20 способов оптимизировать затраты на ремонт
Оценка эффективности таких мероприятий
Отчетность по результатам оптимизации
Оптимизация затрат на ремонт — важный внутренний резерв компании, который позволяет увеличить оборачиваемость денежных средств, нарастить объемы производства и сэкономить при этом. Рассмотрим мероприятия по оптимизации затрат на техническое обслуживание и ремонтно-восстановительные работы оборудования и зданий.
1. Идентифицируем расходы, на которые можно повлиять.
Действовать надо поэтапно:
1. Собрать фактические данные о затратах на ремонт за прошлый год и планируемые.
2. Выяснить, для каких статей затрат установлены нормы и лимиты.
3. Оценить динамику изменения расходов в количественном и стоимостном выражениях.
4. Из всего перечня статей выделить самые крупные статьи затрат, а также статьи с существенными отклонениями от плановых показателей. Для этого их сравнивают:
- с установленными нормами, если они есть;
- со средним значением, рассчитанным за анализируемый период;
- с аналогичными расходами по отрасли.
К сведению
Нецелесообразно рассматривать небольшие отклонения, например, менее 5 % (уровень критичности компании устанавливают самостоятельно), или расходы, имеющие наименьший удельный вес в общей массе затрат.
5. При необходимости — привлечь технических специалистов, которые определят, можно ли сократить затраты по отобранным статьям без снижения качества и эффективности использования объектов основных средств.
6. Разработать план мероприятий по эффективной оптимизации затрат.
Рассмотрим этот способ оптимизировать затраты на примере
Пример 1
Данные для расчетов представлены в табл. 1.
Как видим, затраты на метизы и электроды имеют небольшой удельный вес. Есть незначительная экономия за отчетный квартал. На новый квартал затраты спланированы по минимальному значению.
Превышение среднестатистического расхода по лакокрасочным материалам — 67 тыс. руб., или 91,8 %.
В отчетном квартале были недозагружены основные производственные рабочие. Чтобы не оплачивать им простой и обеспечить объем работ, рабочим поручили покраску оборудования и производственного помещения. Данные работы обычно выполнялись в компании во втором квартале. По статье лакокрасочные материалы затраты спланированы в размере минимального складского запаса — 10 % от среднего.
Совместно с техническими специалистами аналогично прорабатывают остальные статьи.
2. Выявляем не используемое или малоиспользуемое оборудование.
Чтобы выявить незадействованные в деятельности компании или нерационально используемые объекты основных фондов, проводят инвентаризацию.
Техническое обслуживание и планово-предупредительные ремонты (далее — ППР) малоиспользуемого оборудования экономичней проводить, ориентируясь не на фиксированные временные периоды между ППР, а на количество отработанных часов. Для этого разрабатывают и внедряют методы технической диагностики. Например, устанавливают счетчики моточасов, ведут электронные журналы регистрации наработки. Это дает точную информацию об интенсивности эксплуатации оборудования и необходимости проведения очередного ППР.
ППР неиспользуемого или малоиспользуемого оборудования надо проводить не с установленной временной периодичностью, а по необходимости.
К сведению
Если помещение пустует, а оборудование простаивает, рассматривают возможность увеличить производственную программу или сдать их в аренду. Если использовать объект невозможно, его консервируют, отключают от энергоснабжения, обеспечивают сохранность.
Пример 2
Рассчитаем экономию на затратах на ремонт в результате консервации. В таблице 2 рассчитана экономия за счет консервации оборудования с низкой загрузкой.
Нормативный фонд времени работы оборудования сравнивают с необходимым для производственной программы. Рассчитывают неиспользуемый фонд времени работы оборудования (строка 5 табл. 2).
Для токарных станков «недозагрузка» составила: 14 784 – 12 350 = 2434 ч, что эквивалентно 7 единицам оборудования (2434 / 336 = 7).
Это надо учитывать при выдаче рабочим сменных заданий. Семь единиц оборудования выводят на консервацию, а остальным обеспечивают полную загрузку.
Однако консервация и обеспечение сохранности оборудования будут стоить компании 53,1 тыс. руб. (строка 9 табл. 2).
Значит, экономия по затратам на токарные станки составит 126,6 тыс. руб, а всего — 318,1 тыс. руб.
3. Стандартизируем процесс ремонта и технического обслуживания оборудования (далее — ТОиР).
Это позволит снизить трудозатраты и исключить потери. Направления стандартизации определяют после тщательного анализа текущей ситуации на основании хронометражей.
4. Регламентируем бизнес-процессы по управлению ТОиР.
Сюда входит годовое планирование и бюджетирование ТОиР, месячное планирование работ, распределение заданий на проведение работ и контроль за их выполнением, приобретение запасных частей и услуг подрядчиков. Процессы основывают на организационной структуре и категоризации оборудования.
Оптимизируют следующие бизнес-процессы:
- контроля и анализа выполнения ремонтных работ;
- способов оценки сил подрядчика, прогнозирование остановок и отставаний от графика;
- принятие необходимых мер по своевременному завершению работ.
- схемы взаимодействия между службами заказчика и исполнителя для оперативного выполнения ремонтных работ и сокращения документооборота;
- управление поставками материально-технических ресурсов (МТР) для обеспечения ТОиР;
- хранения МТР;
- смены поставщика МТР;
- управлению бракованной продукцией и ответственность при поставках запчастей, входной контроль МТР.
5. Контролируем расходы на ТОиР.
Для этого:
- контролируем бюджеты расходов — на ремонт и техническое обслуживание помещений и оборудования, на оплату труда обслуживающего персонала, на общехозяйственные нужды;
- контролируем, чтобы, например, оборудование, которое планируется отремонтировать, именно ремонтировали, а не модернизировали;
- мониторим поставщиков материалов, работ и услуг — сравниваем цены и объемы закупки;
- оцениваем характер работ и с учетом этого решаем, можно их выполнить собственными силами или дешевле будет заказать работу, изготовление запчастей подрядчику;
- пронормированные материалы, запчасти, на который определе среднестатистический расход, отпускаем со склада только по лимитно-заборным картам;
- дорогостоящие ТМЦ (например, от 20 тыс. руб.), крупные партии или партии сверх лимита отпускаем по требованиям-накладным, завизированным главным механиком и начальником ПЭО.
Финансово-экономическая служба должен осуществлять инспекционные и ревизионные проверки ремонтных подразделений.
Пример 3
Производственное оборудование ООО «Альфа» состоит из нестандартного и устаревшего оборудования.
Запчасти для такого оборудования необходимо либо изготавливать самостоятельно — в компании есть механические мастерские и станки, либо заказывать поставку по индивидуальному заказу компании-подрядчику.
Оценим затраты на ремонт, чтобы принять управленческое решение (табл. 3).
Запчасти, изготовленные в механических мастерских, учитывают в компании по себестоимости (строка 8 табл. 3). Затраты по изготовлению сравнивают с коммерческим предложением подрядчика — минимальные цены при надлежащем уровне качества (строка 9 табл. 3).
Компании дешевле изготовить собственными силами валы 2 и 3 — экономия 11 и 12 тыс. руб. соответственно (рис. 1). А вот валы 1, 4 и 5 экономичней заказать сторонней организации.
Если следовать этой ремонтной стратегии, экономия затрат составит 166 тыс. руб.