Как проанализировать отчет о прибылях и убытках?
Как провести факторный анализ финансовых результатов?
Как и какую информацию можно извлечь из отчета условной коммерческой компании о прибылях и убытках для финансового и генерального директоров?
Менеджменту предприятия, организации приходится оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и принимать управленческие решения, не полагаясь на точные расчеты. Понять, какие решения пошли на пользу компании и где сохранились резервы для оптимизации затрат, поможет экспресс-анализ отчета о прибылях и убытках.
Основная задача экспресс-анализа отчета о прибылях и убытках — определить факторы, оказавшие наибольшее влияние на показатели прибыли компании, а также наметить направления для дальнейшего более углубленного анализа.
Сразу отметим, что отчет о прибылях и убытках в классической форме содержит мало сведений, действительно полезных менеджменту компании. Но с его помощью можно выявить главные тенденции, повлиявшие на экономическую эффективность предприятия. Для проведения такого анализа понадобятся сопоставимые данные за аналогичный период прошлого года.
Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках
Классическая форма отчета о прибылях и убытках не очень подходит для анализа. Поэтому начнем изучение результатов работы компании за год с формирования аналитической таблицы, в которой будут выполнены все необходимые расчеты (табл. 1).
Таблица 1
Анализ отчета о прибылях и убытках
№ п/п |
Показатель |
Код строки |
2014 г., тыс. руб. |
2013 г., тыс. руб. |
Горизонтальный анализ 2014–2013 гг. |
Вертикальный анализ по годам, % |
||||
тыс. руб. (гр. 4 – гр. 5) |
% (гр. 6 /гр. 5 × 100 %) |
2014 год (гр. 4 / гр. 4, стр. 3 × 100 %) |
2013 год (гр. 5 / гр. 5, стр. 3 × 100 %) |
изменение доли (гр. 8 – гр. 9) |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
2 |
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|||||||||
3 |
Выручка |
10 |
1428,57 |
1547,62 |
–119,05 |
–7,69 |
100 |
100 |
— |
|
4 |
Себестоимость |
20 |
1059,52 |
1142,86 |
–83,33 |
–7,29 |
74,17 |
73,85 |
0,32 |
|
5 |
Валовая прибыль |
29 |
369,05 |
404,76 |
–35,71 |
–8,82 |
25,83 |
26,15 |
–0,32 |
|
6 |
Коммерческие расходы |
30 |
119,05 |
107,14 |
11,90 |
11,11 |
8,33 |
6,92 |
1,41 |
|
7 |
Управленческие расходы |
40 |
223,87 |
273,81 |
–49,94 |
–18,24 |
15,67 |
17,69 |
–2,02 |
|
8 |
Прибыль (убыток) от продаж |
50 |
26,13 |
23,81 |
2,32 |
9,75 |
1,83 |
1,54 |
0,29 |
|
9 |
II. Прочие доходы и расходы |
|||||||||
10 |
Проценты к получению |
60 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|
|
|
|
11 |
Проценты к уплате |
70 |
3,57 |
3,57 |
0,00 |
0,00 |
0,25 |
0,23 |
0,02 |
|
12 |
Доходы от участия в других организациях |
80 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|
|
|
|
13 |
Прочие доходы |
90 |
15,48 |
12,38 |
3,10 |
25,00 |
1,08 |
0,80 |
0,28 |
|
14 |
Прочие расходы |
100 |
6,67 |
4,05 |
2,62 |
64,71 |
0,47 |
0,26 |
0,21 |
|
15 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
31,37 |
28,57 |
2,80 |
9,79 |
2,20 |
1,85 |
0,35 |
|
16 |
Текущий налог на прибыль |
150 |
6,27 |
5,71 |
0,56 |
9,79 |
0,44 |
0,37 |
0,07 |
|
17 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
190 |
25,10 |
22,86 |
2,24 |
9,79 |
1,76 |
1,48 |
0,28 |
В первую очередь руководство компании интересует абсолютное и относительное изменение показателей за период (горизонтальный анализ). Проиллюстрируем это на цифрах, приведенных в таблице.
Коммерческие расходы увеличились на 11,9 тыс. руб. (на 11,11 %), тогда как выручка предприятия и валовая прибыль сократились на 119,05 тыс. руб. (7,69 %) и 35,71 тыс. руб. (8,82 %) соответственно. Это косвенно свидетельствует о том, что дополнительные затраты на рекламу и продвижение товаров не оправдали себя, ожидаемого роста продаж не последовало. Скорее всего, причина в общем падении спроса на рынке. Поэтому не будем однозначно утверждать, что решение инвестировать в рекламу было неверным. Вполне возможно, что без стимуляции спроса выручка была бы еще ниже. Тем не менее вполне оправданно потребовать от коммерческого и маркетингового отделов детального обоснования затрат.
По данным отчета, в компании оптимизированы управленческие расходы — они сократились на 49,94 тыс. руб. (18,24 %). Это в итоге привело к росту прибыли от продаж на 2,32 тыс. руб. (9,75 %).
Прибыль до налогообложения и чистая прибыль увеличились в равной степени — на 9,79 %. Все это свидетельствует о том, что меры по сокращению управленческих затрат полностью себя оправдали.
Вертикальный анализ позволяет оценить, какие показатели оказали наиболее существенное влияние на чистую прибыль.
В нашем примере на сокращение валовой прибыли повлияло увеличение на 0,32 % доли себестоимости продукции в выручке компании (стр. 4 табл. 1). Возможно, это произошло из-за роста затрат на сырье и материалы (например, компания приобретает их за рубежом за валюту) или снижения торговой наценки.
Отношения показателей валовой прибыли, прибыли до налогообложения и чистой прибыли к выручке — это не что иное, как рентабельность продаж, финансово-хозяйственной деятельности и общая рентабельность соответственно.
За минувший год рентабельность продаж сократилась на 0,32 %, в то же время общая рентабельность и рентабельность финансово-хозяйственной деятельности выросли на 0,35 и 0,28 % соответственно за счет увеличения прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Из этого можно сделать вывод, что решение сократить управленческие расходы было своевременным и правильным.
Теперь, когда определены основные показатели, повлиявшие на чистую прибыль предприятия, имеет смысл провести факторный анализ отчета о прибылях и убытках.
Факторный анализ финансовых результатов
Факторный анализ позволяет оценить, на какую конкретно сумму изменилась чистая прибыль под влиянием того или иного фактора.
Например, чтобы выяснить, сколько потеряла компания в валовой прибыли из-за снижения рентабельности продаж и сколько — в результате падения выручки, сначала рассчитаем, какой была бы валовая прибыль, если бы рентабельность поддерживалась на уровне прошлого года.