Планирование фонда заработной платы
Наряду с расчетной численностью работников важными показателями в подразделениях железнодорожного транспорта являются: плановая численность работников, списочная численность работников, явочная численность работников и численность несписочного состава работников.
Планирование фонда заработной платы осуществляется исходя из лимита численности персонала и среднемесячного заработка. При определении фонда заработной платы по отдельным категориям работников необходимо исходить из системы оплаты труда. Труд монтеров пути по текущему содержанию пути, земляного полотна, ремонтников искусственных сооружений оплачивается по аккордно-премиальной или повременно-премиальной системе оплаты труда. Труд остальных работников хозяйства пути оплачивается повременно-премиально. При этом всем работникам, работающим круглосуточно, обязательно предусматриваются доплаты за работу в ночное время, праздничные дни. Труд работников аппарата управления оплачивается в соответствии с окладами, зависящими от группы, присвоенной хозяйству пути, и количества баллов данного хозяйства.
Обратите внимание! В путевом хозяйстве некоторые работы выполняют работники несписочного состава (например, предрейсовые осмотры водителей, машинистов и др., подшивку документов и т. д.). Поэтому при анализе ФОТ используются такие показатели, как расчетный, плановый, фактический ФОТ, ФОТ списочного состава, ФОТ несписочного состава, средняя заработная плата в целом по предприятию и отдельных категорий работников.
Производительность труда
Производительность труда на предприятии характеризуется выработкой продукции на одного работающего или рабочего и определяется отношением объема продукции, производимой в единицу времени (год, квартал, месяц), к среднесписочной численности производственного персонала или к среднесписочной численности рабочих по основной деятельности. Объем продукции выражается показателями, утвержденными для данного предприятия. Для хозяйства пути производительность труда (Пт) можно определить как отношение пропущенного за год тоннажа брутто (PLбр) к среднесписочному количеству работников (Чсп):
Пт = PLбр / Чсп.
Однако эта зависимость очень непоказательна для хозяйства пути. Поэтому можно применять дополнительные показатели производительности труда, в которых в качестве объемных показателей работы будут использоваться развернутая, приведенная длина обслуживаемого участка, объем работ по текущему содержанию пути в денежном выражении.
Повышение производительности труда определяется по факторам ее роста в абсолютном и процентном выражении к плану и предыдущему периоду. Плановый размер производительности труда устанавливают следующим образом:
1) определяют исходную численность работающих на планируемый год при условии сохранения выработки, достигнутой в прошлом году;
2) из полученной численности вычитают возможное ее уменьшение за счет каждого фактора роста производительности труда;
3) объемные показатели работы делят на уменьшенную за счет влияния всех факторов численность работающих.
Мероприятия, обеспечивающие снижение затрат труда на выполнение путевых работ: замена рельсов марки Р50 на рельсы марки Р65, укладка бесстыкового пути вместо звеньевого, замена деревянных шпал на железобетонные, повышение уровня механизации, укрупнение подразделений путевого хозяйства, внедрение передовых технологических процессов и т. д.
Трудоемкость (трудозатраты) в человеко-днях получают делением объема работы на норму выработки. Трудозатраты в человеко-часах можно определить, умножив норму времени на производственную программу. Трудозатраты определяются по каждой операции или фазе работы. В хозяйстве пути рассчитывают трудоемкость содержания 1 км пути:
Тр = Чсп / Lразв.
Также в путевом хозяйстве используются такие показатели, как норма выработки, коэффициент замещения временно отсутствующих работников и т. д.
Эксплуатационные расходы
Все расходы путевого хозяйства делятся на основные, общие для всех отраслей хозяйства и общехозяйственные. Основные расходы связаны с основным производственным процессом — текущим содержанием пути. Все их можно разделить на несколько статей: расходы на текущее содержание пути, расходы на одиночную смену материалов верхнего строения пути, расходы на охрану пути и сооружений, расходы на текущее содержание искусственных сооружений, расходы на содержание защитных лесонасаждений, расходы на работы по борьбе со снегом, песком, водой.
При планировании эксплуатационных расходов путевого хозяйства применяют чаще всего расчетно-нормативный и отчетно-статистический способы. Потребность в расходах при расчетно-нормативном способе определяется в зависимости от планируемого объема работ и действующих норм расхода материалов или рабочей силы на единицу работы, которой для текущего содержания пути является 1 км развернутой длины пути. На некоторые виды работ (например, снегоборьба, водоборьба) нет норм расхода материальных и денежных средств, в этом случае применяется отчетно-статистический способ планирования. Расчетно-нормативный способ как наиболее точный является основным способом планирования, отчетно-статистический способ применяется только в исключительных случаях. Рассмотрим планирование расходов на материалы, топливо, электроэнергию, амортизационные отчисления, ремонт основных фондов.
Материалы
Основные материалы, расходуемые в хозяйстве пути, — материалы на текущее содержание пути и постоянных устройств; материалы на одиночную смену элементов верхнего строения пути; материалы на охрану пути, переездов и искусственных сооружений; материалы на снегоборьбу, пескоборьбу, водоборьбу; материалы на содержание искусственных сооружений; материалы на содержание путевых машин и механизмов, оборудования; материалы на содержание автомобильного парка; спецодежда.
К сведению. К материалам по текущему содержанию пути и постоянных устройств относятся материалы, связанные с текущим содержанием земляного полотна, исправлением пути на пучинистых местах, текущим содержанием верхнего строения путей и стрелочных переводов, текущим содержанием постоянных устройств и переездов. Расчет материалов ведется по нормам, утвержденным МПС на каждый из этих видов работ.
Нормы разработаны на 1 км пути, 1 стрелочный перевод и т. д. Норматив расхода каждого материала умножается на протяженность путей хозяйства или количество стрелочных переводов, переездов и т. д. и цену. Например, для текущего содержания земляного полотна расходуются цемент, гвозди, лес лиственных пород; для исправления пути на пучинистых местах — пучинные карточки, подкладки, нашпальники.
На одиночную смену материалов верхнего строения пути планируются средства на оплату новых и отремонтированных материалов. Основная доля расходов на материалы хозяйств пути приходится именно на эту статью.
К работам по одиночной смене относятся: одиночная замена негодных шпал новыми, смена и пополнение скреплений и противоугонов, пополнение и замена песчаного и щебеночного балласта, одиночная смена негодных мостовых и переводных брусьев, замена крестовин новыми и старогодными, замена частей стрелочных переводов и прочие работы. К числу прочих работ относится кроме замены материалов верхнего строения пути также ремонт старогодных шпал, рельсов, стрелочных переводов, скреплений. Объем работ по одиночной смене материалов верхнего строения пути и необходимая сумма расходов рассчитываются по нормам расхода материалов, установленным на 1 км пути, 1 стрелочный перевод. Нормы разработаны в зависимости от типа шпал, марки рельсов, вида балласта. При определении потребности в материалах из развернутой длины пути в целом исключается протяженность путей, на которых в планируемом периоде предусматривается выполнение работ по капитальному ремонту. При определении потребности в шпалах и балласте из развернутой длины пути исключается протяженность пути, на котором в планируемом периоде намечаются работы по капитальному, среднему и подъемочному ремонтам. А при определении потребности в рельсах, скреплениях и противоугонах исключается дополнительно протяженность путей, на которых намечается сплошная замена рельсов.
Приведем пример расчета потребности материалов для одиночной смены элементов верхнего строения пути.
Пример
Исходные данные:
- Развернутая длина пути — 100 км.
- Количество стрелочных переводов — 28 компл.
- Тип шпал — деревянные.
- Рельсы марки Р-43.
- Балласт — щебеночный.
- Планируемый объем капитального ремонта — 2 км.
- Планируемый объем среднего ремонта — 5 км.
- Планируемый объем подъемочного ремонта — 10 км.
- Планируемый объем сплошной замены рельсов старогодными — 2 км.
- Планируемый объем смены стрелочных переводов — 3 компл.
- Планируемый объем смены переводного бруса — 2 компл.
Для расчета расходов на рельсы и скрепления учитывается длина пути: 100 – 2 – 5 – 10 – 2 = 81 км.
Для расчета расходов на шпалы, балласт учитывается длина пути: 100 – 2 – 5 – 10 = 83 км.
Для расчета расходов на переводной брус учитывается количество стрелочных переводов: 28 – 2 = 26 компл.
Для расчета расходов на металлические части стрелочных переводов учитывается количество стрелочных переводов: 28 – 3 = 25 шт.
Расчет потребности материалов для одиночной смены элементов верхнего строения пути приведен в табл. 1. Чтобы определить сумму затрат на весь объем работы, необходимо потребность каждого материала умножить на стоимость.
Таблица 1. Расчет потребности материалов на одиночную смену элементов верхнего строения пути | |||
Материал |
Норма на 1 км пути |
Объем работы, км |
Потребность на весь объем |
Рельсы старогодные, км |
0,05 |
81 |
4,1 |
Накладки, т |
0,093 |
81 |
7,5 |
Болты с гайками, т |
0,021 |
81 |
1,7 |
Шайбы пружинные для стыковых болтов, т |
0,002 |
81 |
0,2 |
Подкладки, т |
0,061 |
81 |
4,9 |
Костыли, т |
0,128 |
81 |
10,4 |
Противоугоны, т |
0,284 |
81 |
23,0 |
Шпалы деревянные, шт. |
50 |
83 |
4150 |
Щебень, м3 |
15 |
83 |
1245 |
Соединители стыковые, шт. |
20 |
83 |
1660 |
Для стрелочных переводов: | |||
остряки, шт. |
0,085 |
25 |
2 |
шурупы, т |
0,016 |
25 |
0,4 |
болты с гайками, т |
0,005 |
25 |
0,1 |
брус переводной, компл. |
0,04 |
26 |
1,0 |
крестовина, шт. |
0,12 |
25 |
3 |
Расчет расхода материалов на охрану пути, переездов и искусственных сооружений лучше производить следующим образом: вывести местную норму затрат каждого материала по фактическим расходам за прошлый отчетный период на 1 км пути, затем рассчитать потребность в материалах на весь объем работы и определить сумму затрат путем умножения потребности каждого материала на стоимость.
Расходы по борьбе со снегом, водой и песком предусматриваются в основном для оплаты работ по ручной очистке путей от снега и песка, механической очистке от снега и воды. Величина этих расходов зависит от количества выпадаемых осадков и определяется исходя из фактических затрат, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины за ряд прошлых лет, то есть используется отчетно-статистический способ. Расход материалов по этой статье небольшой, в основном это лопаты, метлы и т. д.
Расчет расхода материалов на содержание искусственных сооружений можно производить по местным нормам, разработанным на основании норм МПС и ОАО «РЖД». Пример расчета приведен в табл. 2. Общая сумма затрат определяется с учетом цены каждого материала.
Таблица 2. Расчет потребности материалов на содержание искусственных сооружений | |||||||||||
Материал |
Единица измерения |
Норма расхода на 100 п.м |
Потребностьв материалах | ||||||||
Мосты |
Трубы, дюкеры, сифоны |
Пешеходные мосты | |||||||||
метал-е |
камен-е |
ж/б |
дерев-е |
метал-е |
камен-е |
ж/б |
метал-е |
ж/б | |||
1618 п.м |
1527 п.м |
642 п.м |
56 п.м |
55 п.м |
911 п.м |
2593 п.м |
404 п.м |
420 п.м | |||
Сталь крупносортная |
кг |
12,30 |
0,50 |
0,50 |
1,10 |
0,50 |
212,5 | ||||
Сталь среднесортная |
кг |
9,60 |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
173,6 | |||
Сталь мелкосортная |
кг |
25,10 |
0,20 |
0,20 |
11,60 |
0,20 |
0,20 |
418,6 | |||
Сталь толстолистовая |
кг |
17,70 |
0,20 |
0,20 |
0,20 |
0,20 |
291,6 | ||||
Проволока |
кг |
2,90 |
46,9 | ||||||||
Гвозди |
