Ключевые вопросы:
Каковы основные принципы и приемы реинжиниринга бизнес-процессов?
Что называют моделированием бизнес-процессов?
Есть ли эффективные решения по оптимизации деятельности организаций сферы услуг?
Основная тема этой статьи — исследование возможностей реинжиниринга бизнес-процессов по оптимизации деятельности предприятия. Предлагаем изучить его технологию, методы и принципы, оценить результаты реинжиниринга выделенного бизнес-процесса условного предприятия сферы услуг.
Бизнес-процессы и их реинжиниринг: основные понятия и определения
Рассмотрим определения понятия «бизнес-процесс» и связанный с ним метод моделирования бизнеса — реинжиниринг бизнес-процессов.
Бизнес-процесс
Поскольку понятия «бизнес-процесс» и «реинжиниринг бизнес-процессов» применяются в рамках процессного подхода к описанию бизнес-систем, для пояснения этих терминов исследователи в области бизнес-процессов приводят следующие определения.
Согласно классическому определению американских ученых М. Хаммера и Дж. Чампи бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт производства/услуги, имеющий ценность для потребителя.
Бизнес-аналитики описывают бизнес-процесс в виде цепочки работ (операций, функций), результатом которой является какой-либо продукт или услуга. В цепочку обычно входят операции, выполняемые структурными элементами, расположенными на различных уровнях организационной структуры предприятия.
Для описания бизнес-процессов в графическом формате департамент ВВС США в рамках программы автоматизации промышленных предприятий разработал особую методологию — IDEF0[1].
К сведению
IDEF0 — методология функционального моделирования (англ. function modeling) и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов. Отличительной особенностью IDEF0 является ее акцент на соподчиненности объектов. В IDEF0 рассматриваются логические отношения между работами, а не их временна́я последовательность (поток работ).
Функциональная модель IDEF0 — это набор блоков, каждый из которых представляет собой «черный ящик» с входами и выходами, управлением и механизмами, которые детализируются (декомпозируются) до необходимого уровня. Наиболее важная функция расположена в верхнем левом углу.
Функции соединяются между собой при помощи стрелок и описаний функциональных блоков. При этом каждый вид стрелки или активности имеет собственное значение. Данная модель позволяет описать все основные виды процессов, как административные, так и организационные (рис. 1).
Вход — это вводные, которые ставят определенную задачу. Он описывает то, что преобразуется или расходуется в процессе деятельности (например, сырье, материалы, заявка на выполнение работ, обращение клиента и т. д.).
Выход — это конечный результат деятельности. Он описывает то, что создается в результате деятельности, ее конкретную цель (ценность для клиента, заинтересованных лиц). Выходом могут быть товары, продукты, услуги, информация и т. д.
Управление (сверху вниз) — это механизмы управления (положения, инструкции и др.). Управление описывает целенаправленный характер деятельности и включает все допустимые управляющие воздействия (приказы, распоряжения, задания на выполнение работ и т. д.).
Механизм (снизу вверх) — это ресурсы, используемые для достижения поставленной цели (например, оборудование, персонал, помещения).
Узнать больше:
• О чем необходимо помнить при перестройке бизнес-процессов?
Практическое применение нотации IDEF0 к описанию отдельной задачи бизнес-процесса можно изобразить так, как показано на рис. 2.
Реинжиниринг бизнес-процессов
О реинжиниринге бизнес-процессов (РБП) задумываются зрелые компании — когда процессы описаны и выстроены, следует использовать имеющуюся модель для развития предприятия.
Под реинжинирингом понимают большой спектр возможных изменений, связанных с бизнес-процессами и организацией предприятия (рис. 3).
Реинжиниринг — это поэтапные изменения в компании, направленные на совершенствование деятельности, производимые и измеряемые с точки зрения бизнес-процессов и их показателей.
Американский ученый М. Хаммер, который ввел в научный оборот термин «реинжиниринг», выразил его сущность следующим образом: «Реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных показателях их деятельности: стоимость, качество, сервис и темпы».
Ожидаемые результаты реинжиниринга — это улучшение важнейших количественно измеряемых показателей:
• процесс упрощается и требует меньше времени;
• снижаются затраты;
• уменьшается вероятность ошибок.
Дополнительно по теме:
• Описание бизнес-процесса управления финансами
[1] Стандарт IDEF0 разработан в 1981 г. В процессе разработки программного обеспечения специалисты столкнулись с необходимостью разработки новых методов анализа бизнес-процессов. В результате появилась методология функционального моделирования IDEF0, в которой для анализа применяются специальные нотации IDEF0.