- Организация управления, управленческий учет
- Организация производственной деятельности
- Управление финансами
- Бюджетирование
- Стратегический менеджмент
- Управление затратами
- Ценообразование
- Управление материальными ресурсами
- Ценные бумаги
- Маркетинг
- Логистика
- Инвестиции
- Бухгалтерский учет, налогообложение
- Оплата труда
- Персонал
- Юридический практикум
- Разное
- Экономика отрасли
- Себестоимость и ценообразование
- Организация и планирование производства
- Налоговое планирование
- Внешнеэкономическая деятельность
- Риски
- Актуальная тема
- Информационные технологии
- Экономические шпаргалки
- Оценка деятельности предприятия
- Азбука экономиста
- Госзаказ
- Контрольная работа
- Госзакупки
- Бюджетные организации
- Себестоимость
- Информационные технологии
- Документооборот
Неизбежность на потом
Проблем пенсионной системы одним повышением пенсионного возраста не решить — нужен комплекс непопулярных мер, считают экономисты РАНХиГС и Академии труда и социальных отношений. В их числе они называют повышение адресности выплат, вывод зарплат из тени, реформу системы досрочных пенсий и изменение системы льгот по страховым взносам — это позволит сэкономить 3,7% ВВП, посчитали в РАНХиГС. При этом формирование накопительной части пенсии самими гражданами вряд ли осуществимо, говорят они: низкие зарплаты не позволят формировать сбережения.
Возможные варианты пенсионной реформы обсудили вчера на круглом столе «РИА Новости» эксперты РАНХиГС и Академии труда и социальных отношений (АТиСО). Напомним, реформа обсуждается в Белом доме с конца апреля, но пока не рассматривалась на заседаниях правительства. Минфин и ЦБ выступают за признание накоплений собственностью граждан и ликвидацию нынешней накопительной системы с сохранением 22-процентной ставки платежа в ПФР и льгот по платежам в НПФ. Минэкономики предлагает сохранить обязательный накопительный компонент, повысив пенсионный возраст и изменив принципы индексации выплат. Минтруд поддерживает отказ от накопительной системы и досрочных пенсий и увеличение минимального стажа. Отдельные меры уже принимаются — вчера президент подписал закон об увеличении пенсионного возраста для госслужащих (65 лет для мужчин и 63 года для женщин).
Сейчас система неэффективна, констатировали экономисты. Бюджет пенсионного фонда на 2016 год сформирован с дефицитом почти в 200 млрд руб. (доход 7,5 трлн руб., расходы 7,7 трлн руб.). По оценкам АТиСО, пенсионная система теряет 3,9 трлн руб. ежегодно, самые крупные статьи недобора складываются из-за неформальной занятости (с зарплатами в конвертах) — 1,4 трлн руб., из-за теневой занятости (для официально не работающих) — 1,5 трлн руб., еще 384 млрд руб. потерь обеспечивают безработные. В 2015 году доля работников, отчисления от зарплаты которых в ПФР обеспечивают выплаты ниже прожиточного минимума пенсионера, составляла 69%. Чтобы закрыть дыру, экономике необходимо дополнительно от 10 до 42 млн работников (в зависимости от тарифа), привел данные Александр Сафонов из АТиСО. Заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин оценил вклад досрочных пенсий в потери пенсионной системы в 316 млрд руб. в год, льгот и сниженных тарифов для страхователей — в 343 млрд руб., выплаты пенсий работающим — в 61 млрд руб. Отдельной строкой господин Горлин записывает в потери солидарной пенсионной системы отчисления на накопительную пенсию — 340 млрд руб. в год.
Также в РАНХиГС оценили и возможный эффект от совокупности мер, предложенных ведомствами,— повышения пенсионного возраста, адресности выплат, вывода из тени зарплат, реформы системы досрочных пенсий и отказа от преференций по страховым взносам для территорий опережающего развития и экспортеров. Они позволят сэкономить 3,7% ВВП, отметил господин Горлин. Максимум экономии обеспечит вывод зарплат из тени (1,2% ВВП) — но для этого нужна политическая воля, подчеркнул он. По расчетам АТиСО, само по себе повышение пенсионного возраста до 63 лет обеспечит пенсионной системе бездефицитный период только на три года. Проводить реформы все равно придется, причем все вместе, хотя и после парламентских выборов, заключили экономисты — альтернатив они не видят.
При этом участники круглого стола сомневаются в исполнимости другой инициативы Минфина — передачи формирования пенсионных накоплений гражданам. При низких зарплатах (больше 50% занятых в РФ получают около 22 тыс. руб.) делать «серьезные отчисления невозможно», говорил господин Сафонов — к тому же необходимо будет предусмотреть защиту вкладов по аналогии с банковской системой (сейчас вопрос не решен). Господина Горлина также смущало отсутствие институтов, которые бы обеспечивали сохранность накоплений, как и доверия к пенсионной системе в целом. При этом на еще одном обсуждении пенсионного рынка — его вчера проводило рейтинговое агентство «Эксперт» — глава Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов сетовал на то, что шансов спасти накопительный компонент «очень мало, фактически нет», средства необходимы «ради спасения бюджета РФ». На заседании Экономического совета при президенте, впрочем, тема повышения пенсионного возраста вчера не обсуждалась, сообщил глава рабочей группы совета Алексей Кудрин. Сам он, напомним, поддерживает сохранение обязательного накопительного компонента — а дефицит пенсионной системы предлагает ликвидировать плавным повышением пенсионного возраста и пересмотром льгот по уплате взносов.
Софья Окунь
Неизбежность на потом
Проблем пенсионной системы одним повышением пенсионного возраста не решить — нужен комплекс непопулярных мер, считают экономисты РАНХиГС и Академии труда и социальных отношений. В их числе они называют повышение адресности выплат, вывод зарплат из тени, реформу системы досрочных пенсий и изменение системы льгот по страховым взносам — это позволит сэкономить 3,7% ВВП, посчитали в РАНХиГС. При этом формирование накопительной части пенсии самими гражданами вряд ли осуществимо, говорят они: низкие зарплаты не позволят формировать сбережения.
Возможные варианты пенсионной реформы обсудили вчера на круглом столе «РИА Новости» эксперты РАНХиГС и Академии труда и социальных отношений (АТиСО). Напомним, реформа обсуждается в Белом доме с конца апреля, но пока не рассматривалась на заседаниях правительства. Минфин и ЦБ выступают за признание накоплений собственностью граждан и ликвидацию нынешней накопительной системы с сохранением 22-процентной ставки платежа в ПФР и льгот по платежам в НПФ. Минэкономики предлагает сохранить обязательный накопительный компонент, повысив пенсионный возраст и изменив принципы индексации выплат. Минтруд поддерживает отказ от накопительной системы и досрочных пенсий и увеличение минимального стажа. Отдельные меры уже принимаются — вчера президент подписал закон об увеличении пенсионного возраста для госслужащих (65 лет для мужчин и 63 года для женщин).
Сейчас система неэффективна, констатировали экономисты. Бюджет пенсионного фонда на 2016 год сформирован с дефицитом почти в 200 млрд руб. (доход 7,5 трлн руб., расходы 7,7 трлн руб.). По оценкам АТиСО, пенсионная система теряет 3,9 трлн руб. ежегодно, самые крупные статьи недобора складываются из-за неформальной занятости (с зарплатами в конвертах) — 1,4 трлн руб., из-за теневой занятости (для официально не работающих) — 1,5 трлн руб., еще 384 млрд руб. потерь обеспечивают безработные. В 2015 году доля работников, отчисления от зарплаты которых в ПФР обеспечивают выплаты ниже прожиточного минимума пенсионера, составляла 69%. Чтобы закрыть дыру, экономике необходимо дополнительно от 10 до 42 млн работников (в зависимости от тарифа), привел данные Александр Сафонов из АТиСО. Заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин оценил вклад досрочных пенсий в потери пенсионной системы в 316 млрд руб. в год, льгот и сниженных тарифов для страхователей — в 343 млрд руб., выплаты пенсий работающим — в 61 млрд руб. Отдельной строкой господин Горлин записывает в потери солидарной пенсионной системы отчисления на накопительную пенсию — 340 млрд руб. в год.
Также в РАНХиГС оценили и возможный эффект от совокупности мер, предложенных ведомствами,— повышения пенсионного возраста, адресности выплат, вывода из тени зарплат, реформы системы досрочных пенсий и отказа от преференций по страховым взносам для территорий опережающего развития и экспортеров. Они позволят сэкономить 3,7% ВВП, отметил господин Горлин. Максимум экономии обеспечит вывод зарплат из тени (1,2% ВВП) — но для этого нужна политическая воля, подчеркнул он. По расчетам АТиСО, само по себе повышение пенсионного возраста до 63 лет обеспечит пенсионной системе бездефицитный период только на три года. Проводить реформы все равно придется, причем все вместе, хотя и после парламентских выборов, заключили экономисты — альтернатив они не видят.
При этом участники круглого стола сомневаются в исполнимости другой инициативы Минфина — передачи формирования пенсионных накоплений гражданам. При низких зарплатах (больше 50% занятых в РФ получают около 22 тыс. руб.) делать «серьезные отчисления невозможно», говорил господин Сафонов — к тому же необходимо будет предусмотреть защиту вкладов по аналогии с банковской системой (сейчас вопрос не решен). Господина Горлина также смущало отсутствие институтов, которые бы обеспечивали сохранность накоплений, как и доверия к пенсионной системе в целом. При этом на еще одном обсуждении пенсионного рынка — его вчера проводило рейтинговое агентство «Эксперт» — глава Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов сетовал на то, что шансов спасти накопительный компонент «очень мало, фактически нет», средства необходимы «ради спасения бюджета РФ». На заседании Экономического совета при президенте, впрочем, тема повышения пенсионного возраста вчера не обсуждалась, сообщил глава рабочей группы совета Алексей Кудрин. Сам он, напомним, поддерживает сохранение обязательного накопительного компонента — а дефицит пенсионной системы предлагает ликвидировать плавным повышением пенсионного возраста и пересмотром льгот по уплате взносов.
Софья Окунь
- Организация управления, управленческий учет
- Организация производственной деятельности
- Управление финансами
- Бюджетирование
- Стратегический менеджмент
- Управление затратами
- Ценообразование
- Управление материальными ресурсами
- Ценные бумаги
- Маркетинг
- Логистика
- Инвестиции
- Бухгалтерский учет, налогообложение
- Оплата труда
- Персонал
- Юридический практикум
- Разное
- Экономика отрасли
- Себестоимость и ценообразование
- Организация и планирование производства
- Налоговое планирование
- Внешнеэкономическая деятельность
- Риски
- Актуальная тема
- Информационные технологии
- Экономические шпаргалки
- Оценка деятельности предприятия
- Азбука экономиста
- Госзаказ
- Контрольная работа
- Госзакупки
- Бюджетные организации
- Себестоимость
- Информационные технологии
- Документооборот