Коммунальный долг платежом страшен

    Российский рынок платежей может снова столкнуться с проблемой их идентификации. Только на сей раз не просто в масштабах штрафов за нарушение правил дорожного движения, как это было несколько лет назад, а уже в несопоставимо больших масштабах платежей за жилищно-коммунальные услуги. Банки, организации ЖКХ, Минкомсвязи и Минстрой не могут договориться, кто должен вносить информацию об уплате коммунальных платежей в заработавшую с 1 июля 2016 года государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Пока идет спор, неплательщиками могут оказаться ни в чем не повинные граждане.

    О наличии проблемы свидетельствует переписка Ассоциации российских банков (АРБ), Минкомсвязи и Минстроя, на днях опубликованная на сайте АРБ. Из нее следует, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), разработанная для обобщения информации обо всех коммунальных платежах, заработала уже с 1 июля, а кто должен вносить в нее данные об уплате конкретными гражданами средств за ЖКХ, так до сих пор и не ясно. Как "представляется" АРБ (выражающей мнение банкиров), из закона 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" следует, что это "организации, осуществляющие услуги по управлению многоквартирными домами (ТСЖ, управляющие компании и т. д.)". За проверкой справедливости такого "представления" банкиры обратились в Минкомсвязи и Минстрой.

    Однако из ответа Минкомсвязи следует совершенно обратное: "Поставщиком информации о внесении платы является организация, через которую осуществляется внесение платы, а не организация, в пользу которой осуществляется платеж за жилищно-коммунальные услуги". Минстрой пока не ответил на вопрос банкиров. При этом у организаций ЖКХ своя отдельная позиция. "Мы считаем, что информацию о платежах должны вносить в систему именно поставщики коммунальных услуг, а не банки,— отметила заместитель председателя правления по развитию Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Ольга Селляхова.— Так как именно у организаций ЖКХ есть полная информация обо всех долгах клиента". Например, человек оплачивает платеж по коммуналке на 3 тыс. руб., банк отражает это в системе ГИС ЖКХ, долгов вроде бы нет, но на самом деле у плательщика может быть задолженность за предыдущие периоды, решения суда и т. д., поясняет она: "В этом случае внесенные средства пойдут в счет погашения долгов за предыдущие периоды, о чем конкретный человек может и не знать, если информацию о платежах будет отражать банк". "Мы общались и будем общаться на эту тему с Минстроем, так как наша цель — корректное отражение задолженности по ЖКХ каждого человека",— добавила она. "Мы изучим ситуацию, узнаем мнения ЖКХ и банков и выработаем решение, которое позволит максимально корректно отражать информацию о платежах",— заявили "Ъ" в пресс-службе Минстроя.

     

    Однако пока министерства решают, кто именно будет вносить информацию о платежах, система не работает или работает некорректно. Таким образом, повторяется история с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), в которую с 1 января 2013 года банки должны были передавать информацию обо всех оплаченных штрафах, наложенных ГИБДД. Однако из-за разногласий о том, кто, как, в какие сроки и каким образом должен передавать информацию в систему, ГИС ГМП работала со сбоями — часть банков не передавали информацию, водители жаловались на некорректное отображение. Так, в 2013 году только за неделю ГИБДД получила 11 тыс. сообщений от автовладельцев по поводу того, что их оплата штрафа не прошла и они в должниках. Госавтоинспекторы советовали направлять им копии квитанции, но и это решало проблему лишь частично. В итоге за 2013 год ФССП отменила свыше 884 тыс. постановлений об оплате штрафов — поскольку те уже были оплачены ранее и не были отражены в системе. Проблемы с платежами возникали у автовладельцев вплоть до конца 2014 года.

    История уже начала повторяться, и если она затянется, речь пойдет уже о несопоставимо больших суммах, и коснется это не только автовладельцев--нарушителей дорожного движения, а всех без исключения граждан России. По данным Росстата, объем платежей населения за ЖКХ за год превышает 1 трлн руб., в то время как в период проблем с ГИС ГМП речь шла о миллиардах. При неполном погашении долга "неплательщикам" за услуги ЖКХ будут капать пени, которые с 1 января 2016 года при просрочке от 30 до 90 дней составляют 1/300 ставки рефинансирования (приравнена к ключевой ставке ЦБ, сейчас — 10,50% годовых) за каждый день, при просрочке более 90 дней — 1/130.

    Вероника Горячева

    21.07.2016, 09:03

    Коммунальный долг платежом страшен

    Российский рынок платежей может снова столкнуться с проблемой их идентификации. Только на сей раз не просто в масштабах штрафов за нарушение правил дорожного движения, как это было несколько лет назад, а уже в несопоставимо больших масштабах платежей за жилищно-коммунальные услуги. Банки, организации ЖКХ, Минкомсвязи и Минстрой не могут договориться, кто должен вносить информацию об уплате коммунальных платежей в заработавшую с 1 июля 2016 года государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Пока идет спор, неплательщиками могут оказаться ни в чем не повинные граждане.

    О наличии проблемы свидетельствует переписка Ассоциации российских банков (АРБ), Минкомсвязи и Минстроя, на днях опубликованная на сайте АРБ. Из нее следует, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), разработанная для обобщения информации обо всех коммунальных платежах, заработала уже с 1 июля, а кто должен вносить в нее данные об уплате конкретными гражданами средств за ЖКХ, так до сих пор и не ясно. Как "представляется" АРБ (выражающей мнение банкиров), из закона 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" следует, что это "организации, осуществляющие услуги по управлению многоквартирными домами (ТСЖ, управляющие компании и т. д.)". За проверкой справедливости такого "представления" банкиры обратились в Минкомсвязи и Минстрой.

    Однако из ответа Минкомсвязи следует совершенно обратное: "Поставщиком информации о внесении платы является организация, через которую осуществляется внесение платы, а не организация, в пользу которой осуществляется платеж за жилищно-коммунальные услуги". Минстрой пока не ответил на вопрос банкиров. При этом у организаций ЖКХ своя отдельная позиция. "Мы считаем, что информацию о платежах должны вносить в систему именно поставщики коммунальных услуг, а не банки,— отметила заместитель председателя правления по развитию Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Ольга Селляхова.— Так как именно у организаций ЖКХ есть полная информация обо всех долгах клиента". Например, человек оплачивает платеж по коммуналке на 3 тыс. руб., банк отражает это в системе ГИС ЖКХ, долгов вроде бы нет, но на самом деле у плательщика может быть задолженность за предыдущие периоды, решения суда и т. д., поясняет она: "В этом случае внесенные средства пойдут в счет погашения долгов за предыдущие периоды, о чем конкретный человек может и не знать, если информацию о платежах будет отражать банк". "Мы общались и будем общаться на эту тему с Минстроем, так как наша цель — корректное отражение задолженности по ЖКХ каждого человека",— добавила она. "Мы изучим ситуацию, узнаем мнения ЖКХ и банков и выработаем решение, которое позволит максимально корректно отражать информацию о платежах",— заявили "Ъ" в пресс-службе Минстроя.

     

    Однако пока министерства решают, кто именно будет вносить информацию о платежах, система не работает или работает некорректно. Таким образом, повторяется история с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), в которую с 1 января 2013 года банки должны были передавать информацию обо всех оплаченных штрафах, наложенных ГИБДД. Однако из-за разногласий о том, кто, как, в какие сроки и каким образом должен передавать информацию в систему, ГИС ГМП работала со сбоями — часть банков не передавали информацию, водители жаловались на некорректное отображение. Так, в 2013 году только за неделю ГИБДД получила 11 тыс. сообщений от автовладельцев по поводу того, что их оплата штрафа не прошла и они в должниках. Госавтоинспекторы советовали направлять им копии квитанции, но и это решало проблему лишь частично. В итоге за 2013 год ФССП отменила свыше 884 тыс. постановлений об оплате штрафов — поскольку те уже были оплачены ранее и не были отражены в системе. Проблемы с платежами возникали у автовладельцев вплоть до конца 2014 года.

    История уже начала повторяться, и если она затянется, речь пойдет уже о несопоставимо больших суммах, и коснется это не только автовладельцев--нарушителей дорожного движения, а всех без исключения граждан России. По данным Росстата, объем платежей населения за ЖКХ за год превышает 1 трлн руб., в то время как в период проблем с ГИС ГМП речь шла о миллиардах. При неполном погашении долга "неплательщикам" за услуги ЖКХ будут капать пени, которые с 1 января 2016 года при просрочке от 30 до 90 дней составляют 1/300 ставки рефинансирования (приравнена к ключевой ставке ЦБ, сейчас — 10,50% годовых) за каждый день, при просрочке более 90 дней — 1/130.

    Вероника Горячева

    21.07.2016, 09:03
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам