Причины, по которым система KPI не работает
Этапы разработки и внедрения системы KPI на основе функционального подхода
Пример системы KPI
Что такое персонал компании:
• Ресурс или балласт?
• Объект генерирования доходов компании или основная статья затрат?
• Импульс развития компании или разрушающая сила, угроза, которая может привести компанию к банкротству?
Чтобы персонал стал ресурсом, объектом генерирования доходов компании, а также импульсом развития, многие компании разрабатывают и внедряют системы KPI.
ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ СИСТЕМА KPI НЕ РАБОТАЕТ
К сожалению, система KPI может и не оправдать надежд руководителей и не дать запланированный результат. Причины, по которым система KPI не работает, представлены на рис. 1.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ KPI НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
В 2018 г. мы участвовали в разработке системы KPI для производственной компании ООО «СТРОиМ».
Заказчик хотел, чтобы система KPI и показатели:
• подходили для всех сотрудников компании;
• были разработаны на основе функционального подхода;
• учитывались ежемесячно;
• были связаны со стратегией развития компании;
• мотивировали каждого сотрудника на увеличение прибыли компании, а не только своей заработной платы.
Этапы разработки и внедрения системы KPI на основе функционального подхода представлены на рис. 2.
Для каждой должности мы составили перечень основных функций/задач, качественное выполнение которых напрямую влияет на достижение целей компании и величину коэффициента премирования.
ПРИМЕР СИСТЕМЫ KPI
Рассмотрим последовательность разработки показателей для некоторых должностей компании:
• директора департамента № 1;
• начальника ОПП;
• начальника участка.
Обратите внимание!
В системе KPI можно использовать интегральные показатели (т. е. группы показателей).
Так, например, для должности директора департамента № 1 были разработаны 5 групп показателей (рис. 3):
1) ритмичность работы департамента № 1;
2) качество взаимодействия с заказчиками;
3) качество управления персоналом;
4) качество управления доходами;
5) качество управления расходами департамента № 1.
Подробный перечень функций и показатели для каждой из рассматриваемых должностей представлены в табл. 1.
Обратите внимание!
Сложность и количество показателей, которые входят в систему оценки конкретной должности, зависят в том числе от уровня должности в иерархии организационной структуры.
После того как мы определили основные функции и целевые показатели, разрабатываем критерии оценки — качественные и количественные. Это обязательный этап.