Отдаем журнал бесплатно!

Что надо знать о торговом сборе?

Торговый сбор — новый вид сбора, введенный Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Ему посвящена глава 33 Налогового кодекса РФ «Торговый сбор». Поговорим о том, что необходимо учитывать заинтересованным организациям.

 

В отношении кого устанавливается торговый сбор?

Плательщиками торгового сбора являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования (городов федерального значения) Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества.

От уплаты сбора освобождены индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в отношении этих видов деятельности с использованием соответствующих объектов движимого имущества.

Иные освобождения от уплаты торгового сбора не предусмотрены.

В отношении единого налога на вмененный доход (ЕНВД) следует отметить следующее. Если в муниципальном образовании, городах федерального значения применяется ЕНВД на те виды деятельности, на которые введен торговый сбор, то торговый сбор в этом случае не применяется.

Сбор устанавливается при условии торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

Торговля — это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через торговые склады.

Сбор устанавливается при условии ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

К торговой деятельности относятся:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (за исключением автозаправочных станций);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной сети с торговыми залами;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Торговая сеть — совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, используемых под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

 

К сведению

Если два магазина с разными названиями принадлежат одному владельцу, они также будут считаться торговой сетью.

Если на фирму или индивидуального предпринимателя оформлена одна торговая точка, такой хозяйствующий субъект не будет считаться плательщиком сбора (за исключением, когда используется одно торговое наименование с другими лицами).

 

Объектом обложения торговым сбором (объектом осуществления торговли) является объект движимого и недвижимого имущества, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемый сбором хотя бы один раз в течение квартала.

Таким образом, для взимания торгового сбора необходим факт торговли через торговый объект (это может быть даже один день). При этом сумма торгового сбора не будет меняться в зависимости от количества проработанных дней.

Кроме того, должны быть определены даты начала и прекращения использования объекта обложения сбором.

Рассмотрим пример расчета предельной ставки сбора.

 

Пример 1

Максимально возможный потенциальный доход розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной розничной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 м2 по каждому объекту организации торговли, определен Законом г. Москвы от 31.10.2012 № 53 (в ред. от 19.11.2014) «О патентной системе налогообложения» в размере 4 тыс. руб., коэффициент-дефлятор на 2015 г. — 1,147, ставка налога — 6 %.

Отсюда стоимость патента на 3 месяца составит:

[(4 тыс. руб. × 1,147 × 6 × 1/4) / 100 ] = 68 820 руб.

Следовательно, предельная ставка торгового сбора для соответствующего объекта — 68 820 руб.

Для объектов стационарной торговой сети с торговыми залами до 50 м2 (включительно), входящих в Центральный административный округ г. Москвы, она составляет 60 тыс. руб., то есть ниже рассчитанной нами предельной ставки.

____________________

 

Законом г. Москвы о торговом сборе предусмотрены и льготы по торговому сбору. Так, освобождается от обложения торговым сбором использование объектов движимого или недвижимого имущества при осуществлении:

  • розничной торговли, осуществляемой с использованием торговых (вендинговых) автоматов;
  • торговли на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;
  • торговли через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенной на территории розничных рынков;
  • разносной розничной торговли, осуществляемой в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

От уплаты торгового сбора освобождаются также:

  • организации федеральной почтовой связи;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Следует обратить внимание на особенности вычета торгового сбора при уплате единого налога при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения (УСН). Он предусмотрен только для тех случаев, когда налогоплательщик применяет объект налогообложения «доходы» (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

 

Мнение экспертов

Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ) выступала против торгового сбора, считая, что это не что иное как налог на торговую деятельность и его введение повлечет ухудшение делового климата и снижение инвестиционной привлекательности страны. По ее данным, многие компании уже пересматривают свои планы по развитию малого бизнеса, а некоторые даже готовы закрыть его. В результате высоких ставок сбора и отсутствия экономических возможностей по его уплате часть бизнеса уйдет в «тень», а другая повысит розничные цены.

 

С этим следует согласиться. В настоящее время очень низкая эффективность бизнеса субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Текущая рентабельность продаж — 6,1 % для средних и 3,5 % для малых предприятий, высокий износ и недостаток основных средств. Инвестиционный потенциал этого сектора экономики практически не реализован. При этом количество субъектов МСП России значительно уступает зарубежным странам: доля занятого населения в данном секторе в стране на 1 тыс. жителей в два–три раза ниже, чем в зарубежных странах.

Г. А. Горина,
канд. экон. наук, проф. кафедры налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 6, 2015.

Отдаем журнал бесплатно!

Что надо знать о торговом сборе?

Торговый сбор — новый вид сбора, введенный Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Ему посвящена глава 33 Налогового кодекса РФ «Торговый сбор». Поговорим о том, что необходимо учитывать заинтересованным организациям.

 

В отношении кого устанавливается торговый сбор?

Плательщиками торгового сбора являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования (городов федерального значения) Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества.

От уплаты сбора освобождены индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в отношении этих видов деятельности с использованием соответствующих объектов движимого имущества.

Иные освобождения от уплаты торгового сбора не предусмотрены.

В отношении единого налога на вмененный доход (ЕНВД) следует отметить следующее. Если в муниципальном образовании, городах федерального значения применяется ЕНВД на те виды деятельности, на которые введен торговый сбор, то торговый сбор в этом случае не применяется.

Сбор устанавливается при условии торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

Торговля — это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через торговые склады.

Сбор устанавливается при условии ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

К торговой деятельности относятся:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (за исключением автозаправочных станций);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной сети с торговыми залами;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Торговая сеть — совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, используемых под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

 

К сведению

Если два магазина с разными названиями принадлежат одному владельцу, они также будут считаться торговой сетью.

Если на фирму или индивидуального предпринимателя оформлена одна торговая точка, такой хозяйствующий субъект не будет считаться плательщиком сбора (за исключением, когда используется одно торговое наименование с другими лицами).

 

Объектом обложения торговым сбором (объектом осуществления торговли) является объект движимого и недвижимого имущества, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемый сбором хотя бы один раз в течение квартала.

Таким образом, для взимания торгового сбора необходим факт торговли через торговый объект (это может быть даже один день). При этом сумма торгового сбора не будет меняться в зависимости от количества проработанных дней.

Кроме того, должны быть определены даты начала и прекращения использования объекта обложения сбором.

Рассмотрим пример расчета предельной ставки сбора.

 

Пример 1

Максимально возможный потенциальный доход розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной розничной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 м2 по каждому объекту организации торговли, определен Законом г. Москвы от 31.10.2012 № 53 (в ред. от 19.11.2014) «О патентной системе налогообложения» в размере 4 тыс. руб., коэффициент-дефлятор на 2015 г. — 1,147, ставка налога — 6 %.

Отсюда стоимость патента на 3 месяца составит:

[(4 тыс. руб. × 1,147 × 6 × 1/4) / 100 ] = 68 820 руб.

Следовательно, предельная ставка торгового сбора для соответствующего объекта — 68 820 руб.

Для объектов стационарной торговой сети с торговыми залами до 50 м2 (включительно), входящих в Центральный административный округ г. Москвы, она составляет 60 тыс. руб., то есть ниже рассчитанной нами предельной ставки.

____________________

 

Законом г. Москвы о торговом сборе предусмотрены и льготы по торговому сбору. Так, освобождается от обложения торговым сбором использование объектов движимого или недвижимого имущества при осуществлении:

  • розничной торговли, осуществляемой с использованием торговых (вендинговых) автоматов;
  • торговли на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;
  • торговли через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенной на территории розничных рынков;
  • разносной розничной торговли, осуществляемой в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

От уплаты торгового сбора освобождаются также:

  • организации федеральной почтовой связи;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Следует обратить внимание на особенности вычета торгового сбора при уплате единого налога при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения (УСН). Он предусмотрен только для тех случаев, когда налогоплательщик применяет объект налогообложения «доходы» (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

 

Мнение экспертов

Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ) выступала против торгового сбора, считая, что это не что иное как налог на торговую деятельность и его введение повлечет ухудшение делового климата и снижение инвестиционной привлекательности страны. По ее данным, многие компании уже пересматривают свои планы по развитию малого бизнеса, а некоторые даже готовы закрыть его. В результате высоких ставок сбора и отсутствия экономических возможностей по его уплате часть бизнеса уйдет в «тень», а другая повысит розничные цены.

 

С этим следует согласиться. В настоящее время очень низкая эффективность бизнеса субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Текущая рентабельность продаж — 6,1 % для средних и 3,5 % для малых предприятий, высокий износ и недостаток основных средств. Инвестиционный потенциал этого сектора экономики практически не реализован. При этом количество субъектов МСП России значительно уступает зарубежным странам: доля занятого населения в данном секторе в стране на 1 тыс. жителей в два–три раза ниже, чем в зарубежных странах.

Г. А. Горина,
канд. экон. наук, проф. кафедры налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 6, 2015.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам