По каким критериям надо составлять отчетность за 1 полугодие?
Какие формы отчетности можно использовать?
Надо ли промежуточную финансовую отчетность направлять в налоговый орган?
Как ее составить?
Заканчивается половина финансового года. В статье расскажем, как составить полугодовую бухгалтерскую отчетность.
Правила составления полугодовой бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (30.12.2021; далее — Федеральный закон № 402-ФЗ).
Подготовительная работа по формированию полугодовой финансовой отчетности несколько проще, чем при составлении годовой отчетности. Тем не менее уже сейчас надо проверить, в наличии ли вся первичная документация, при необходимости оформить соглашения и иные документы к действующим договорным отношениям.
К сведению
Данные для полугодовой финансовой отчетности рекомендуется подтвердить актами сверки с контрагентами, подписанными сторонами сделок[1].
Кто должен формировать промежуточную финансовую отчетность обязательно, а кто может делать это в добровольном порядке
Годовую бухгалтерскую отчетность необходимо предоставить в налоговый орган, а также всем заинтересованным в ней на основании закона или договора лицам.
В определенных случаях компании обязаны составлять и промежуточную отчетность за отчетный период менее отчетного года[2].
Промежуточная отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Промежуточную финансовую отчетность формировать обязательно[3], если обязанность ее представления установлена:
• законодательством РФ;
• нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета;
• договорами экономического субъекта;
• учредительными документами экономического субъекта;
• решениями собственника экономического субъекта.
Так, например, промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность обязательно должны формировать:
• участники рынка ценных бумаг[4];
• субъекты страхового дела[5];
• застройщики[6].
В каких еще случаях компании формируют промежуточную отчетность?
Промежуточную отчетность компании формируют также:
• если необходимо раскрыть соответствующую информацию перед акционерами (участниками);
• это установлено порядком выплаты дивидендов (по итогам квартала, полугодия);
• планируют взять кредит;
• эта информация нужна инвесторам для принятия решения о финансировании новых проектов;
• при подготовке к участию в аукционах, конкурсах, тендерах и т. п.
Если компания не подпадает ни под один из перечисленных случаев, промежуточную отчетность она может составить в добровольном порядке. В этом есть свои плюсы: сотрудники, зная, что надо будет составлять промежуточную отчетность, будут более ответственно относится к составлению первичной документации, отражению данных на счетах бухгалтерского учета.
А сами данные промежуточной бухгалтерской отчетности необходимы для начисления налогов, для ведения управленческого учета и бизнес-планирования.
Мы рекомендуем
Закрепите периодичность составления промежуточной отчетности приказом по учетной политике компании.
Какие требования предъявляются к финансовой отчетности
Составляется промежуточная отчетность в соответствии с положениями учетной политики компании, предусмотренных для годовой отчетности. Представлять промежуточную отчетность в налоговые органы и в органы статистики не нужно.
Законодательством не предусмотрен перечень обязательных действий перед составлением промежуточного отчета. Поэтому необходимо использовать общий нормативный алгоритм бухгалтерского отчета в целом. Его регламентируют следующие документы:
• Федеральный закон № 402-ФЗ;
• Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)[7];
• Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. от 19.04.2019; далее — Приказ Минфина № 66н);
• Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации[8].
Отчетность составляется на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами[9].
В финансовой отчетности должна быть отражена только достоверная информация по имущественному положению организации.
Общие требования к финансовой отчетности установлены ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ:
• отчетность составляется в валюте РФ, т. е. в российских рублях;
• отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта;
• ее утверждение и опубликование осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
С 1 января 2020 г. финансовая отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью[10].
Требования к промежуточной финансовой отчетности обобщены в табл. 1.
Как составить полугодовую финансовую отчетность
Чтобы полугодовая финансовая отчетность (далее — Отчет) была достоверной, организациям необходимо провести в конце отчетного периода по состоянию на 30 июня определенную подготовительную работу.
Рассмотрим подробнее, что надо сделать на каждом шаге.
Шаг 1. Проведите инвентаризацию активов и обязательств
Как правило, в организациях проводят инвентаризацию:
• основных средств;
• нематериальных активов;
• материально-производственных запасов;
• денежных средств;
• финансовых вложений;
• расчетов с дебиторами и кредиторами;
• резервов созданных.
Решение о составе инвентаризируемых показателей принимают с учетом требований ФСБУ, а также правил учетной политики компании по периодичности их инвентаризации.
[1] Пункт 1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.
[2] Пункты 4–6 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ; письмо Минфина России от 21.10.2020 № 07-01-09/91684.
[3] Пункт 4 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.
[4] Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 16.04.2022).
[5] Пункт 4 ст. 28 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 01.04.2022).
[6] См. Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 14.03.2022).
[7] Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018).
[8] Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 11.04.2018; далее — Положение по ведению бухучета).
[9] Часть 1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.
[10] Часть 7.1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ.