- Организация управления, управленческий учет
- Организация производственной деятельности
- Управление финансами
- Бюджетирование
- Стратегический менеджмент
- Управление затратами
- Ценообразование
- Управление материальными ресурсами
- Ценные бумаги
- Маркетинг
- Логистика
- Инвестиции
- Бухгалтерский учет, налогообложение
- Оплата труда
- Персонал
- Юридический практикум
- Разное
- Экономика отрасли
- Себестоимость и ценообразование
- Организация и планирование производства
- Налоговое планирование
- Внешнеэкономическая деятельность
- Риски
- Актуальная тема
- Информационные технологии
- Экономические шпаргалки
- Оценка деятельности предприятия
- Азбука экономиста
- Госзаказ
- Контрольная работа
- Госзакупки
- Бюджетные организации
- Себестоимость
- Информационные технологии
- Документооборот
Регионы уходят в долги
В 2016 году регионам предстоит гасить долги на 400 млрд руб., а их расходы на обслуживание долга в этом году выросли на 32%. При этом федеральный центр планирует сократить помощь, а значит риски для бюджетов возрастают.
Долги российских регионов с 2012 года растут ускоренными темпами, и в 2015–2016 годах финансовые показатели регионов продолжат ухудшаться, предупредило во вторник агентство Standard & Poor's в обзоре «Система общественных финансов: российские регионы». Опасения по поводу роста госдолга субъектов РФ разделяют и Счетная палата, и эксперты ведущих экономических институтов — ВШЭ, РАНХиГС, Института Гайдара: все они в своих заключениях на проект госбюджета 2016 года написали об этой проблеме.
По данным Счетной палаты, в 2016 году регионам предстоит погасить 400 млрд руб. рыночных обязательств. Госдолг регионов стабильно растет с 2012 года, пишет ведомство в своем заключении на проект бюджета. Быстрее всего он увеличивался в 2013 году — на 28,6%, в 2014 году — на 20%. В этом году прирост пока составляет только 4%, но в конце года субъекты, как правило, существенно наращивают обязательства. При этом расходы регионов на обслуживание уже накопленных долгов в этом году возросли почти на треть — до 104,6 млрд руб.
Больше всего регионы задолжали российским и зарубежным коммерческим банкам, а также международным финансовым организациям — 37,6% от общего объема долга. Еще 37,3% долга приходятся на бюджетные кредиты.
Расходная часть региональных бюджетов остается стабильной или увеличивается, да и с доходами возникает целый ряд проблем. В частности, по регионам ударит ожидаемое сокращение межбюджетных трансфертов. Поскольку давление на расходную часть федерального бюджета «огромное», пишет S&P, перераспределение доходов в пользу регионов будет затруднено. «Риски увеличения несбалансированности региональных бюджетов в следующем году возрастают», — считают эксперты РАНХиГС и Института Гайдара.
Нестабильные доходы
Одна из проблем региональных бюджетов — постоянные изменения законодательства. Согласно обзору S&P, в последние восемь лет менялись ставка налога на прибыль и порядок перечисления акцизов, вводились вычеты по НДФЛ, усиливалась централизация НДПИ. Контролируемые на федеральном уровне доходы составляют основную часть доходов регионов: на НДФЛ и налог на прибыль приходится в среднем более 50% доходов субъектов. По оценкам S&P, регионы могут сами контролировать лишь около 10% всех своих доходов (такие как продажа имущества и сборы).
В то же время расходы региональных бюджетов не снижаются — более того, правительство регулярно добавляет к ним новые обязательства. В предвыборный период 2011–2012 годов субъектам пришлось по требованию федерального центра увеличить заработные платы учителей и врачей, что усилило давление на их бюджеты, а полной компенсации в виде трансфертов или налоговых доходов они не получили.
