Как сократить затраты на сырье и материалы?
Как организовать производственный процесс, чтоб минимизировать потери при движении материальных ценностей по цепочкам технологического процесса?
Как оптимизировать затраты на коммунальные услуги?
Наличие излишних затрат зачастую связано с внутренним несовершенством предприятия и вызвано организационными причинами: нерациональным использованием производственного оборудования, недостаточной координацией участников производственных процессов и др. Поговорим о том, как можно сократить затраты на промышленном предприятии без ущерба для его стратегических целей и долгосрочных перспектив.
Сокращение затрат на сырье и материалы
Затраты на сырье и материалы — самые существенные статьи издержек на производстве. Избыточность этих затрат — чаще всего результат нестабильности цепочек поставок и оплат между предприятием и его контрагентами. Для защиты от рисков недопоставки, поставки некачественной продукции компании создают страховые резервы.
Оптимизировать такие затраты позволит постоянный мониторинг работы отдела снабжения (закупок).
Один из самых ответственных этапов закупки — выбор поставщика. При этом учитываются как ценовые, так и неценовые аспекты.
Для анализа ценовые аспекты целесообразно свести в сравнительную таблицу, которая бы наглядно показывала ценовые предложения от поставщиков в разрезе отдельных товарных позиций (табл. 1).
Конечно, ценовой фактор не всегда будет решающим. Не менее важны при выборе поставщика и следующие критерии:
- деловая репутация поставщика;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- местоположение предприятия поставщика относительно местоположения предприятия потребителя;
- качество продукции (услуги);
- готовность поставщика к выполнению заказов без предварительной оплаты, работа в кредит, предоставление рассрочек.
Отметим, что какими бы гениальными и инновационными не были начинания, все можно свести на нет, если должным образом не контролировать процесс.
Пример анализа исполнения бюджета закупок показан в табл. 2. Такой анализ целесообразно делать по итогам месяца (например за июль 2019 г.).
Он дает возможность ответить на вопросы:
- есть ли задолженность за предыдущие периоды (графа 6);
- какие счета выставлены к оплате в текущем месяце (графа 8);
- какие счета и за какой месяц оплачены в текущем месяце (графа 9);
- какие суммы должны поступить от поставщиков (графа 12);
- находятся ли текущие платежи в рамках бюджета закупок (графа 14);
- какая кредиторская задолженность на конец периода (графа 16) и др.
В таблице 2 анализ исполнения бюджета закупок показан в разрезе наименований предмета закупки (отсортированы по алфавиту). Если подобный анализ сделан с помощью средств Еxcel, то сортировку можно сделать и по другому параметру, например по наименованию поставщика (табл. 3). Тогда «кредиторку» можно вывести сразу по конкретному контрагенту.