Как разработать формы таблиц и алгоритм для анализа данных?
Как прописать формулы расчета?
Как автоматизировать выборку значений?
Как подготовить отчеты в требуемой детализации?
В ходе план-фактного анализа сравнивают и изучают плановые и фактические значения показателей, выявляют и анализируют полученные отклонения и формулируют выводы.
Формируем базу данных
Сначала подготовим файл Excel. Первый лист будет содержать плановые и фактические данные, поэтому назовем его «План-факт». Этот лист заполнять нужно ежемесячно (с разбивкой по месяцам года). Здесь будем проводить первичный расчет отклонений в рублях и процентах, делать общие выводы.
Аналитика отчета может содержать любые показатели (на усмотрение руководства компании):
• товарное направление;
• товарная группа;
• товарная подгруппа;
• номенклатура и т. д.
Мы в качестве аналитики будем использовать товарные группы (далее — ТГ), план-фактный анализ проведем по показателю «Производственная прибыль» (табл. 1).
Выводы на основании первичных данных отчета:
1) общий размер фактической производственной прибыли больше на 4786 тыс. руб., план по производственной прибыли перевыполнен на 34 %. При этом отдельные товарные группы дали положительный прирост, другие — отрицательный. Что является причиной этих отклонений, узнаем с помощью план-факт анализа;
2) по товарной группе 7 выпуска не было. Причины могут быть разные:
• сломалось оборудование;
• нет комплектующих;
• нет заказов;
• ввели новый продукт (товарная группа 8), которым заменили товарную группу 7.
Здесь нужно выяснить точную причину, при необходимости можно внести соответствующие корректировки в плановые показатели.
Второй лист файла Excel будем использовать для ежемесячного план-фактного анализа. Назовем его «Анализ». На этот лист с помощью функции ВПР перенесем данные с листа «План-факт» (таблицы одинаковые). Необходимо соблюдать некоторые требования относительно оформления таблиц при использовании функции ВПР:
1. Аналитики в крайнем левом столбце (A) в обеих таблицах должны совпадать, так как формула ВПР осуществляет поиск именно по информации, указанной в этом столбце. Если в фактические данные попадает новое наименование, оно обязательно должно быть отражено в таблице на листе «Анализ».
2. Допускается несоответствие в порядке расположения аналитики в столбце А. Не обязательно, чтобы порядок расположения совпадал на обеих страницах. Функция ВПР позволит отсортировать по возрастанию диапазон поиска.
3. Не должно быть пустых строчек в ячейках массива. Если какого-либо значения нет, обязательно ставим «0».
Используя функцию ВПР, переносим данные с листа «План-факт» на лист «Анализ» (табл. 2). При заполнении первой ячейки для переноса данных указываем формулу:
=ВПР($A5;Факт!$A$4:$J$12;2;0),
где $A5 — значение для поиска;
Факт!$A$4:$J$12 — массив, в котором будет произведен поиск необходимого значения;
2 — номер столбца заданного массива, из которого нужно перенести значение;
Важно!
При копировании формулы номер столбца в первой строчке меняют. Далее эта формула копируется на все строчки: =ВПР($A5;'План-Факт'!$A$5:$I$12;3,4,5 и т. д.;0).
0 — указывает, что диапазон поиска будет отсортирован автоматически (как было сказано выше, данные в таблице для поиска не обязательно должны быть расположены в том же порядке, как в таблице с перенесенными данными; главное — соблюдать количество строк);
$ — закрепляет область поиска. Можно зафиксировать столбец, строчку или весь диапазон, что позволяет переносить формулу в другие ячейки копированием. Незакрепленные параметры поиска будут изменяться автоматически.
Таблица с исходными данными для анализа готова. Чтобы проанализировать показатели за отчетный месяц, внесем данные за анализируемый период с листа «План-факт», расширяя диапазон поиска и меняя номер столбца для выбора значений.
К сведению
Данные с анализом за отчетный месяц можно скопировать и сохранить на отдельном листе (например, «Анализ — июль»).
Проводим план-фактный анализ
Рассчитав отклонения по производственной прибыли (в рублях и процентах), нужно выяснить, почему они возникли. Для этого проведем факторный анализ производственной прибыли и выясним основную причину отклонения фактических показателей от плановых.
К сведению
Прибыль от производства определяется как разница между объемом производства в прайсовых ценах и производственными затратами (материалы, зарплата производственных работников).
Важнейшие факторы, влияющие на величину производственной прибыли:
• изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, а рост себестоимости прибыль уменьшает. Изменение себестоимости связано с изменением цен на материалы, отклонением норм расхода материалов, изменением объема производства, заработной платы;
• изменение объема производства;
• изменение прайсовой цены;
• изменение структуры выпущенной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме производства увеличивает прибыль, рост производства низкорентабельной продукции — уменьшает.