до 20 % масла какао и не более 7,5 % влаги.
Но в практической деятельности такой группировкой пользуются редко. Более привычно и показательно группировать товары не по составу, а по видам изделий — булочки, торты, печенье, пирожное, конфеты и т. п. Такая группировка более удобна и информативна с точки зрения оценки покупательского спроса.
Принятую классификацию продукции отображают в справочнике номенклатуры предприятия (см. рисунок).
Методология классификации товарных групп, их количество — это внутреннее дело каждого предприятия. В ряде источников указывается норматив для выделения товарной группы — 10 % выручки, приходящиеся на данные виды товаров.
На наш взгляд, главные принципы выделения товарных групп:
• количество групп не должно быть чрезмерным, иначе возникнут те же проблемы, от которых пытаемся уйти;
• нельзя также, чтобы товарные группы были излишне укрупнены. В этом случае анализ не будет гибким и показательным;
• выделение товарных групп должно отвечать целям анализа. Например, для анализа эффективности продаж в особую товарную группу можно выделить новые разработанные изделия, даже если процент выручки от них не очень велик.
Чтобы оценить финансовый результат за отчетный период, на предприятии провели анализ товарных групп (табл. 2).
Таблица 2
Анализ товарных групп компании
Наименование товарной группы |
Выручка |
Себестоимость продаж, руб. |
Валовая прибыль |
|||
сумма, руб. |
удельный вес, в % к итогу |
сумма, руб. |
удельный вес, в % к итогу |
|||
Булочки |
224 758 |
10,4881 |
84 574 |
140 184 |
13,2526 |
|
Конфеты |
489 317 |
22,8335 |
358 475 |
130 842 |
12,3694 |
|
Печенье |
269 545 |
12,5780 |
106 135 |
163 410 |
15,4483 |
|
Пирожные |
371 452 |
17,3334 |
161 317 |
210 135 |
19,8655 |
|
Рулеты |
345 300 |
16,1131 |
182 595 |
162 705 |
15,3817 |
|
Торты |
442 608 |
20,6539 |
192 098 |
250 510 |
23,6825 |
|
Всего |
2 142 980 |
100,00 |
1 085 194 |
1 057 786 |
100,00 |
По результатам анализа товарных групп можно судить о том, какие из них генерируют наибольшую выручку, а какие — наибольшую валовую прибыль.
Так, максимальная выручка получена по группе «Конфеты» — 489 317 руб., минимальная — по группе «Булочки» — 224 758 руб. Но при этом нужно учитывать, что конфеты предприятие само не производит, это не готовая продукция, а товары. Соответственно, наценка на них меньше, чем на другую продукцию.
Наибольший удельный вес в общем объеме валовой прибыли занимают торты (23,6825 %), наименьший — конфеты (12,3694 %).
Так что конфеты, генерирующие самую большую выручку, дают предприятию меньше всего прибыли.
Для дальнейшего анализа показателей и понимания, какие конкретно позиции какие финансовые итоги формируют, нужно анализировать каждую номенклатурную позицию, которая входит в группу.
Что показывает анализ товарных групп во времени
Анализ данных только одного отчетного периода будет непоказательным. Ведь свое влияние оказывают сезонность, падение и повышение спроса и предложения. И обоснованно судить по одному отчетному периоду о рентабельности продаж продукции невозможно.
[1] Утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2008 № 402-ст.