кг |
3,40 |
1,40 |
1,40 |
3,30 |
0,70 |
0,70 |
0,70 |
0,50 |
0,50 |
116,3 |
Сетка стальная |
м/2 |
3,30 |
21,2 | ||||||||
Болты |
кг |
16,00 |
0,40 |
0,40 |
36,40 |
0,40 |
289,6 | ||||
Бочки стальные |
шт. |
0,10 |
0,20 |
1,7 | |||||||
Краски масляные |
кг |
7,80 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
126,8 | ||
Белила свинцовые или цинковые |
кг |
9,60 |
0,23 |
0,23 |
0,23 |
0,23 |
0,23 |
0,23 |
1,50 |
174,7 | |
Ацетиллен |
м/3 |
0,04 |
0,6 | ||||||||
Кислород |
м/3 |
0,70 |
11,3 | ||||||||
Антисептик для древесины |
кг |
0,30 |
184,20 |
108,0 | |||||||
Строительный лес |
м/3 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
6,70 |
0,10 |
0,10 |
18,1 | |||
Пиломатериал |
м/3 |
2,10 |
0,50 |
0,50 |
1,10 |
0,40 |
0,40 |
0,40 |
0,01 |
0,01 |
59,8 |
Шпалы деревянные |
шт. |
0,90 |
14,6 | ||||||||
Цемент |
т |
0,10 |
0,70 |
0,20 |
0,10 |
0,20 |
0,30 |
0,05 |
0,05 |
23,7 | |
Камень бутовый |
м/3 |
0,70 |
0,70 |
0,70 |
0,70 |
1,00 |
0,40 |
0,40 |
41,5 | ||
Щебень |
м/3 |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
0,90 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
33,9 | ||
Песок |
м/3 |
0,30 |
1,40 |
1,00 |
0,30 |
0,50 |
0,60 |
0,10 |
0,10 |
53,8 | |
Битум |
кг |
37,30 |
55,80 |
634,8 | |||||||
Бензин |
кг |
0,30 |
0,80 |
9,7 | |||||||
Олифа |
кг |
6,50 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
1,30 |
116,2 | |
Заряды для огнетушителей |
шт. |
1,30 |
4,00 |
23,3 |
Расчет расхода материалов на содержание путевых машин и механизмов, а также оборудования можно производить на основании норм, утвержденных МПС и ОАО «РЖД», паспортов машин, местных норм, годовых заявок начальников цехов, главного механика. Примерный перечень материалов, расходуемых по данной статье:
- аккумуляторы;
- болты;
- топливные фильтры;
- топливные насосы;
- подшипники;
- канат;
- ремни вентилятора;
- транспортерная лента;
- стекло;
- манжеты, сальники;
- гидротолкатели и т. д.
Перечень материалов должен быть сформирован по видам машин, механизмов и оборудования. Сумма затрат определяется с учетом цены каждого материала.
Расчет расхода материалов на содержание автомобильного парка лучше производить на основании годовых заявок главного механика. Также потребность в материалах можно определить, используя отчетно-статистический способ, если парк автотранспорта не менялся в течение нескольких лет. Примерный перечень материалов, расходуемых по данной статье:
- поршни;
- вкладыши;
- тормозные накладки;
- ремни;
- подшипники;
- фильтры масляные;
- фильтры воздушные;
- фильтры топливные;
- свечи;
- прокладки;
- кольца поршневые;
- втулки;
- амортизаторы;
- электрооборудование;
- колодки тормозные;
- карбюраторы и т. д.
Перечень материалов должен быть сформирован для каждой машины. Сумма затрат определяется с учетом цены каждого материала.
Расходы на спецодежду определяются из расчета численности работников каждой профессии, норм выдачи спецодежды, срока носки спецодежды и ее стоимости. Для работников хозяйства пути используются нормы выдачи спецодежды, разработанные МПС, Минтруда России, а также предусмотренные коллективным договором. Пример расходов по износу спецодежды в год приведен в табл. 3.
Таблица 3. Расчет расходов по износу спецодежды | |||||
Спецодежда |
Численность работников, чел. |
Цена за единицу, руб. |
Общая стоимость спецодежды, тыс. руб. |
Срок носки, лет |
Расходы по износу в год, тыс. руб. |
Полушубки, шт. |
60 |
1000 |
60,0 |
4,0 |
15,0 |
Брюки ватные, шт. |
100 |
700 |
70,0 |
2,0 |
35,0 |
Куртки ватные, шт. |
28 |
850 |
23,8 |
2,0 |
11,9 |
Валенки, пара |
100 |
250 |
25,0 |
2,5 |
10,0 |
Плащи брезентовые, шт. |
60 |
500 |
30,0 |
3,0 |
10,0 |
Ботинки кожаные, пара |
150 |
240 |
36,0 |
1,0 |
36,0 |
Жилет сигнальный, шт. |
60 |
200 |
12,0 |
0,5 |
24,0 |
Рукавицы ватные, пара |
150 |
170 |
25,5 |
0,5 |
51,0 |
… | |||||
Итого |
192,9 |
Топливо
Основные расходы топлива в хозяйствах пути:
- каменный уголь для отопления табельных, раскомандировок, переездных будок, тепляков;
- бензин на работу машин, механизмов, автотранспорта;
- дизельное топливо для путевых машин, автотранспорта;
- смазочные материалы для машин, механизмов и автотранспорта;
- масло для компрессоров.
Расчет потребности угля на производственные нужды по околоткам и цехам проводится на основании методических указаний «Нормирование расхода тепла и топлива для стационарных установок ж.-д. транспорта». Расчет потребности бензина, дизельного топлива, смазочных материалов проводится на основании норм, утвержденных МПС, паспортов на машины, механизмы, автотранспорт, а также на основании местных норм, разработанных с учетом конкретных климатических и других особенностей. При расчете учитывается время работы машин, механизмов, автотранспорта. Сумма затрат определяется с учетом цены каждого вида топлива.
Электроэнергия
Основные расходы электроэнергии в хозяйствах пути:
- на освещение зданий;
- на работу оборудования, станков, насосов, компрессоров;
- на наружное освещение;
- на электрообогревательные приборы.
Расчет расходов на электроэнергию проводится в зависимости от количества и мощности ламп, оборудования, часов работы или горения, цен на электроэнергию на данный период.
Амортизационные отчисления
Для расчета амортизационных отчислений используются данные бухгалтерской отчетности за последний квартал, при этом учитываются те основные средства, которые будут списаны, и те, которые будут приобретены в расчетном периоде, а также нормы амортизационных отчислений, установленные для каждого основного средства, и балансовая стоимость основных средств. Расчет производится для каждого здания, инструмента, машины, оборудования, сооружения, транспортного средства.
Ремонтный фонд
Расходы на отчисления в резерв для создания ремонтного фонда рассчитываются исходя из потребного объема работ по ремонту основных средств и стоимости ремонтов. Первоначально составляется ведомость железнодорожных путей, планируемых для ремонта, где указываются износ рельсов, количество негодных шпал, год укладки рельсов, дата последнего ремонта, вид последнего ремонта. Для путевой техники, автотранспорта составляются графики ремонта, где указываются год выпуска, вид и дата последнего ремонта, межремонтный период в соответствии с паспортом. На ремонт зданий утверждается титульный список объектов. На основании этого составляется план ремонтных работ на год с разбивкой по кварталам. Затем составляются сметы на каждый вид ремонта, если ремонт будет проводить непосредственно само предприятие. Если же ремонт будет проводиться сторонними предприятиями, то заключаются договоры с ними, приложением к которым должны быть сметы подрядчика. После этого проводится расчет отчислений в резерв на создание ремонтного фонда. Основные виды ремонтов, планируемые в хозяйстве пути:
- капитальный ремонт пути;
- средний ремонт пути;
- подъемочный ремонт пути;
- смена рельсов;
- смена стрелочных переводов;
- ремонт переездов;
- ремонт искусственных сооружений;
- ремонт машин и механизмов;
- ремонт зданий и т. д.
Общехозяйственные расходы
Размер общехозяйственных расходов можно рассчитать по фактическим затратам за прошлый период с учетом изменения цен, увеличения количества услуг, тарифных ставок и окладов и т. д. В составе этих затрат учитывается ФОТ и отчисления от ФОТ аппарата управления, непроизводственного персонала (плотников, уборщиков производственных и служебных помещений, сторожей и т. д.). Чаще всего, как и в других отраслях, размер общехозяйственных расходов выводится в процентном отношении к ФОТ основного персонала.
После выполнения расчетов по всем перечисленным статьям можно запланировать общую сумму эксплуатационных расходов на год и определить плановую себестоимость содержания 1 км приведенной длины.