В статье рассматриваются возможности и условия реализации плана, разработанного для внешнего управления промышленно-торговым предприятием, проходящим процедуру банкротства. На практическом примере обосновывается экономическая целесообразность планируемых мероприятий плана внешнего управления, приводятся краткие выводы.
В практике антикризисного управления внешнее управление является одной из процедур банкротства. В соответствии с пп. 1, 2 ст. 106 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 03.05.2011; далее — Федеральный закон № 127-ФЗ) назначенный арбитражным судом для реализации процедуры внешнего управления арбитражный (внешний) управляющий должен разработать план внешнего управления. Согласно ст. 107 арбитражный управляющий должен представить план внешнего управления на утверждение собранию кредиторов.
Для того чтобы реструктурировать компанию-должника, вводят мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику, восстанавливают платежеспособность за счет реализации комплекса специальных мер, что достигается посредством внешнего управления.
Арбитражный управляющий разрабатывает план внешнего управления (п. 2 ст. 74, п. 1 ст. 82 Федерального закона № 127-ФЗ). Детальная регламентация формы и содержания плана внешнего управления законом не предусматривается.
Справка План внешнего управления — план особого вида. При его разработке необходимо одновременно учитывать:
План внешнего управления, как и любой иной план, — это документ, который должен содержать описание поставленной цели, а также качественные и количественные характеристики последовательно осуществляемых действий, направленных на достижение этой цели в установленные сроки. Приводимые в плане показатели, характеристики и расчеты должны быть обоснованными и взаимоувязанными. |
Внешнее управление должно способствовать восстановлению платежеспособности должника. Существует законодательно установленный критерий восстановления платежеспособности должника. Получается, что требования кредиторов внешний управляющий должен удовлетворить так, чтобы полностью погасить задолженности к моменту окончания периода внешнего управления.
В настоящей статье рассматривается вариант разработки плана внешнего управления для убыточного промышленно-торгового предприятия с целью восстановления его платежеспособности.
Краткие сведения о предприятии
Действующее предприятие с условным названием «Автохим» с начала 1990-х гг. организовало производство и реализацию товаров химической промышленности для автомобилистов (в частности, реализовывались моторные масла известных нефтехимических фирм, тормозные жидкости, салфетки, ароматизаторы и т. д.).
В связи с колебаниями спроса на продукцию в условиях высокой конкуренции в начале 2008 г. была предпринята попытка существенно увеличить объемы выпуска и реализации продукции. Планируемый в этой связи прирост собственных оборотных средств покрывался за счет банковских кредитов. В качестве залогового обеспечения по кредитам послужили большая часть недвижимости и оборудования, акций предприятия.
Указанная попытка совпала со спадом объемов реализации на рынке автохимии из-за мирового финансового кризиса. Поступления денежных средств существенно сократились, и предприятие «Автохим» стало фактическим банкротом. В конце 2008 г. предприятие обратилось в арбитражный суд с просьбой о возбуждении процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве.
Результаты экспресс-анализа финансово-экономической деятельности
В ходе инициированного процесса антикризисного управления предприятием была проведена диагностика его финансово-экономического состояния. В частности, был выявлен размер обязательств предприятия согласно данным реестра требований кредиторов (табл. 1).
Таблица 1. Сведения по кредиторской задолженности предприятия «Автохим», тыс. руб.
Сумма кредиторской задолженности[1] | |
Требования кредиторов первой очереди |
0,000 |
Требования кредиторов второй очереди |
70,229 |
Требования кредиторов третьей очереди, в том числе: |
320 345,641 |
Часть 1. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника |
99 217,640 |
Часть 2. Требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по основному долгу |
212 215,615 |
Часть 3. Требования кредиторов по процентам, начисленным на сумму требований кредиторов в ходе процедур банкротства |
0,000 |
Часть 4. Требования кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей |
8912,386 |
Итого |
320 415,871 |
В рамках настоящей статьи по результатам диагностики приводится оценка платежеспособности предприятия (табл. 2).
Таблица 2. Анализ платежеспособности предприятия «Автохим»
Показатель |
Значение на |
Норматив |
Экономическое содержание | ||
01.01.2008 |
01.01.2009 |
01.01.2010 | |||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,029 |
0,002 |
0,000 |
К > 0,2 |
Характеризует структуру баланса. Показывает, какая часть краткосрочных заемных средств может быть при необходимости погашена немедленно |
Коэффициент быстрой ликвидности |
0,705 |
0,786 |
0,120 |
К > 1 |
Показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,952 |
0,972 |
0,691 |
К > 2 |
Характеризует платежные возможности предприятия при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов |
Коэффициент восстановления платежеспособности |
— |
0,491 |
0,275 |
К > 1 |
Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значения больше 1, рассчитанный на нормативный период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность. Если этот коэффициент меньше 1, то предприятие в ближайшее время не имеет реальной возможности восстановить платежеспособность. 6 — нормативный период восстановления платежеспособности в месяцах |
Коэффициент утраты платежеспособности |
— |
0,488 |
0,310 |
К > 1 |
Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный за период, равный 3 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность. Если этот коэффициент меньше 1, то предприятие в ближайшее время может утратить платежеспособность. 3 — нормативный период восстановления платежеспособности в месяцах |
Справочно | |||||
Собственный оборотный капитал, тыс. руб. |
–11 913 |
–16 803 |
–123 944 |
Характеризует платежеспособность и ликвидность предприятия | |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
–0,063 |
–0,034 |
–0,502 |
К > 0,1 |
Характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости. Критическое значение Косс для ликвидного баланса — 0,1 |
Анализируя платежеспособность предприятия, можно отметить существенное увеличение дефицита собственного оборотного капитала, то есть на предприятии не хватает части собственного капитала, которая является источником покрытия стоимости текущих активов.
Нулевое значение показателя абсолютной ликвидности показывает невозможность немедленного погашения текущих обязательств за счет денежных средств на конец периода.
Коэффициенты быстрой и текущей ликвидности характеризуют невозможность погасить текущие обязательства при условии как погашения краткосрочной дебиторской задолженности, так и реализации имеющихся запасов.
Коэффициент восстановления платежеспособности отражает отсутствие реальной возможности у предприятия восстановить платежеспособность в течение ближайших 6 месяцев.
Коэффициент утраты платежеспособности характеризует ситуацию утраты предприятием платежеспособности.
Значения коэффициентов текущей ликвидности (менее 2) и обеспеченности собственными оборотными средствами (менее 0,1) характеризуют неудовлетворительную структуру баланса предприятия.
Сделаем выводы по анализу платежеспособности предприятия «Автохим»:
-
коэффициенты ликвидности баланса, имеющие фактические значения ниже критериальных, указывают на невозможность предприятия рассчитываться по своим обязательствам в рассматриваемый период времени;
-
структура баланса предприятия является неудовлетворительной;
-
предприятие следует рассматривать как неплатежеспособное.
Выход из кризиса: разработка плана внешнего управления
На основании результатов анализа финансово-экономического состояния предприятия «Автохим» и с учетом принятого решения о переориентации производства руководством предприятия была организована разработка плана внешнего управления, планируется его внедрение.
При подготовке указанного плана внешнего управления были поставлены две взаимосвязанные цели:
1. Определить мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных ст. 20 Федерального закона № 127-ФЗ.
2. Наметить меры, позволяющие предприятию устойчиво работать по основному профилю после завершения процедуры внешнего управления.
Для достижения поставленных планом внешнего управления целей восстановления платежеспособности предприятия «Автохим»предусмотрены следующие меры:
1. Продажа части имущества должника. Предусматривается продажа части имущества, которая в основном является продукцией, изготовленной и приобретенной должником в процессе своей хозяйственной деятельности, и части имущества, не занятого в основном производстве, на сумму 566,0 тыс. руб.
Стоимость запасов товаров, сырья и материалов, которые могут быть реализованы без ущерба для производственного процесса, составляет 69 739,0 тыс. руб. (4564,0 тыс. руб. (сырье и материалы) + 65 175,0 тыс. руб. (товары)).
2. Взыскание дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность предприятия по состоянию на 01.07.2010 составляет 68 753,1 тыс. руб. По оценкам бухгалтерии предприятия, взыскано может быть не более 20 % задолженности — 13 750,6 тыс. руб.
3. Наращивание объемов производства и реализации продукции. Для выхода основного производства предприятия на безубыточный уровень работы намечено увеличить выпуск и реализацию удобрения «БФ» до уровня около 1600 т в год. В начале планового периода намечено сохранение производства «БФ» из давальческого сырья и реализация полного объема выпуска через одного из контрагентов предприятия (IV квартал 2011 г.).
4. Планируемые организационные мероприятия. Включают в себя обеспечение безусловной уплаты текущих обязательных платежей, недопущение образования в ходе процедуры просроченной задолженности по обязательным платежам; недопущение образования в ходе процедуры внешнего управления просроченной задолженности по заработной плате и т. д.
Финансовая модель плана внешнего управления
Оценку эффективности предложенного плана внешнего управления для предприятия «Автохим» методически целесообразно провести на основании финансовой модели плана внешнего управления предприятия, включающей разработку соответствующих бюджетов движения денежных средств.
Приведем бюджет движения денежных средств предприятия «Автохим» в двух вариантах: без учета мероприятий по плану внешнего управления (вариант 1) и с учетом таких мероприятий (вариант 2).
Бюджет движения денежных средств без учета указанных мероприятий приведен в табл. 3.
Таблица 3. Бюджет движения денежных средств предприятия «Автохим» без учета мероприятий плана внешнего управления, тыс. руб.
Показатель[2] |
III кв. 2010 г. |
IV кв. 2010 г. |
I кв. 2011 г. |
II кв. 2011 г. |
III кв. 2011 г. |
IV кв. 2011 г. |
Остаток денежных средств на начало |
11,0 | |||||
Приток денежных средств, всего |
0,0 |
25 813,0 |
25 813,0 |
25 813,0 |
25 813,0 |
25 813,0 |
В том числе: | ||||||
поступления от продажи продукции, товаров, работ и услуг |
25 813,0 |
25 813,0 |
25 813,0 |
25 813,0 |
25 813,0 | |
Отток денежных средств, всего |
5446,1 |
8889,1 |
32 981,7 |
91 445,2 |
92 056,2 |
391 383,9 |
В том числе: | ||||||
оплата приобретенных сырья, материалов, товаров и других аналогичных ценностей |
106,2 |
106,2 |
7905,2 |
20 903,5 |
9205,0 |
4005,7 |
оплата работ, услуг |
3456,8 |
3456,8 |
3456,8 |
3456,8 |
3456,8 |
3456,8 |
оплата труда |
602,0 |
1068,4 |
1151,0 |
1151,0 |
1151,0 |
1151,0 |
отчисления в государственные внебюджетные фонды |
179,9 |
319,3 |
344,0 |
344,0 |
344,0 |
344,0 |
расчеты с бюджетом по налогам и сборам |
738,6 |
3889,1 |
20 074,3 |
65 541,6 |
77 852,9 |
24 728,4 |
погашение кредиторской задолженности |
... | |||||
Прочие расходы |
362,5 |
49,4 |
50,4 |
48,3 |
46,5 |
357 698,0 |
В том числе: | ||||||
налоги, относимые на финансовые результаты |
62,5 |
49,4 |
50,4 |
48,3 |
46,5 |
33,7 |
расходы на внешнее управление |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
погашение задолженности по реестру кредиторов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
320 415,9 |
уплата процентов по ставке рефинансирования ЦБ |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
37 248,4 |
оформление прав собственности на товарный знак |
300,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Сальдо денежного потока за период |
–5446,1 |
16 923,9 |
–7168,7 |
–65 632,2 |
–66 243,2 |
–365 570,9 |
Сальдо денежного потока нарастающим итогом |
–5446,1 |
11 477,8 |
4309,1 |
–61 323,2 |
–127 566,3 |
–493 137,2 |
Анализ табл. 3 показывает, что при отсутствии денежного потока, связанного с мероприятиями плана внешнего управления, в IV квартале планового периода возникает дефицит денежного потока (–493,137 млн руб.). Таким образом, без учета указанных мероприятий план внешнего управления финансово нереализуем.
Разработанный бюджет движения денежных средств с учетом мероприятий по плану внешнего управления предприятия приведен в табл. 4.
Таблица 4. Бюджет движения денежных средств предприятия «Автохим» с учетом мероприятий плана внешнего управления, тыс. руб.
Показатель |
III кв. 2010 г. |
IV кв. 2010 г. |
I кв. 2011 г. |
II кв. 2011 г. |
III кв. 2011 г. |
IV кв. 2011 г. |
Остаток денежных средств на начало |
11,0 | |||||
Приток денежных средств, всего |
11 800,0 |
20 940,6 |
138 882,5 |
315 214,6 |
128 484,0 |
53 100,0 |
В том числе: | ||||||
поступления от продажи продукции, товаров, работ и услуг |
5310,0 |
106 200,0 |
283 200,0 |
123 900,0 |
53 100,0 | |
погашение дебиторской задолженности |
4584,0 |
4584,0 |
4584,0 | |||
поступления от реализации материальных запасов |
11 800,0 |
15 630,6 |
27 430,6 |
27 430,6 | ||
поступления от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов |
667,9 | |||||
Отток денежных средств, всего |
6441,1 |
9357,1 |
33 599,7 |
91 913,2 |
92 524,2 |
417 451,9 |
В том числе: | ||||||
оплата приобретенных сырья, материалов, товаров и других аналогичных ценностей |
106,2 |
106,2 |
7905,2 |
20 903,5 |
9205,0 |
4005,7 |
оплата работ, услуг |
3456,8 |
3456,8 |
3456,8 |
3456,8 |
3456,8 |
3456,8 |
оплата труда |
602,0 |
1068,4 |
1151,0 |
1151,0 |
1151,0 |
1151,0 |
отчисления в государственные внебюджетные фонды |
179,9 |
319,3 |
344,0 |
344,0 |
344,0 |
344,0 |
расчеты с бюджетом по налогам и сборам |
738,6 |
3889,1 |
20 074,3 |
65 541,6 |
77 852,9 |
24 728,4 |
Прочие расходы |
1357,5 |
517,4 |
668,4 |
516,3 |
514,5 |
383 766,0 |
В том числе: | ||||||
налоги, относимые на финансовые результаты |
62,5 |
49,4 |
50,4 |
48,3 |
46,5 |
33,7 |
расходы на внешнее управление |
995,0 |
468,0 |
618,0 |
468,0 |
468,0 |
26 068,0 |
погашение задолженности по реестру кредиторов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
320 415,9 |
уплата процентов по кредиту по ставке рефинансирования ЦБ |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
37 248,4 |
оформление прав собственности на товарный знак |
300,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Сальдо денежного потока за период |
5358,9 |
11 583,5 |
105 282,8 |
223 301,4 |
35 959,8 |
–364 351,9 |
Сальдо денежного потока нарастающим итогом |
5358,9 |
16 942,4 |
122 225,2 |
345 526,6 |
381 486,4 |
17 134,6 |
Анализ табл. 4 показывает возможность погашения кредиторской задолженности предприятия в размере 320 415,9 тыс. руб. в конце периода внешнего управления. При этом сальдо денежного потока нарастающим итогом сохраняется положительным на всем интервале планирования (+17 134,6 тыс. руб.), что означает финансовую реализуемость плана внешнего управления.
Оценка экономической эффективности плана внешнего управления
Результаты сравнительного анализа вариантов 1 и 2 по показателю сальдо денежного потока нарастающим итогом приведены на рисунке.
Рисунок. Оценка экономической эффективности плана внешнего управления предприятия «Автохим»
Сравнительный анализ вариантов 1 и 2 бюджетов движения денежных средств показывает, что в сложной макроэкономической ситуации за счет комплекса мероприятий плана внешнего управления предприятию за период III квартал 2010 г. — IV квартал 2011 г. удается добиться роста эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
-
планируется существенный рост объема продаж;
-
деятельность предприятия становится рентабельной;
-
планируется положительное сальдо денежного потока на всем протяжении проекта.
Условный экономический эффект[3] от внедрения мероприятий плана внешнего управления в течение 1,5 лет планируется в размере 510,3 млн руб.
Выводы
Анализ планируемых мероприятий и финансовой модели плана внешнего управления предприятия «Автохим» приводит к следующим выводам:
1. Реализация комплекса мероприятий плана внешнего управления позволит:
-
восстановить платежеспособность предприятия;
-
обеспечить объем денежного потока от всех видов деятельности предприятия к концу 2011 г. в размере, достаточном для полного погашения кредиторской задолженности предприятия;
-
аккумулировать оборотные средства предприятия в размере, необходимом для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции;
-
обеспечить рентабельность выпускаемой продукции.
2. Рекомендуется уточнить перечень организационных мероприятий плана внешнего управления: в общей части, в части финансово-экономической службы и службы маркетинга.
3. Реализация планируемых мероприятий плана внешнего управления предприятия «Автохим» является экономически целесообразной.
[1]Данные на 01.01.2009.
[2] Оценка величины квартальных поступлений денежных средств на планируемый период была сделана на основе отчетных данных формы № 4 предприятия «Автохим» за 2009 г.
[3] Условный экономический эффект рассчитан как разница вариантов сальдо денежных потоков в течение планируемого периода с учетом и без учета мероприятий плана внешнего управления.