Эксперты предложили решение «проблемы безбилетника» при уплате налогов

    Решением «проблемы безбилетника» при уплате налогов может стать универсальный сбор с безналичных транзакций.

    Налоговая нагрузка на труд в России многократно выше, чем в развитых странах, так как взносы во внебюджетные фонды за часть экономически активного населения не пропорциональны доходам работников или не платятся совсем. Об этом говорится в презентации «Проблема безбилетника» в финансировании пенсионных, медицинских и других социальных гарантий населению: кто виноват и что делать», подготовленной исследователями Финансового университета при правительстве Александром Сафоновым и Андреем Рагозиным.
    По оценке авторов, в России ежегодно по различным причинам (уклонение, недоначисление и т. д.) недособираются страховые взносы и налоги в размере, эквивалентном до 7 % ВВП. Решением проблемы может стать замена «устаревающей» системы налогов, сборов, акцизов и социальных отчислений универсальным налогом на безналичные транзакции, полагают они.

    Что такое «проблема безбилетника»

    Фискальная нагрузка на труд (социальные отчисления с зарплат плюс НДФЛ) в России значительно выше, чем в 33 развитых странах ОЭСР, указали эксперты. Она оценивается в 43 % и не варьируется в зависимости от количества детей и размера заработка. В то же время в развитых странах нагрузка составляет в среднем от 13,9 до 41,5 % для одиноких работников и от 25,9 до 30,9 % для семей с двумя детьми.
    Причиной завышенной нагрузки выступает тот факт, что значительная часть населения относится к «безбилетникам», т. е. платит пониженные взносы или не платит их совсем. К таковым эксперты причисляют следующие категории граждан:
    • работники теневой экономики и живущие на криминальные доходы;
    • работники «нестандартного» труда: фриланс, заемный труд, персонал цифровых платформ и быстро растущей «гиг-экономики» («экономики по требованию», привлечение сотрудников на реализацию конкретных проектов, в основном краткосрочных);
    • неформально занятые и самозанятые;
    • формально трудоустроенные, получающие часть зарплат «в конвертах».
    В российской экономике на конец сентября 2022 года неформально заняты около 18 % от общей численности занятых, показывают данные Росстата. Ненаблюдаемая экономика в 2020 году (теневое производство — намеренно скрываемое от государства, а также нигде не зарегистрированное производство домашнего хозяйства) оценивалась Росстатом в 12 % ВВП.
    В результате наличия «безбилетников» конвенциональная налоговая система России не может обеспечить высокую собираемость налогов и социальных взносов, констатируют ученые Финуниверситета. «По “видимой” экономике России может ежегодно недобираться около 7 % ВВП налогов и социальных взносов. Это соответствует годовому бюджету ПФР или двум годовым программам государственных гарантий медицинской помощи», — оценили исследователи.
    При этом «безбилетников» нельзя лишить прав на универсальные социальные гарантии, в результате чего финансовые обязательства за них перекладываются на добросовестных налогоплательщиков, на бюджетную систему и население, говорится в презентации. Это выражается в «хроническом дефиците внебюджетных фондов» (так, объем взносов в Пенсионный фонд, собираемых с зарплат работников, традиционно не позволяет покрыть расходы на выплату страховых пенсий пожилым — этот разрыв покрывается федеральным трансфертом), а кроме того, в повышении пенсионного возраста, росте платности в здравоохранении, отставании размера социальных пособий от роста стоимости жизни и т. д.

    Как можно исправить ситуацию

    Наиболее системным решением «проблемы безбилетника» представляется замена всей системы налогов, таможенных сборов, акцизов и социальных отчислений одним универсальным (обязательным для всех юридических и физических лиц) налогом на безналичные платежные транзакции (англ. Automated Payment Transaction tax), говорится в презентации. Это решение изначально было предложено специалистом по теневой экономике, американским экономистом Эдгаром Фейге.
    Суть такого налога в том, что он автоматически удерживается по одинаковой ставке с каждой денежной транзакции, а также с каждой операции по снятию наличных и их внесению на безналичный счет. По мнению экспертов Финансового университета, применение такой системы в России принесет множество существенных преимуществ:
    • обеспечит максимально широкую налогооблагаемую базу за счет привлечения теневой и офшорной экономики, неформально занятых, рынка криптовалют и криминального мира;
    • сделает ставку налога минимальной, его администрирование — простым и малозатратным (не требует заполнения налоговых деклараций);
    • позволит отменить уплачиваемые работодателями страховые взносы (которые предприятия должны платить даже в случае вынужденной остановки производства — например, по причине экономических санкций);
    • освободит бюджеты регионов от оплаты обязательного медицинского страхования неработающего населения;
    • приведет нагрузку на налогоплательщиков в соответствии с доходами, что будет справедливым;
    • сделает малоактуальными офшоры и налоговые льготы;
    • снимет налоговые ограничения для экономически обоснованного роста зарплат и материального стимулирования производительности труда.
    Эксперты провели расчет потенциальной ставки такого налога для полной замены им социальных отчислений с зарплат по данным 2020 года. В этот год через системно значимые платежные системы России было совершено безналичных платежей на сумму 1657,6 трлн руб. (почти 1,7 квадриллиона руб.), а общий бюджет ПФР, ФФОМС и ФСС был исполнен по доходам на сумму 13,6 трлн руб.
    «Исходя из этих показателей, всю систему доходов внебюджетных фондов в 2020 году можно было заменить одним универсальным налогом со ставкой 0,82 %», — говорится в презентации.

    Какие есть возражения к такой модели

    «Проблема безбилетника» не является существенным фактором «завышенной» налоговой нагрузки на труд в России, утверждает партнер Kept (бывшей КПМГ) Донат Подниек. «Проблема безбилетника» — это вопрос администрирования и контроля.
    Вопрос «завышенности» налоговой нагрузки на труд является дискуссионным и во многом зависит от того, с какой страной сравнивать, говорит Подниек. Важно учитывать не только абсолютные цифры самой нагрузки, но и те блага, которые общество имеет на выходе, в частности в сфере пенсионного, медицинского и социального страхования и обеспечения. Например, в США работодатель может платить за свой счет взносы порядка 10,5 % от заработной платы, но, например, доступность медицинского обслуживания для необеспеченных граждан будет существенно ниже, чем в России, считает эксперт.
    В целом предложенный экспертами Финансового университета сценарий достаточно спорный, так как переход на такую модель может способствовать уходу от безналичных расчетов малого бизнеса и физических лиц, резюмировал Подниек.

     

    Источник

    Изображение

    14.12.2022, 08:48

    Эксперты предложили решение «проблемы безбилетника» при уплате налогов

    Решением «проблемы безбилетника» при уплате налогов может стать универсальный сбор с безналичных транзакций.

    Налоговая нагрузка на труд в России многократно выше, чем в развитых странах, так как взносы во внебюджетные фонды за часть экономически активного населения не пропорциональны доходам работников или не платятся совсем. Об этом говорится в презентации «Проблема безбилетника» в финансировании пенсионных, медицинских и других социальных гарантий населению: кто виноват и что делать», подготовленной исследователями Финансового университета при правительстве Александром Сафоновым и Андреем Рагозиным.
    По оценке авторов, в России ежегодно по различным причинам (уклонение, недоначисление и т. д.) недособираются страховые взносы и налоги в размере, эквивалентном до 7 % ВВП. Решением проблемы может стать замена «устаревающей» системы налогов, сборов, акцизов и социальных отчислений универсальным налогом на безналичные транзакции, полагают они.

    Что такое «проблема безбилетника»

    Фискальная нагрузка на труд (социальные отчисления с зарплат плюс НДФЛ) в России значительно выше, чем в 33 развитых странах ОЭСР, указали эксперты. Она оценивается в 43 % и не варьируется в зависимости от количества детей и размера заработка. В то же время в развитых странах нагрузка составляет в среднем от 13,9 до 41,5 % для одиноких работников и от 25,9 до 30,9 % для семей с двумя детьми.
    Причиной завышенной нагрузки выступает тот факт, что значительная часть населения относится к «безбилетникам», т. е. платит пониженные взносы или не платит их совсем. К таковым эксперты причисляют следующие категории граждан:
    • работники теневой экономики и живущие на криминальные доходы;
    • работники «нестандартного» труда: фриланс, заемный труд, персонал цифровых платформ и быстро растущей «гиг-экономики» («экономики по требованию», привлечение сотрудников на реализацию конкретных проектов, в основном краткосрочных);
    • неформально занятые и самозанятые;
    • формально трудоустроенные, получающие часть зарплат «в конвертах».
    В российской экономике на конец сентября 2022 года неформально заняты около 18 % от общей численности занятых, показывают данные Росстата. Ненаблюдаемая экономика в 2020 году (теневое производство — намеренно скрываемое от государства, а также нигде не зарегистрированное производство домашнего хозяйства) оценивалась Росстатом в 12 % ВВП.
    В результате наличия «безбилетников» конвенциональная налоговая система России не может обеспечить высокую собираемость налогов и социальных взносов, констатируют ученые Финуниверситета. «По “видимой” экономике России может ежегодно недобираться около 7 % ВВП налогов и социальных взносов. Это соответствует годовому бюджету ПФР или двум годовым программам государственных гарантий медицинской помощи», — оценили исследователи.
    При этом «безбилетников» нельзя лишить прав на универсальные социальные гарантии, в результате чего финансовые обязательства за них перекладываются на добросовестных налогоплательщиков, на бюджетную систему и население, говорится в презентации. Это выражается в «хроническом дефиците внебюджетных фондов» (так, объем взносов в Пенсионный фонд, собираемых с зарплат работников, традиционно не позволяет покрыть расходы на выплату страховых пенсий пожилым — этот разрыв покрывается федеральным трансфертом), а кроме того, в повышении пенсионного возраста, росте платности в здравоохранении, отставании размера социальных пособий от роста стоимости жизни и т. д.

    Как можно исправить ситуацию

    Наиболее системным решением «проблемы безбилетника» представляется замена всей системы налогов, таможенных сборов, акцизов и социальных отчислений одним универсальным (обязательным для всех юридических и физических лиц) налогом на безналичные платежные транзакции (англ. Automated Payment Transaction tax), говорится в презентации. Это решение изначально было предложено специалистом по теневой экономике, американским экономистом Эдгаром Фейге.
    Суть такого налога в том, что он автоматически удерживается по одинаковой ставке с каждой денежной транзакции, а также с каждой операции по снятию наличных и их внесению на безналичный счет. По мнению экспертов Финансового университета, применение такой системы в России принесет множество существенных преимуществ:
    • обеспечит максимально широкую налогооблагаемую базу за счет привлечения теневой и офшорной экономики, неформально занятых, рынка криптовалют и криминального мира;
    • сделает ставку налога минимальной, его администрирование — простым и малозатратным (не требует заполнения налоговых деклараций);
    • позволит отменить уплачиваемые работодателями страховые взносы (которые предприятия должны платить даже в случае вынужденной остановки производства — например, по причине экономических санкций);
    • освободит бюджеты регионов от оплаты обязательного медицинского страхования неработающего населения;
    • приведет нагрузку на налогоплательщиков в соответствии с доходами, что будет справедливым;
    • сделает малоактуальными офшоры и налоговые льготы;
    • снимет налоговые ограничения для экономически обоснованного роста зарплат и материального стимулирования производительности труда.
    Эксперты провели расчет потенциальной ставки такого налога для полной замены им социальных отчислений с зарплат по данным 2020 года. В этот год через системно значимые платежные системы России было совершено безналичных платежей на сумму 1657,6 трлн руб. (почти 1,7 квадриллиона руб.), а общий бюджет ПФР, ФФОМС и ФСС был исполнен по доходам на сумму 13,6 трлн руб.
    «Исходя из этих показателей, всю систему доходов внебюджетных фондов в 2020 году можно было заменить одним универсальным налогом со ставкой 0,82 %», — говорится в презентации.

    Какие есть возражения к такой модели

    «Проблема безбилетника» не является существенным фактором «завышенной» налоговой нагрузки на труд в России, утверждает партнер Kept (бывшей КПМГ) Донат Подниек. «Проблема безбилетника» — это вопрос администрирования и контроля.
    Вопрос «завышенности» налоговой нагрузки на труд является дискуссионным и во многом зависит от того, с какой страной сравнивать, говорит Подниек. Важно учитывать не только абсолютные цифры самой нагрузки, но и те блага, которые общество имеет на выходе, в частности в сфере пенсионного, медицинского и социального страхования и обеспечения. Например, в США работодатель может платить за свой счет взносы порядка 10,5 % от заработной платы, но, например, доступность медицинского обслуживания для необеспеченных граждан будет существенно ниже, чем в России, считает эксперт.
    В целом предложенный экспертами Финансового университета сценарий достаточно спорный, так как переход на такую модель может способствовать уходу от безналичных расчетов малого бизнеса и физических лиц, резюмировал Подниек.

     

    Источник

    Изображение

    14.12.2022, 08:48
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам