В любой организации заработная плата и социальные взносы являются существенной частью затрат, поэтому для снижения расходов на содержание персонала работодатели идут на сокрытие части фонда оплаты труда от налогов. С официальной зарплаты всех работников удерживается налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Обязанность по уплате налога с выплачиваемой работникам заработной платы возлагается на работодателя.
Ставка НДФЛ в России одна из самых низких — 13 %. Однако кроме НДФЛ работодатель обязан перечислять в бюджет страховые взносы во внебюджетные фонды, размеры которых очень высоки. Все это и заставляет платить работодателей зарплату «в конверте». В письме УФНС России по г. Москве от 08.08.2007 № 15-08/075418 (далее — письмо УФНС России по г. Москве № 15-08/075418) сообщается, что выплаты работникам, не учитываемые при налогообложении, налоговые органы называют «теневой» или «серой» заработной платой. Разновидностями такой зарплаты являются: неофициальная заработная плата, в основном выдаваемая «в конвертах», страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании (распространены реже), а также ряд других форм скрытого вознаграждения за труд. В нашей стране практика выплаты так называемых серых зарплат носит массовый характер, работодателями разработано множество схем так называемой оптимизации.
С этой ситуацией активно борются налоговые органы, которые могут обратить внимание на организацию, если:
1) заработная плата сотрудников ниже прожиточного минимума по региону, ниже среднерыночного уровня (по конкретному региону), ниже среднеотраслевой заработной платы;
2) уровень заработной платы руководства по официальным документам ниже заработка рядовых сотрудников;
3) поступила информация о том, что фирма производит выплаты заработной платы «в конвертах» (например, анонимный звонок);
4) у сотрудника на новом месте работы заработная плата ниже, чем на старом (по данным справок 2-НДФЛ), то есть он сменил работу на менее выгодных условиях;
5) сотрудник предоставил в банк справки для получения кредита, в которых фигурирует большая сумма заработной платы, чем в реальном отчете по конкретной организации.
Разберемся, чем грозит выплата зарплаты «в конверте» работнику и работодателю.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ КОМПАНИИ И ОТВЕТСТВЕННЫХ ЛИЦ
Что же грозит работодателю, выдающему зарплату «в конверте», не удерживающему и не уплачивающему с нее НДФЛ?
В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговый агент удерживает НДФЛ из фактических денежных выплат налогоплательщика либо третьего лица по поручению налогоплательщика. Компания может выполнять функции налогового агента, если производит какие-либо выплаты физическим лицам — получателям призов, и если получатели призов поручают компании произвести какие-либо платежи в пользу третьих лиц.
Согласно ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора). Но если неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)Якорь совершены умышленно, это влечет взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).
Если у налоговиков появились доказательства выплаты зарплат в «конвертах», они не оставят это без внимания. У налоговой инспекции возникнет вопрос, с каких доходов компания выплачивает заработную плату в «конвертах». Ведь это означает, что не показана реализация или услуга, с которой был получен доход (если компания на общем режиме налогообложения, то должна была заплатить НДС и налог на прибыль, а если на УСН — то налог, уплачиваемый в связи с применением УСН).
К сведению. Руководителей компаний, которые выплачивают зарплату более низкую, чем в среднем по отрасли или региону, могут вызвать на «зарплатную» комиссию, в состав которой входят налоговики и чиновники муниципалитета. Многие руководители организаций после вызова на комиссию, как правило, повышают размер заработной платы. Если же убеждения комиссии не подействовали, компании может грозить выездная проверка.
Для организации возможны следующие последствия применения «серых» заработных плат:
1) полные выездные проверки таких ведомств, как налоговая инспекция, ОВД, прокуратура, ФСС и других, в ходе которых будут выявлены многочисленные ошибки, касающиеся не только заработной платы;
2) начисление налогов к уплате, которые организация будет обязана заплатить (расчет производится на основании имеющейся в налоговой инспекции информации о налогоплательщике);
3) начисление пеней и штрафов за умышленную неуплату налогов.
Последствия выплаты заработной платы «в конверте» кроме организации отражаются на руководителе, главном бухгалтере, а также других работниках, которые занимались оформлением первичных документов. В данном случае они признаются пособниками и в отношении них может быть применена ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ.
В соответствии со ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ
Существует мнение, что на «зарплатные» комиссии могут вызывать не только руководителей, как это происходило и происходит до сих пор, но и работников в связи с сосредоточением внимания таких комиссий на выявлении неуплаты НДФЛ. Однако в письме ФНС России от 02.12.2009 № 3-5-04/1774 (письмо ФНС России № 3-5-04/1774) налоговые органы сообщили, что вызывать работников «проблемных» организаций на заседания упомянутых комиссий ФНС России не планируют. В то же время отмечено, что работник, получивший доход, с которого не был удержан работодателем (налоговым агентом) налог, обязан самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно уплатить его. В противном случае он несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Из этого следует, что обязанность по уплате НДФЛ (13 % от зарплаты) лежит на самих гражданах, и тот факт, что работодатель по каким-то причинам его не перечислил, не освобождает работников от ответственности, так
как в соответствии с п. 1 ст. 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате НДФЛ возложена и на физических лиц в отношении доходов, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговыми агентами.
Налоговый агент не может удержать исчисленную сумму НДФЛ при выплате дохода налогоплательщику, например, в случае, когда такой доход выплачивается в натуральной форме. При возникновении такой ситуации налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога, а налогоплательщик должен уплатить НДФЛ после вручения инспекцией налогового уведомления. Форма налогового уведомления утверждена Приказом МНС России от 27.07.2004 № САЭ-3-04/440@. Как указано в письме Минфина России от 17.04.2009 № 03-04-05-01/225, в случае неполучения налогового уведомления налогоплательщик по завершении налогового периода самостоятельно исполняет налоговое обязательство по уплате суммы налога.
В письме от 02.12.2009 № 3-5-04/1774 ФНС России напоминает: если налогоплательщик, обязанный представить налоговую декларацию по НДФЛ, ее не представил, то он несет ответственность в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 5 % от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1000 руб. Кроме того, в письме ФНС России от 02.12.2009 № 3-5-04/1774 сообщается, что ст. 198 УК РФ установлена уголовная ответственность физического лица за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов путем непредоставления налоговой декларации или иных документов, предоставление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Так, согласно ст. 198 УК РФ за указанное правонарушение, совершенное в крупном размере, физическому лицу г
розит штраф в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
К сведению. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 800 тыс. руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 млн руб.
Лица, впервые совершившие преступление по уклонению от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц, согласно ст. 198 УК РФ освобождаются от уголовной ответственности при условии, что они полностью уплатили суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определенном в соответствии с НК РФ.
Если налоговый орган в результате налоговой проверки выявляет факт совершения указанного преступления, то он обязан предупредить налогоплательщика о направлении материалов в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме.
Кроме этого, работники, получающие зарплату «в конверте», лишают себя пенсионных накоплений, а также права на использование налоговых вычетов в полном объеме (письмо ФНС России № 3-5-04/1774).
Таким образом, недоимка по НДФЛ будет удержана с доходов сотрудника. Также обращаем внимание на то, что в соответствии с законопроектом о внесении изменений в УК РФ работник, который согласился на выплату «серой» заработной платы, отвечает наравне с работодателем перед законом за подобные действия.
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
Каким же должен быть размер зарплаты, чтобы спокойно спать и работникам и работодателям и не ходить на «зарплатные» комиссии? По мнению налоговиков, которое было выражено в письме УФНС России по г. Москве № 15-08/075418, официальная заработная плата работников не должна быть ниже среднеотраслевой. Поэтому под пристальное внимание налоговых органов попадают те организации, в которых официальная заработная плата сотрудников ниже этого уровня и к ней, как правило, дополнительно выплачиваются не учтенные в налоговой базе, то есть сокрытые от налогообложения, денежные средства.
Но не стоит забывать, что любое явление имеет «две стороны монеты». Решая вопрос с «зарплатной» комиссией и повышая заработную плату, есть риск оказаться претендентом на визит в комиссию убыточную. В письме УФНС России по г. Москве № 15-08/075418 акцентируется внимание на том, что функцией налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организации, а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. Таким образом, само по себе начисление и выплата заработной платы ниже среднерыночной либо ниже прожиточного минимума не являются нарушением законодательства и не влекут отрицательных последствий. Если у организации есть четкие аргументы на счет того, почему она мало платит сотрудникам (например, сложившаяся финансовая ситуация в организации), то к ней не возникнет вопросов.
Следует отметить, что при рассмотрении подобных дел суд внимательно относится ко всем доказательствам инспекции (даже косвенным). И если ей удастся собрать достаточное количество доказательств, то, скорее всего, суд встанет на сторону инспекции.
При рассмотрении дел суд привлекает в качестве свидетелей работников, задавая им вопросы о выплатах заработной платы. Нужно помнить, что существует уголовная ответственность за дачу ложных показаний.
У работников, получающих зарплаты в «конверте», также есть шанс сесть в тюрьму. В случае признания в получении «серых» зарплатных выплат работники могут быть обвинены в сговоре с работодателем, так как по логике налоговиков сотрудник, который получает зарплату «в конверте», знает о том, что компания недоплачивает НДФЛ. При этом компания, не уплатившая налог с зарплаты работника, в данном случае выступает в роли налогового агента и рискует лишь уплатой пени за несвоевременное отчисление этих средств в бюджет.