Ключевые вопросы:
Что входит в структуру рабочего времени?
Как нормируют время работы непроизводственных работников?
Каковы особенности определения численности ИТР?
Нормирование труда и расчет необходимой численности инженерно-технических работников (ИТР) и служащих являются ключевыми аспектами управления трудовыми ресурсами на предприятии. Они обеспечивают оптимальное распределение рабочей нагрузки, повышение производительности труда и способствуют эффективному планированию деятельности организации.
Нормирование труда представляет собой процесс установления норм времени, выработки, обслуживания и численности работников, необходимых для выполнения определенных видов работ. Основными задачами нормирования труда являются:
• обеспечение рационального использования рабочего времени;
• установление объективных критериев для оценки труда работников;
• оптимизация процессов производства и управления;
• повышение производительности труда и качества продукции.
Структура рабочего времени
Рабочее время — это время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с трудовым распорядком и своей должностной инструкцией. Его структура представлена на рис. 1, а каждая часть кратко охарактеризована в табл. 1.
Методы нормирования труда
Существуют различные методы нормирования труда, однако их все можно подразделить на аналитические и суммарные.
Аналитические методы нормирования труда
Фотография рабочего дня
Этот метод заключается в систематическом наблюдении и фиксировании всех видов деятельности работников в течение рабочего дня. Цель — выявление затрат рабочего времени на выполнение различных операций и устранение его непроизводительных затрат.
Проведение фотонаблюдений заключается в подробном и последовательном регистрировании всех операций, выполняемых работником на рабочем месте. Фотографирование проводится с момента начала рабочего дня (смены), при этом фиксируют время начала и окончания наблюдаемых операций, включая непроизводственные затраты времени (кофе-брейк, перекур, поход в туалет и т. д.). Запись можно делать в виде текста или, например, с применением системы видеонаблюдения.
При проведении фотонаблюдений, как правило, затраты времени оценивают в соответствии с их видами (см. рис. 1). Особое внимание уделяют трем крупным категориям: подготовительно-заключительному времени, времени перерывов и основному времени.
Пример оформления результатов фотонаблюдений в наблюдательном листе приведен в табл. 2.
В наблюдательном листе указывают все действия исполнителя и перерывы в работе в том порядке, в каком они происходили фактически, с одновременной фиксацией текущего времени окончания каждого вида затрат времени, которое, в свою очередь, является временем начала следующего вида затрат. Каждая запись показывает либо то, что делал исполнитель, либо то, чем было вызвано его бездействие.
Пункты 1 и 11 табл. 2 относятся к подготовительно-заключительному времени, времени обслуживания рабочего места, п. 3 — ко времени на личные нужды (регламентированным перерывам). Нужно определить соотношение этих видов времени и оперативного времени, к которому относятся все остальные пункты табл. 2 (например, 20 % рабочего времени тратится на подготовительно-заключительные операции, 10 % — на перерывы, а 70 % — на основную работу (оперативное время)).
На основе полученных данных разрабатывают рекомендации по оптимизации рабочего времени. Они могут предусматривать:
• автоматизацию подготовительно-заключительных операций. Внедрение автоматизированных систем для уменьшения времени, затрачиваемого на подготовку к работе и ее завершение, может включать автоматическую настройку оборудования и использование программного обеспечения для планирования задач;
• оптимизацию перерывов. Надо перераспределить время перерывов таким образом, чтобы они не прерывали основные рабочие процессы (например, организовать их в моменты наименьшей активности работников);
• обучение сотрудников и повышение их квалификации. Проведение тренингов и курсов для улучшения профессиональных навыков сотрудников поможет им быстрее и эффективнее выполнять свои задачи;
• разработку стандартных операционных процедур. Установление четких и понятных процедур выполнения задач дает возможность сократить время подготовительно-заключительных операций и повысить общую производительность труда.