С какими мошенническими действиями сотрудников может столкнуться раблотодатель?
Как эти действия могут повлиять на экономические показатели предприятия?
Как минимизировать риски, связанные с мошенничеством?
Мошенничество — это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием[1].
В данной статье мошенничеством мы будем называть любой обман работодателя, который так или иначе ухудшает экономическое состояние организации. Мы сделали это уточнение потому, что в некоторых ситуациях, которые будут описаны в статье, привлечь работника к уголовно-правовой ответственности не удастся из-за того, что они не будут полностью соответствовать критериям мошенничества, данным в Уголовном кодексе РФ.
МОШЕННИЧЕСТВО ПРИ ЗАКУПКАХ ПРОДУКЦИИ
Пример 1
Закупка некачественного основного средства, товара, работы услуги
Знакомый главбух жалуется на то, что их компания так оптимизировала расходы, что экономическое состояние предприятия стало хуже, чем было. Закупаются самые дешевые оборудование и оргтехника. Они очень плохого качества (быстро ломаются). Приходится часто покупать новые либо тратить значительные средства на ремонт. В общем, вместо экономии — лишние траты.
«Вообще-то оптимизация затрат заключается в том, чтобы найти лучшее предложение на рынке по соотношению «цена-качество», а не в том, чтобы найти самое дешевое», — говорю я.
На самом деле часто менеджеры по закупкам получают «откаты» от продавцов за то, что приобретают у них для организации ту или иную продукцию. Это могут быть не только средства производства, но и некачественные товары, которые потом организация не сможет реализовать конечным покупателям, спецодежда, строительные материалы и т. д.
Негативные экономические последствия такого мошенничества зависят от того, что именно было приобретено.
Так, если это некачественные средства производства, то, как это стало понятно из примера выше, для организации это выльется в лишние незапланированные траты на ремонт или покупку оборудования, т. е. у организации увеличатся расходы.
Проиллюстрируем сказанное на цифрах. Допустим, у организации две альтернативы:
• первая: приобрести дорогое оборудование за 10 млн руб. без НДС, которое будет работать 9 лет;
• вторая: приобрести гораздо более дешевое оборудование — за 5 млн руб. без НДС, которое будет ломаться 1 раз в три года. То есть за 9 лет организация потратит 15 млн руб. на покупку оборудования, что на 5 млн руб. больше, чем в первом случае.
Если же закупаются некачественные товары для продажи, скорее всего, продать их все не получится, и у организации уменьшатся доходы в ближайшем периоде. Кроме того, при продаже некачественной продукции у организации могут возникнуть репутационные риски, что приведет к падению выручки в долгосрочной перспективе.
МОШЕННИЧЕСТВО ПРИ ПРОДАЖАХ
Типичные виды мошенничества при продажах:
• вместо товара (работы, услуги) организации менеджер продает свою продукцию (работу, услугу);
• товар (работа, услуга) продаются на невыгодных для предприятия условиях;
• присваиваются бонусы, баллы и пр., полагающиеся покупателю.
Продажа вместо товара (работы, услуги) организации своей продукции (работы, услуги)
Пример 2
Наемный директор строительной компании «А» перенаправляет клиентов, которые обращаются в компанию «А», в компанию «Б», уверяя, что цены там значительно ниже. Компания Б принадлежит его другу.
Пример 3
В фитнес-центре часть услуг тренеры оказывают неофициально. Деньги за эти услуги идут в карман тренеров в обход кассы, руководители организации об этом не знают.
Негативные экономические последствия мошенничества
Первая организация (пример 2) несет текущие расходы (на аренду, зарплату, рекламу и т. д.), а вот доходов для их покрытия она может так никогда и не получить. И однажды это приведет ее к банкротству.
Вторая организация (пример 3) не получает часть выручки, что скажется на ее финансовом состоянии.
[1] Статья 159 Уголовного кодекса РФ.