Отдаем журнал бесплатно!

Как управлять финансовыми показателями с помощью факторного анализа?

В нестабильной, постоянно меняющейся ситуации на рынке товаров и услуг многие компании пересматривают свои финансовые показатели, чтобы вовремя определить их оптимальные значения, способствующие экономическому росту. Одним из уникальных инструментов, позволяющих определить влияние внешних и внутренних факторов на финансовый результат, является факторный анализ. Давайте посмотрим, как с помощью такого анализа можно управлять важными финансовыми показателями.

Общий алгоритм и методы факторного анализа

К различным функциональным бюджетам можно применять одинаковые приемы и алгоритм факторного анализа, только в результате будут обнаружены разные причины отклонений.

В общем виде алгоритм факторного анализа выглядит так:

 

Каков алгоритм факторного анализа?

Важно

Анализируйте не только существенные и неблагоприятные, но и нулевые отклонения. Это позволит обнаружить потенциальные точки роста.

На практике в основном применяют два метода факторного анализа:

1) метод цепных подстановок, который основан на принципе элиминирования, т. е. последовательного устранения воздействия на текущий результат всех факторов, кроме одного;

2) метод абсолютных разниц, который используется для выяснения степени воздействия отдельно взятых факторов на изменение (прирост) анализируемого итогового показателя.

Факторный анализ себестоимости

Основная цель факторного анализа себестоимости продукции заключается в выявлении факторов, обусловивших ее изменение между базисным и анализируемым периодами, чтобы найти резервы для оптимизации.

Основные виды факторного анализа себестоимости представлены в табл. 1.

Какие есть виды факторного анализа себестоимости?

Затраты на 1 руб. товарной продукции (ЗТП) представляют собой себестоимость товарной продукции, деленную на стоимость товарной продукции. Показатель выражается в копейках и дает представление о том, сколько копеек затрат, т. е. себестоимости, приходится на каждый рубль цены продукции. Если значение этого показателя больше 1, то выпуск продукции рентабелен, если меньше — то он убыточен. Если значение затрат на 1 руб. товарной продукции равно 1, то достигнута точка безубыточности.

Рассмотрим порядок факторного анализа себестоимости на условном примере. 

М. В. Алтухова,
канд. экон. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2024.

Отдаем журнал бесплатно!

Как управлять финансовыми показателями с помощью факторного анализа?

В нестабильной, постоянно меняющейся ситуации на рынке товаров и услуг многие компании пересматривают свои финансовые показатели, чтобы вовремя определить их оптимальные значения, способствующие экономическому росту. Одним из уникальных инструментов, позволяющих определить влияние внешних и внутренних факторов на финансовый результат, является факторный анализ. Давайте посмотрим, как с помощью такого анализа можно управлять важными финансовыми показателями.

Общий алгоритм и методы факторного анализа

К различным функциональным бюджетам можно применять одинаковые приемы и алгоритм факторного анализа, только в результате будут обнаружены разные причины отклонений.

В общем виде алгоритм факторного анализа выглядит так:

 

Каков алгоритм факторного анализа?

Важно

Анализируйте не только существенные и неблагоприятные, но и нулевые отклонения. Это позволит обнаружить потенциальные точки роста.

На практике в основном применяют два метода факторного анализа:

1) метод цепных подстановок, который основан на принципе элиминирования, т. е. последовательного устранения воздействия на текущий результат всех факторов, кроме одного;

2) метод абсолютных разниц, который используется для выяснения степени воздействия отдельно взятых факторов на изменение (прирост) анализируемого итогового показателя.

Факторный анализ себестоимости

Основная цель факторного анализа себестоимости продукции заключается в выявлении факторов, обусловивших ее изменение между базисным и анализируемым периодами, чтобы найти резервы для оптимизации.

Основные виды факторного анализа себестоимости представлены в табл. 1.

Какие есть виды факторного анализа себестоимости?

Затраты на 1 руб. товарной продукции (ЗТП) представляют собой себестоимость товарной продукции, деленную на стоимость товарной продукции. Показатель выражается в копейках и дает представление о том, сколько копеек затрат, т. е. себестоимости, приходится на каждый рубль цены продукции. Если значение этого показателя больше 1, то выпуск продукции рентабелен, если меньше — то он убыточен. Если значение затрат на 1 руб. товарной продукции равно 1, то достигнута точка безубыточности.

Рассмотрим порядок факторного анализа себестоимости на условном примере. 

М. В. Алтухова,
канд. экон. наук

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2024.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам