Окончание. Начало в № 7 за 2005 г.
На предприятиях с незначительным объемом незавершенного производства расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют по нормам на незавершенное производство, а оставшуюся часть списывают на себестоимость проданной продукции.
На предприятиях, выпускающих однородную продукцию, данные расходы распределяют по видам продукции пропорционально расходам на оплату труда рабочих.
Цеховые расходы распределяются, как правило, пропорционально или расходам на оплату труда основных рабочих (табл. 3), или расходам на оплату труда рабочих с учетом расходов по содержанию машин и оборудования. Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (строительных машин и механизмов) и цеховые расходы со счета 25 «Общепроизводственные расходы» списываются в Дебет счетов 20, 23, 28, 29, 91, 99.
Бухгалтерский учет общехозяйственных расходов ведется на операционном промежуточном счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Общехозяйственные расходы представляют собой затраты организации по управлению, которые являются составной частью расходов по ее обычным видам деятельности по производству продукции (работ, услуг), но не связаны непосредственно с производственным процессом. В связи с этим данные расходы можно также называть управленческими расходами.
К общехозяйственным расходам, как правило, относятся: административно-управленческие расходы; расходы по содержанию общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления основных средств управленческого назначения и расходы на их ремонт; расходы по уплате арендной платы за помещения управленческого назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Общехозяйственные расходы отражаются ежемесячно по Дебету счета 26 с Кредита счетов 02, 05, 10, 23, 25, 60, 68, 69, 70, 71, 76, 94, 97.
Для управления общехозяйственные расходы могут учитываться в полном размере в составе:
1) себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) как сумма затрат организации, возникшая в данном отчетном периоде (неполная себестоимость);
2) производственной или полной производственной себестоимости продукции (работ, услуг).
В первом случае себестоимость является объектом финансового учета, и правила ее исчисления определяются ПБУ, во втором — управленческого, и регулирующие органы могут давать собственникам и менеджерам конкретной организации только советы.
Себестоимость продукции (работ, услуг) в первом случае определяется только по прямым и другим переменным (условно-переменным) расходам. К последним относятся производственные накладные расходы. В нашем понимании они состоят из РСЭО, а также тех производственных расходов, которые затруднительно непосредственно отнести на себестоимость конкретных видов продукции (специальные, прочие производственные и др.). По этой себестоимости (назовем ее сокращенной) оценивают готовую продукцию и незавершенное производство. Следовательно, отпадает необходимость составлять дополнительные расчеты распределения общехозяйственных расходов.
По окончании месяца издержки производства, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», перечисляют с Кредита этого счета в Дебет счета 90 «Продажи». Следовательно, в конечном счете общехозяйственные расходы добавляются к себестоимости проданной за отчетный период продукции (работ, услуг), исчисленной, как уже было сказано выше, исходя из сокращенной производственной себестоимости, и тем самым определяется вся производственная себестоимость продукции.
В организациях, занятых производством продукции (работ, услуг), расходы списываются следующим образом.
В полном размере как расходы на продажу продукции (работ, услуг) расходы списываются со счета 26 в Дебет счета 90 «Продажи».
На себестоимость продукции (работ, услуг) расходы списываются в следующем порядке:
а) организациями промышленности — в Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» (если вспомогательные производства изготавливали продукцию, выполняли работы и оказывали услуги на сторону) и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и оказывали услуги на сторону). При этом распределение указанных расходов по видам производств и хозяйств производится в порядке, установленном отраслевыми указаниями по учету себестоимости продукции, как правило, пропорционально расходам на оплату труда производственных рабочих.
Для реализации установленной методики по распределению общехозяйственных расходов необходимо:
1) определить процент общехозяйственных расходов, учтенных на счетах 20, 23, 29, к выбранной базе распределения (например, расходам на оплату труда рабочих);
2) по исчисленному проценту, умноженному на сумму расходов на оплату труда рабочих, приходящихся на каждый вид производства, суммы общехозяйственных расходов определить по каждому виду;
б) строительными организациями (накладные расходы) — в Дебет счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства».
