Наказание за офшор

    Российские компании, подконтрольные офшорным фирмам, лишатся права на помощь государства, решила Госдума. Поправки противоречат логике деофшоризации и могут навредить средним российским компаниям, считают эксперты.

    Споры о запрете

    Во вторник, 26 января, Госдума одобрила во втором чтении поправки в Бюджетный кодекс, вводящие запрет на государственную поддержку российских компаний, которые больше чем наполовину принадлежат фирмам, зарегистрированным в офшорах. Такие компании не смогут претендовать на получение бюджетных субсидий и инвестиций, а государственные гарантии им предоставят только на исполнение обязательств по экспортным контрактам. Правило начнет действовать при составлении федерального бюджета 2017 года, следует из законопроекта.

    Поправки, внесенные группой депутатов во главе с председателем бюджетного комитета Думы Андреем Макаровым, ужесточают правительственный законопроект о запрете получать деньги из бюджета иностранным и офшорным компаниям. Поправки учитывают замечание государственно-правового управления президента, которое указывало, что правительственный законопроект все равно оставляет возможности использовать офшоры, пояснял Макаров ранее на заседании комитета. Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова предлагала полностью запретить участие офшоров в капитале российских компаний, претендующих на получение государственной поддержки, передавал депутатам представитель Счетной палаты. Но в зарубежных юрисдикциях регистрировались крупнейшие российские компании, чьи акции торгуются на биржах Лондона и Нью-Йорка, возражал Макаров и призывал подумать, как на акциях этих компаний и ВВП России отразится, в частности, невозможность получения госгарантий. Эти компании уже начали выходить из офшорных юрисдикций, но это длительный процесс, добавил Макаров. Полный запрет на использование офшоров повредит крупнейшим российским компаниям, подтвердил РБК и замминистра финансов Алексей Лавров.

    Что считать офшором

    Большинство частных российских компаний из рейтинга 500 крупнейших компаний РБК зарегистрированы в зарубежных юрисдикциях, сообщал РБК в октябре 2015 года. Самые популярные зарубежные юрисдикции для российского бизнеса — Кипр, Нидерланды и Британские Виргинские острова, показало исследование РБК.

    Но из трех наиболее популярных у российского бизнеса зарубежных юрисдикций лишь одну — Британские Виргинские острова — российский Минфин считает офшором. «Сейчас в офшорном списке Минфина классические офшоры — BVI (Британские Виргинские острова), Кайманы, Сейшелы, Лихтенштейн. То есть если BVI или Лихтенштейн будут владеть более 50% российской компании, то это ограничение сработает. Но такая структура — это большая редкость», — говорит партнер International Tax Associates Рустам Вахитов. «Как правило, между российской компанией и офшором есть Кипр или другая европейская холдинговая юрисдикция. Чтобы ограничение работало и в отношении таких структур, нужно, чтобы принималось во внимание и косвенное участие в российских компаниях офшоров, а это в законопроекте сейчас не прописано», — отмечает он.

    Если в финальной версии закона ограничение будет распространяться на случаи как прямого, так и косвенного участия офшоров в капитале российских предприятий, то многим крупнейшим российским группам, претендующим на бюджетные инвестиции, нужно будет кардинально перестраивать корпоративные структуры, согласен старший юрист налоговой практики Goltsblat BLP Артем Торопов.

    Вразрез с логикой

    Новое ограничение в большей степени затронет средний, нежели крупный бизнес, считает источник РБК в одной из ведущих деловых организаций. «Так исторически сложилось, многие компании все еще не переделали структуру владения. При этом владение больше 50% компании из офшора не так часто встречается, особенно среди тех, кто претендует на господдержку», — указывает собеседник РБК.

    Многие крупнейшие группы и собственники уже раскрыли офшорные структуры владения российским бизнесом, но вынуждены продолжать их использовать из-за использования офшоров в структурах выхода на биржу, действующих совместных предприятий, непогашенных банковских кредитов от зарубежных банков, отмечает Торопов. По его словам, такие обстоятельства — примеры случаев, когда «быстрый» выход из офшоров невозможен или коммерчески нецелесообразен (например, делистинг с зарубежной биржи может занять длительный период времени и ограничить возможность привлекать финансирование за рубежом в будущем, согласование новой структуры совместного предприятия и соглашения акционеров по российскому праву может потребовать долгих переговоров с зарубежным партнером и т.д.).

    Принятые Думой поправки идут вразрез с ранее заявленной логикой российской деофшоризации, согласно которой владеть бизнесом через офшоры можно, но нужно раскрыть структуру владения государству и платить налоги в России, отмечает Торопов. Основной целью поправок, безусловно, является предотвращение вывода финансовых средств за рубеж через предоставленную госпомощь иностранными участниками получателя помощи, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Также преследуется и цель деофшоризации, но нельзя исключать, что после получения госпомощи в составе участников российской организации может внезапно возникнуть иностранец, отмечает эксперт.

    Бюджет 2016 года предполагает предоставление госгарантий по кредитам компаний на 592,5 млрд руб. и $400 млн. Еще $100,5 млн и 45,5 млрд руб. заложены на выплаты по возможным гарантийным случаям. На бюджетные инвестиции в бюджете 2016 года отведено 82,5 млрд руб.

    28.01.2016, 09:14

    Наказание за офшор

    Российские компании, подконтрольные офшорным фирмам, лишатся права на помощь государства, решила Госдума. Поправки противоречат логике деофшоризации и могут навредить средним российским компаниям, считают эксперты.

    Споры о запрете

    Во вторник, 26 января, Госдума одобрила во втором чтении поправки в Бюджетный кодекс, вводящие запрет на государственную поддержку российских компаний, которые больше чем наполовину принадлежат фирмам, зарегистрированным в офшорах. Такие компании не смогут претендовать на получение бюджетных субсидий и инвестиций, а государственные гарантии им предоставят только на исполнение обязательств по экспортным контрактам. Правило начнет действовать при составлении федерального бюджета 2017 года, следует из законопроекта.

    Поправки, внесенные группой депутатов во главе с председателем бюджетного комитета Думы Андреем Макаровым, ужесточают правительственный законопроект о запрете получать деньги из бюджета иностранным и офшорным компаниям. Поправки учитывают замечание государственно-правового управления президента, которое указывало, что правительственный законопроект все равно оставляет возможности использовать офшоры, пояснял Макаров ранее на заседании комитета. Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова предлагала полностью запретить участие офшоров в капитале российских компаний, претендующих на получение государственной поддержки, передавал депутатам представитель Счетной палаты. Но в зарубежных юрисдикциях регистрировались крупнейшие российские компании, чьи акции торгуются на биржах Лондона и Нью-Йорка, возражал Макаров и призывал подумать, как на акциях этих компаний и ВВП России отразится, в частности, невозможность получения госгарантий. Эти компании уже начали выходить из офшорных юрисдикций, но это длительный процесс, добавил Макаров. Полный запрет на использование офшоров повредит крупнейшим российским компаниям, подтвердил РБК и замминистра финансов Алексей Лавров.

    Что считать офшором

    Большинство частных российских компаний из рейтинга 500 крупнейших компаний РБК зарегистрированы в зарубежных юрисдикциях, сообщал РБК в октябре 2015 года. Самые популярные зарубежные юрисдикции для российского бизнеса — Кипр, Нидерланды и Британские Виргинские острова, показало исследование РБК.

    Но из трех наиболее популярных у российского бизнеса зарубежных юрисдикций лишь одну — Британские Виргинские острова — российский Минфин считает офшором. «Сейчас в офшорном списке Минфина классические офшоры — BVI (Британские Виргинские острова), Кайманы, Сейшелы, Лихтенштейн. То есть если BVI или Лихтенштейн будут владеть более 50% российской компании, то это ограничение сработает. Но такая структура — это большая редкость», — говорит партнер International Tax Associates Рустам Вахитов. «Как правило, между российской компанией и офшором есть Кипр или другая европейская холдинговая юрисдикция. Чтобы ограничение работало и в отношении таких структур, нужно, чтобы принималось во внимание и косвенное участие в российских компаниях офшоров, а это в законопроекте сейчас не прописано», — отмечает он.

    Если в финальной версии закона ограничение будет распространяться на случаи как прямого, так и косвенного участия офшоров в капитале российских предприятий, то многим крупнейшим российским группам, претендующим на бюджетные инвестиции, нужно будет кардинально перестраивать корпоративные структуры, согласен старший юрист налоговой практики Goltsblat BLP Артем Торопов.

    Вразрез с логикой

    Новое ограничение в большей степени затронет средний, нежели крупный бизнес, считает источник РБК в одной из ведущих деловых организаций. «Так исторически сложилось, многие компании все еще не переделали структуру владения. При этом владение больше 50% компании из офшора не так часто встречается, особенно среди тех, кто претендует на господдержку», — указывает собеседник РБК.

    Многие крупнейшие группы и собственники уже раскрыли офшорные структуры владения российским бизнесом, но вынуждены продолжать их использовать из-за использования офшоров в структурах выхода на биржу, действующих совместных предприятий, непогашенных банковских кредитов от зарубежных банков, отмечает Торопов. По его словам, такие обстоятельства — примеры случаев, когда «быстрый» выход из офшоров невозможен или коммерчески нецелесообразен (например, делистинг с зарубежной биржи может занять длительный период времени и ограничить возможность привлекать финансирование за рубежом в будущем, согласование новой структуры совместного предприятия и соглашения акционеров по российскому праву может потребовать долгих переговоров с зарубежным партнером и т.д.).

    Принятые Думой поправки идут вразрез с ранее заявленной логикой российской деофшоризации, согласно которой владеть бизнесом через офшоры можно, но нужно раскрыть структуру владения государству и платить налоги в России, отмечает Торопов. Основной целью поправок, безусловно, является предотвращение вывода финансовых средств за рубеж через предоставленную госпомощь иностранными участниками получателя помощи, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Также преследуется и цель деофшоризации, но нельзя исключать, что после получения госпомощи в составе участников российской организации может внезапно возникнуть иностранец, отмечает эксперт.

    Бюджет 2016 года предполагает предоставление госгарантий по кредитам компаний на 592,5 млрд руб. и $400 млн. Еще $100,5 млн и 45,5 млрд руб. заложены на выплаты по возможным гарантийным случаям. На бюджетные инвестиции в бюджете 2016 года отведено 82,5 млрд руб.

    28.01.2016, 09:14
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам