Когда ФНС проводит встречную проверку?
Как происходит встречная проверка?
Для чего проводятся встречные проверки?
Какие документы запрашивают налоговики в ходе встречной проверки?
Какая ответственность предусмотрена за отказ от представления документов и за непредставление их в срок?
Как успешно пройти встречную проверку?
Какими могут быть последствия встречных проверок?
Как быть, если контрагент пропал или оказался фиктивным и непорядочным?
Встречная проверка — одно из актуальных мероприятий контроля со стороны налоговых органов. Порядок ее проведения регламентирован ст. 93.1 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).
Встречная проверка — не самостоятельный вид проверки: налоговая запрашивает документы и изучает информацию у партнеров, с которыми работает проверяемая ими компания-налогоплательщик, т. е. у ее контрагентов. Контрагентами могут выступать поставщики, клиенты, заказчики и прочие партнеры, которые обладают сведениями, касающимися проверяемого налогоплательщика. Запрашивая информацию и документы у третьих лиц, налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании.
В рамках налоговой проверки могут проверить вашу компанию либо запросить информацию у ваших контрагентов, если налоговая в рамках плановой проверки или предпроверочного контроля администрирует вас. Поэтому если компания получила требование предоставить документы либо информацию в рамках встречной проверки, это значит, что одного их ваших контрагентов налоговая либо уже проверяет, либо планирует проверить.
Встречная проверка не так опасна, как, к примеру, выездная. Тем не менее существует ряд подводных камней, зная о которых, можно пережить встречную проверку с минимальным риском и наименьшими потерями. О них и поговорим.
Когда ФНС проводит встречную проверку?
Случаи истребования документов и информации в рамках встречной проверки строго регламентированы ст. 93.1 НК РФ. Запросить документы и информацию вне проверки налоговая инспекция вправе только в следующих случаях:
1. У вашего контрагента проходит выездная или камеральная проверка и налоговая запрашивает у вас информацию по взаимоотношениям с ним; либо проверка проходит у третьего лица, а у вас запрашивают документы, касающиеся его деятельности; либо ваша компания ведет реестр владельцев ценных бумаг и обладает информацией, касающейся проверяемого лица.
2. У вашего контрагента (у третьего лица) встречная или камеральная проверка уже завершена, но налоговая при рассмотрении ее материалов назначила дополнительные проверочные мероприятия
3. Налоговых проверок ни у кого нет, но налоговая заинтересовалась конкретной сделкой, сторонами которой являются ваша компания и контрагент.
4. У вашего контрагента есть недоимка, превышающая 1 млн руб., и он не спешит погашать свой долг: не исполнил решение о его взыскании в течение 10 дней, не предоставил информацию о своем имуществе, имущественных правах и обязательствах.
5. У контрагента проводится налоговый мониторинг.
Как происходит встречная проверка?
Если ваша компания и ваш контрагент состоят на учете в разных налоговых инспекциях, «чужая» налоговая требовать от вашей компании сведения не вправе. Исполнять следует только требования, полученные от своей налоговой инспекции, в которой компания стоит на учете.
Это и другие правила в отношении проводимых налоговых проверок закреплены ст. 93.1 Налогового кодекса РФ и Порядок представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы[1].
Как проходит встречная проверка:
1. Инспекция-инициатор, которая проверяет либо пока еще только изучает вашего контрагента, направляет поручение об истребовании документов либо необходимой информации в вашу ИФНС — исполнителю. В поручении должно быть указано, в рамках какой проверки возникла необходимость в запрашиваемых документов, а при истребовании информации по конкретной сделке — сведения, позволяющие точно идентифицировать эту сделку.
2. На основании поручения местная налоговая инспекция (исполнитель) должна в течение 5 рабочих дней оформить и направить требование контрагенту проверяемой организации, т. е. вашей компании, обязательно приложив к нему копию исходного поручения, полученного от проверяющей налоговой инспекции. В требовании должен быть приведен перечень затребованных документов и информации.
Важно!
Запрашиваемые сведения в поручении и требовании должны совпадать.
3. Налогоплательщик, получивший требование, обязан его исполнить в течение:
• 5 дней, если мероприятия проводятся в рамках выездных и камеральных проверок (в поручении будут указаны п. 1 и 1.1 ст. 93.1 НК РФ);
• 10 дней, если мероприятия проводятся не в рамках налоговых проверок (в поручении будет указан п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Если получатель требования не располагает запрашиваемыми информацией и документами, об этом он должен уведомить налоговую в эти же сроки.
4. Представленные по требованию документы инспекция-исполнитель отправит в адрес инспекции-инициатора для дальнейшей проверки и работы с ними.
Обратите внимание!
Прежде чем отправить документы инспекции-инициатору, налоговики из вашей инспекции их просмотрят, проверят и проанализируют. А в случае сомнения или подозрения — возьмут на контроль.
Для чего проводятся встречные проверки?
Цель налогового инспектора в ходе встречной проверки — убедиться в фактическом существовании контрагента и реальности хозяйственных операций, отраженных в учете проверяемого налогоплательщика. Особый фокус — на расхождения между данными контрагента и проверяемой компании, а в случае их выявления — влияние на формирование налоговой базы.
Если будет выявлено, что из-за расхождений налоговая база уменьшилась, инспектор зафиксирует нарушение, а полученные в ходе встречной проверки документы будут подшиты к акту проверки и впоследствии станут доказательством вины проверяемого налогоплательщика в нарушении налогового законодательства.
Что вызовет подозрение:
• компания скрыла или не полностью отразила в учете хозяйственные операции или конкретную сделку;
• нет доказательств реальности сделки, только документы;
• цена сделки существенно отклоняется от рыночных;
• другие обстоятельства, влияющие на искажение налоговой базы.
Будут проверять первичные и платежные документы, сравнивать объем закупок и объем склада. Если в рамках встречной проверки контрагент не представит накладные и чеки на закупку, у проверяющей компании не признают расходы, которые уменьшили налоговую базу.
Также проверяющие будут выяснять, имеет ли сделка непосредственное отношение к хозяйственной деятельности компании, была ли возможность купить товар или получить услугу дешевле и быстрее, не привлекая посредников и не «накручивая» цену (предполагается, что это делают сознательно для того, чтобы уменьшить налоги).
Очень важно, чтобы контрагенты вовремя предоставили достоверные документы, иначе инспекторы могут признать сделку с поставщиком необоснованной и отклонить расходы, уменьшающие налоговую базу для расчета налогов.
Мы рекомендуем
Регулярно проводите сверки взаиморасчетов с контрагентами, подписывайте и храните акты сверки. Несмотря на то что обязанность составлять акты сверки законодательством не предусмотрена, закрепите ее в договоре. Акт сверки расчетов, подписанный сторонами, — самое достоверное подтверждение состояния расчетов между контрагентами.
Самые частые причины проведения «встречки»:
• заявление контрагентом возмещения по НДС;
• расхождения, выявленные в налоговой декларации налогоплательщика и его контрагента. Поэтому на стадии подготовки декларации по НДС обязательно сверяйте счета-фактуры.
Какие документы запрашивают налоговики в ходе встречной проверки?
При проведении встречных проверок налоговые инспекторы имеют право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика.
[1] Утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@.