Какие отчеты надо составить на предприятии?
Где взять необходимую информацию?
Как взаимосвязаны эти отчеты?
Первое, что необходимо понимать – это разницу между бюджетом движения денежных средств (БДДС) и фактическими показателями по денежным потокам. В первом случае, когда речь идет о БДДС, предполагается формирование исключительно плановых поступлений и расходований в денежном эквиваленте; во втором же случае предполагается заполнение фактических показателей по итогам работы предприятия за определенный период (как правило, месяц).
Документ о фактических поступлениях и расходованиях будем называть отчетом об исполнении БДДС (однако не путаем в данном контексте с обязательной бухгалтерской отчетностью — отчетом о движении денежных средств; для формирования бухгалтерского отчета необходимо руководствоваться предписаниями Российских стандартов бухгалтерского учета РСБУ). И тот и другой документ — БДДС и отчет о его исполнении — относится к управленческой отчетности, поэтому в отличие от обязательной бухгалтерской отчетности нет четких прописных правил касательно их формировании, в связи с чем некоторые предприятия в лице ответственного работника могут исключать НДС из сумм притока и оттока денежных средств.
Однако это не верно, ведь выплачивает предприятие денежные средства, например, поставщику за сырье и материалы с учетом НДС (если данный материал облагается НДС), и получает денежные средства, например, за отгруженную продукцию также с учетом НДС.
Формированием отчетов типа P&L (Profits and Losses — прибыль и убыток; доходы и расходы) на ежемесячной основе также имеет отношение к управленческой отчетности (не путаем с обязательным бухгалтерским документом — Отчетом о финансовых результатах).
В системе бюджетирования для отражения плановых показателей используется, так называемый бюджет доходов и расходов (БДР), а для отражения фактических показателей по итогам работы предприятия за период (например, месяц) — отчет об исполнении БДР.
Так как оба документа предназначены для управления эффективностью и доходностью предприятия в целом, то настоятельно рекомендуем не включать НДС в представленные в нем показатели, чтобы не «искажать» финансовые результаты (ведь полученный НДС, например, в составе выручки не является нашим доходом). Однако это не мешает некоторым предприятиям формировать БДР, отчет о его исполнении или отчет P&L с учетом НДС. Повторимся: такое представление данных не совсем корректно и стоит все же «очищать» свои доходы и расходы от налога.
Многие ошибочно полагают, включая НДС и в денежные потоки, и в доходы/расходы или наоборот, исключая налог в обоих случаях, что таким образом они «приблизят» данные отчеты друг другу, но это в корне неверно. Отраженные показатели в рассмотренных бюджетах и отчетах) не будут идентичны:
- для доходов и расходов (БДР, отчет о его исполнении) в документы включаются доходы, полученные только от реализованной продукции, и расходы, связанные с производством и реализацией данной продукции. А при этом в течение отчетного периода предприятие же могло расходовать денежные средства и на продукцию, нереализованную и неотгруженную в данном рассматриваемом периоде (готовая продукция на складе или незавершенное производство), но все эти расходы не попадут в указанный документ;
- для отражения движения денежных средств в документы включаются все оттоки и притоки денежных средств без привязки к реализации и отгрузке.
Формирование вспомогательных бюджетов и отчетов об их исполнении
Бюджетирование как система предполагает управление денежными потоками предприятия. Это позволяет сбалансировать поступления и расходы, повысить платежеспособность предприятия, а также наладить процесс планирования в целом.
Бюджетирование, как правило, осуществляется на весь год (иногда на 13 или 14 месяцев — «захватывая» первый/первые месяцы следующего календарного года) с обязательной помесячной разбивкой. Фактические показатели, как правило, вносятся по завершению каждого отчетного периода (месяца). Мы рассмотрим бюджеты (план) и отчеты (факт) по итогам работы предприятия за месяц.
Любое планирование начинается с формирования бюджета продаж (плана продаж).
Бюджет продаж представляет собой планируемые объемы реализации в разрезе каждого месяца по всем видам продукции на протяжении отчетного периода (как правило, календарный год). Объемы реализации прогнозируются на основе анализа рынка, его конъюнктуры, конкурентов и их ценовой политики, включая потенциальных, анализа собственной конкурентоспособности, реально оценивая свои сильные и слабые стороны, и анализа потенциальных покупателей и их платежных возможностей.
При заполнении фактической, так называемой отчетной стороны, достаточно располагать информацией о фактически отгруженной продукции. Дополнительно обращаем внимание, что в случае, если у предприятия несколько номенклатурных единиц выпускаемой продукции, или помимо выпуска продукции оно оказывает услуги, то для расчета суммарной выручки необходимо вести учет по каждому виду товара или представляемой услуги, сводя итог по суммарной выручке.
Проведем план-фактный анализ реализации продукции за отчетный месяц (данные представлены в табл. 1).
Как видим, план реализации продукции в количественном выражении не выполнен, как следствие — не выполнен и в стоимостном выражении.
Для удобства мы выделили в данном случае отдельными строками НДС в составе выручки и очищенную от налога выручку, что облегчит в дальнейшем «перенесение» данных из одного документа в другой. А так как эта отчетность управленческая, иными словами, внутренняя, то видоизменять формы отчетов мы можем как хотим, в зависимости от поставленных задач.
Следующий важный операционный план-отчет — график поступления денежных средств. Планируемая сторона поступлений формируется на основании бюджета продаж и условий оплаты согласно заключенным договорам.
В график обязательно надо включить информацию об остатках дебиторской задолженности на начало анализируемого периода.
Визуально график представляет собой таблицу-шахматку за счет того, что платежи за реализацию продукции не поступают в полном объеме в том же месяце, в котором запланирована продажа.
Деньги предприятие получает с учетом НДС (см. строку 3 табл. 1). Для примера рассмотрим следующие условия авансирования: предоплата в месяц отгрузки 40 % и отсрочка платежа за отгруженную продукцию 1 месяц 60 %.
Таким образом, за отгруженную продукцию на сумму 2 250 000,00 руб. (план с НДС) в месяце Х предприятие получит 40 % — 900 000,00 руб., а в месяце Х+1 60 % — 1 350 000,00 руб.
Таким образом, в месяце Х возникает дебиторская задолженность на сумму 1 350 000,00 руб., т. е. продукция отгружена в полном объеме, а окончательный расчет за нее еще не получен (покупатель должен поставщику). На основании рассчитанных данных сформируем график (табл. 2).
Допустим, что дебиторской задолженности на начало рассматриваемого периода нет. Фактические данные заполняются по сведениям бухгалтерского учета о факте поступления денежных средств от покупателей (с учетом НДС).
В нашем примере предоплата в размере 40 % была оплачена в соответствии с планом и условиями договора. Однако в месяце Х+1 фактический остаток дебиторской задолженности на начало периода (соответствующий остатку на конец месяца Х) снизился с 1 350 000,00 руб. до 1 275 000,00 руб., так как предприятие отгрузило продукции не на плановые 2 250 000,00 руб. (1500 шт.), а 2 175 000,00 руб. (1450 шт.).
Следующий этап — формирование бюджета производства. Объем производства может превышать объем реализации в количественном выражении: предприятие производит больше, чем отгружает, разница остается на складе готовых изделий. Или наоборот, объем производства в конкретном месяце может быть ниже, чем объем реализации: предприятие отгрузило часть продукции, произведенной в данном месяце, и часть продукции — со склада готовых изделий.