Для реализации установленной методики по распределению накладных расходов необходимо:
1) определить процент накладных расходов к прямым затратам основного производства и вспомогательных производств;
2) определить сумму накладных расходов, которую следует отнести на каждый из этих счетов как процент, умноженный на сумму прямых затрат, учтенных на счетах 20 и 23;
3) затем по принятой в организации методике, являющейся элементом учетной политики, распределить общую сумму накладных расходов на счете 20 по объектам учета, а также на счете 23 — по видам производств.
В организациях, деятельность которых не связана с производственным процессом, — профессиональных участниках рынка ценных бумаг (инвестиционные фонды, комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность) общехозяйственные расходы как расходы по их содержанию списываются в Дебет счета 90 «Продажи».
В организациях (заказчиках), специализирующихся на реализации инвестиционных проектов по договорам, заключаемым с инвесторами, общехозяйственные расходы как расходы по их содержанию списываются ежемесячно в Дебет счета 90 «Продажи».
Действующими нормативными документами (Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н, и ст. 264 НК РФ) предусмотрено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, транспортировкой и т.д. Для учета затрат по продажам используется активный счет 44 «Расходы по продаже», по Дебету которого аккумулируется информация о расходах, обусловленных продажей продукции, (выполнением работ, оказанием услуг). По Кредиту этого счета отражается списание затрат в корреспонденции с Дебетом счета 90 «Продажи». Расходы на упаковку и транспортировку распределяются ежемесячно между отдельными видами отгруженной продукции. Способы распределения могут быть различные, в частности исходя из веса, себестоимости и т.п. Что касается остальных расходов, обусловленных продажей, то их следует ежемесячно списывать на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), отражая это бухгалтерской записью: Дебет счета 90 субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 44 «Расходы по продаже».
В случае если продажа продукции согласно учетной политике определена по мере оплаты, то расходы на продажу отражают бухгалтерской записью: Дебет счета 45 «Товары отгруженные» Кредит счета 44.
Производственная необходимость в части регулирования себестоимости продукции требует создания в организациях резервов на оплату отпуска рабочим, на предстоящие затраты по ремонту основных средств и т.п. Для решения этой задачи применяют пассивный счет 96 «Резервы предстоящих расходов».
Счет 97 «Расходы будущих периодов» применяется для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам (расходы, связанные с горно-подготовительными работами, подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером и др.). По мере наступления отчетных периодов относящиеся к ним расходы подлежат распределению (списанию) в порядке, устанавливаемом предприятием. Как правило, такие расходы будущих периодов — освоение производства новых видов продукции, агрегатов, установок, пусконаладочные, проектно-изыскательские и др. — списываются на соответствующие счета затрат ежемесячно пропорционально количеству выпущенной в отчетном месяце продукции данного вида и установленной норме списания суммы расходов на единицу продукции.
Арендная плата, плата за телефонное обслуживание, затраты на ремонт основных средств, приобретение лицензий, подписку на периодические издания и др. списываются равными долями (равномерно по месяцам) на затраты того отчетного периода, к которому они относятся.
Метод распределения расходов будущих периодов в зависимости от их видов и нормативы списания должны быть отражены в учетной политике организации. Учтенные по Дебету счета 97 расходы будущих периодов списываются в Дебет соответствующих счетов. В конце отчетного месяца на счете 97 может быть дебетовое сальдо в сумме затрат, подлежащих распределению в последующие периоды, отражающиеся в бухгалтерском балансе отчетного периода. Аналитический учет по счету 97 ведется по видам расходов будущих периодов. Для этого на каждый вид расходов будущих периодов открывается отдельный аналитический счет.
Итак, сделаем некоторые выводы.
При отнесении конкретных затрат на себестоимость необходима их прямая связь с производственной деятельностью, технологией, организацией производства.
Современный отечественный учет затрат заключается в том, что прямые затраты капитализируются, а косвенные, в зависимости от учетной политики организации, могут или декапитализироваться путем списания в Дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж», или капитализироваться через счет 20 «Основное производство». В этом вопросе мы сталкиваемся с непоследовательностью Плана счетов: общехозяйственные затраты или можно капитализировать, или нет, в зависимости от учетной политики, а общепроизводственные затраты декапитализировать нельзя. Еще А.П. Рудановский (1863–1934) настаивал на полной декапитализации всех косвенных затрат: поскольку они в основной массе падают на отчетный период, их и следует списывать на этот временной отрезок.
На рассмотрение предложена классификация основных подходов распределения косвенных затрат (табл. 4, см. «Справочник экономиста», № 8, 2005).
Относительно каждого подхода можно привести доводы «за» и «против». Даже в одной отрасли промышленности условия технологии и производства могут существенно различаться. Поэтому механическое применение способов распределения косвенных затрат может вести к искажению себестоимости продукции. Организация сама определяет, какой способ распределения наиболее целесообразен в ее деятельности и при ее специфике производственного процесса. Следовательно, выбирая способ распределения косвенных затрат, необходимо учитывать конкретные условия работы организации. Важно только, чтобы за эти затраты отвечали те должностные лица, которые могут оказывать влияние на их величину.
После выбора конкретного подхода к распределению косвенных затрат с учетом особенностей хозяйственной деятельности организации и ее учетной политики разрабатывается методика их распределения.
Рассмотрим основные этапы методики, получившей наибольшее распространение на отечественных предприятиях.
1-й этап. Распределение косвенных затрат между производственными и обслуживающими подразделениями организации (центрами ответственности).
2-й этап. Перераспределение косвенных затрат обслуживающих подразделений на производственные.
3-й этап. Расчет цеховых ставок распределения косвенных затрат для каждого производственного подразделения.
База для распределения косвенных затрат выбирается организацией самостоятельно, исходя из специфических особенностей ее деятельности, записывается в учетной политике организации и является таковой в течение всего финансового года.
Наиболее распространенные методы распределения основаны на учете:
· основной заработной платы;
· нормо-часов, отработанных основными производственными рабочими;
· времени работы станков.
Если деятельность места возникновения затрат (МВЗ) является трудоемкой (большая доля ручного труда), то общепроизводственные расходы данного МВЗ следует распределять по видам продукции, взяв за основу показатели, связанные с потреблением трудовых ресурсов.
В качестве базы распределения производственных косвенных затрат данного МВЗ можно использовать:
· фактические затраты труда;
· нормативные (плановые) прямые затраты труда;
· количество персонала, задействованного в том или ином технологическом процессе.
Если деятельность МВЗ является капиталоемкой (например, автоматизированные производственные линии), то общепроизводственные расходы этого МВЗ можно распределять по видам продукции, взяв за основу показатели, связанные с использованием основных средств. Здесь в качестве базы распределения производственных косвенных расходов могут применяться:
· амортизационные отчисления по видам продукции;
· плановые (нормативные) часы работы оборудования;
· фактические часы работы оборудования;
· остаточная стоимость основных средств, задействованных в том или ином технологическом процессе;
· количество произведенной продукции (данная база применяется в основном на предприятиях с простым типом производства);
· стандартные прямые добавленные затраты (данная база включает заработную плату операторов, рабочих, обслуживающих оборудование, энергию и др.);
· стандартная общая сумма переменных расходов (к предыдущей базе добавляется стоимость использованных переменных материалов).
И наконец, если деятельность МВЗ является материалоемкой (затраты, добавленные к стоимости продукции в данном МВЗ, в большинстве своем являются расходами сырья и материалов), то за базу распределения можно принять:
· фактически прямые затраты сырья и материалов;
· плановые (нормативные) прямые затраты сырья и материалов.
Если нельзя четко определить, какой является деятельность МВЗ (трудоемкой, капиталоемкой или материалоемкой), то можно использовать комбинированные базы распределения, рассчитываемые на основе двух или более видов ресурсов:
· полные прямые материальные затраты (текущие материальные затраты плюс амортизация) — при большом удельном весе используемых сырья, материалов и основных средств;
· добавленная стоимость (амортизация плюс прямые затраты труда) — при большом удельном весе трудовых ресурсов и капитала (основных средств);
· затраты труда плюс текущие материальные затраты — при большом удельном весе сырья, материалов и ручного труда;
· полные прямые затраты — в отсутствие приоритета какого-либо вида ресурсов.
4-й этап. Распределение накладных расходов на изделие (заказ).
Определив цеховые ставки косвенных затрат и зная количество часов, затрачиваемых на производство единицы продукции (заказа), можно определить величину косвенных затрат, приходящихся на единицу продукции.