Дополнительная проблема — неравномерные возможности субъектов по генерированию доходов, отмечает S&P. На десять регионов — Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Ханты-Мансийский автономный округ, Татарстан, Красноярский край, Свердловскую область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Башкортостан — приходится более 50% ВВП страны, а проживает в них только треть населения. Сильные регионы, выигрывающие от конструкции налоговой системы (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа) демонстрируют операционный профицит бюджета выше 15%, в то время как слабые регионы (Магаданская область, Красноярский край) зачастую фиксируют операционный дефицит, пишет S&P.
Не хватит дотаций
Государственный долг российских регионов к концу 2015 года достигнет 2,3 трлн руб., увеличившись на 100 млрд руб., прогнозирует Счетная палата. С учетом муниципальных долгов совокупный долг регионов к концу года достигнет почти 3 трлн руб., оценивает S&P. К концу 2016 года размер регионального долга может вырасти до 2,6 трлн руб., сообщила депутатам Госдумы 7 ноября первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.
Эксперты S&P упоминают риски рефинансирования в числе основных рисков регионов. В 2014 году долг регионов в среднем равнялся 40% текущих доходов, и в среднесрочной перспективе S&P прогнозирует увеличение показателя. В половине регионов долговая нагрузка составляла более 60% доходов, в 12 субъектах она превышала 100% доходов.
Долг регионов будет расти из-за недостатка дотаций, предусмотренных для регионов федеральным центром в проекте бюджета 2016 года, сообщил на заседании бюджетного комитета 7 ноября Юрий Росляк, аудитор Счетной палаты. По его мнению, то, что ситуация с долгами регионов «уже дошла до края», фактически признал и Минфин: министерство решило распределить между регионами дополнительные 45 млрд руб. в конце 2015 года. По подсчетам Росляка, в госпрограмме распределения средств регионам следовало предусмотреть на 200 млрд руб. больше по сравнению с 655 млрд руб., которые заложены в проект сейчас.
«Субъекты Российской Федерации, скорее всего, не смогут компенсировать влияние сокращения расходов на межбюджетные трансферты из федерального бюджета», — согласны эксперты НИУ ВШЭ. На прошлой неделе они писали, что в 2016 году межбюджетные трансферты регионам из федерального центра снизятся на 3,9%. Они отмечают, что реальное сокращение расходов бюджета (в ценах 2014 года) еще заметнее — это 17,7%. В процентах к ВВП трансферты снизятся с 2,24% в 2015 году до 2,01% в 2016-м.
Долг и дефицит
Впрочем, сокращение трансфертов регионам планируется каждый год, но по факту трансфертов предоставляется всегда больше плана, говорит РБК Карен Вартапетов, заместитель директора группы государственных финансов S&P. «В частности, в этом году планировалось почти 12-процентное номинальное снижение трансфертов, а по данным за девять месяцев, падения почти не было», — приводит он пример.
Однако, даже если трансферты не снизятся, 2016 год станет сложным для регионов. С одной стороны, темпы роста НДФЛ и налога на прибыль будут значительно ниже темпов инфляции. С другой — несмотря на смягчение требований указов президента по повышению зарплат бюджетников, поддержание уже достигнутого уровня социальных расходов потребует от регионов больших усилий, схожих с теми, которые предпринимаются в 2015 году, отмечает Вартапетов. «За первые девять месяцев этого года расходы регионов выросли на 5%», — поясняет он.
Тем не менее экстраординарная поддержка не всегда предоставляется своевременно. В феврале этого года Новгородская область в условиях ограниченного доступа к средствам рефинансирования не провела вовремя платеж по кредиту ВТБ, не сумев привлечь новый коммерческий кредит. По определению S&P, такой пропущенный платеж квалифицируется как дефолт. Получить бюджетный кредит регион также не смог, потому что на тот момент еще не было позиций по их распределению, пояснял тогда РБК источник в департаменте финансов Новгородской области. В итоге регион договорился с ВТБ о рефинансировании своей задолженности.
Регионы уходят в долги
В 2016 году регионам предстоит гасить долги на 400 млрд руб., а их расходы на обслуживание долга в этом году выросли на 32%. При этом федеральный центр планирует сократить помощь, а значит риски для бюджетов возрастают.
Долги российских регионов с 2012 года растут ускоренными темпами, и в 2015–2016 годах финансовые показатели регионов продолжат ухудшаться, предупредило во вторник агентство Standard & Poor's в обзоре «Система общественных финансов: российские регионы». Опасения по поводу роста госдолга субъектов РФ разделяют и Счетная палата, и эксперты ведущих экономических институтов — ВШЭ, РАНХиГС, Института Гайдара: все они в своих заключениях на проект госбюджета 2016 года написали об этой проблеме.
По данным Счетной палаты, в 2016 году регионам предстоит погасить 400 млрд руб. рыночных обязательств. Госдолг регионов стабильно растет с 2012 года, пишет ведомство в своем заключении на проект бюджета. Быстрее всего он увеличивался в 2013 году — на 28,6%, в 2014 году — на 20%. В этом году прирост пока составляет только 4%, но в конце года субъекты, как правило, существенно наращивают обязательства. При этом расходы регионов на обслуживание уже накопленных долгов в этом году возросли почти на треть — до 104,6 млрд руб.
Больше всего регионы задолжали российским и зарубежным коммерческим банкам, а также международным финансовым организациям — 37,6% от общего объема долга. Еще 37,3% долга приходятся на бюджетные кредиты.
Расходная часть региональных бюджетов остается стабильной или увеличивается, да и с доходами возникает целый ряд проблем. В частности, по регионам ударит ожидаемое сокращение межбюджетных трансфертов. Поскольку давление на расходную часть федерального бюджета «огромное», пишет S&P, перераспределение доходов в пользу регионов будет затруднено. «Риски увеличения несбалансированности региональных бюджетов в следующем году возрастают», — считают эксперты РАНХиГС и Института Гайдара.
Нестабильные доходы
Одна из проблем региональных бюджетов — постоянные изменения законодательства. Согласно обзору S&P, в последние восемь лет менялись ставка налога на прибыль и порядок перечисления акцизов, вводились вычеты по НДФЛ, усиливалась централизация НДПИ. Контролируемые на федеральном уровне доходы составляют основную часть доходов регионов: на НДФЛ и налог на прибыль приходится в среднем более 50% доходов субъектов. По оценкам S&P, регионы могут сами контролировать лишь около 10% всех своих доходов (такие как продажа имущества и сборы).
В то же время расходы региональных бюджетов не снижаются — более того, правительство регулярно добавляет к ним новые обязательства. В предвыборный период 2011–2012 годов субъектам пришлось по требованию федерального центра увеличить заработные платы учителей и врачей, что усилило давление на их бюджеты, а полной компенсации в виде трансфертов или налоговых доходов они не получили.
Дополнительная проблема — неравномерные возможности субъектов по генерированию доходов, отмечает S&P. На десять регионов — Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Ханты-Мансийский автономный округ, Татарстан, Красноярский край, Свердловскую область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Башкортостан — приходится более 50% ВВП страны, а проживает в них только треть населения. Сильные регионы, выигрывающие от конструкции налоговой системы (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа) демонстрируют операционный профицит бюджета выше 15%, в то время как слабые регионы (Магаданская область, Красноярский край) зачастую фиксируют операционный дефицит, пишет S&P.
Не хватит дотаций
Государственный долг российских регионов к концу 2015 года достигнет 2,3 трлн руб., увеличившись на 100 млрд руб., прогнозирует Счетная палата. С учетом муниципальных долгов совокупный долг регионов к концу года достигнет почти 3 трлн руб., оценивает S&P. К концу 2016 года размер регионального долга может вырасти до 2,6 трлн руб., сообщила депутатам Госдумы 7 ноября первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.
Эксперты S&P упоминают риски рефинансирования в числе основных рисков регионов. В 2014 году долг регионов в среднем равнялся 40% текущих доходов, и в среднесрочной перспективе S&P прогнозирует увеличение показателя. В половине регионов долговая нагрузка составляла более 60% доходов, в 12 субъектах она превышала 100% доходов.
Долг регионов будет расти из-за недостатка дотаций, предусмотренных для регионов федеральным центром в проекте бюджета 2016 года, сообщил на заседании бюджетного комитета 7 ноября Юрий Росляк, аудитор Счетной палаты. По его мнению, то, что ситуация с долгами регионов «уже дошла до края», фактически признал и Минфин: министерство решило распределить между регионами дополнительные 45 млрд руб. в конце 2015 года. По подсчетам Росляка, в госпрограмме распределения средств регионам следовало предусмотреть на 200 млрд руб. больше по сравнению с 655 млрд руб., которые заложены в проект сейчас.
«Субъекты Российской Федерации, скорее всего, не смогут компенсировать влияние сокращения расходов на межбюджетные трансферты из федерального бюджета», — согласны эксперты НИУ ВШЭ. На прошлой неделе они писали, что в 2016 году межбюджетные трансферты регионам из федерального центра снизятся на 3,9%. Они отмечают, что реальное сокращение расходов бюджета (в ценах 2014 года) еще заметнее — это 17,7%. В процентах к ВВП трансферты снизятся с 2,24% в 2015 году до 2,01% в 2016-м.
Долг и дефицит
Впрочем, сокращение трансфертов регионам планируется каждый год, но по факту трансфертов предоставляется всегда больше плана, говорит РБК Карен Вартапетов, заместитель директора группы государственных финансов S&P. «В частности, в этом году планировалось почти 12-процентное номинальное снижение трансфертов, а по данным за девять месяцев, падения почти не было», — приводит он пример.
Однако, даже если трансферты не снизятся, 2016 год станет сложным для регионов. С одной стороны, темпы роста НДФЛ и налога на прибыль будут значительно ниже темпов инфляции. С другой — несмотря на смягчение требований указов президента по повышению зарплат бюджетников, поддержание уже достигнутого уровня социальных расходов потребует от регионов больших усилий, схожих с теми, которые предпринимаются в 2015 году, отмечает Вартапетов. «За первые девять месяцев этого года расходы регионов выросли на 5%», — поясняет он.
Тем не менее экстраординарная поддержка не всегда предоставляется своевременно. В феврале этого года Новгородская область в условиях ограниченного доступа к средствам рефинансирования не провела вовремя платеж по кредиту ВТБ, не сумев привлечь новый коммерческий кредит. По определению S&P, такой пропущенный платеж квалифицируется как дефолт. Получить бюджетный кредит регион также не смог, потому что на тот момент еще не было позиций по их распределению, пояснял тогда РБК источник в департаменте финансов Новгородской области. В итоге регион договорился с ВТБ о рефинансировании своей задолженности.
- Организация управления, управленческий учет
- Организация производственной деятельности
- Управление финансами
- Бюджетирование
- Стратегический менеджмент
- Управление затратами
- Ценообразование
- Управление материальными ресурсами
- Ценные бумаги
- Маркетинг
- Логистика
- Инвестиции
- Бухгалтерский учет, налогообложение
- Оплата труда
- Персонал
- Юридический практикум
- Разное
- Экономика отрасли
- Себестоимость и ценообразование
- Организация и планирование производства
- Налоговое планирование
- Внешнеэкономическая деятельность
- Риски
- Актуальная тема
- Информационные технологии
- Экономические шпаргалки
- Оценка деятельности предприятия
- Азбука экономиста
- Госзаказ
- Контрольная работа
- Госзакупки
- Бюджетные организации
- Себестоимость
- Информационные технологии
- Документооборот