- Организация управления, управленческий учет
- Организация производственной деятельности
- Управление финансами
- Бюджетирование
- Стратегический менеджмент
- Управление затратами
- Ценообразование
- Управление материальными ресурсами
- Ценные бумаги
- Маркетинг
- Логистика
- Инвестиции
- Бухгалтерский учет, налогообложение
- Оплата труда
- Персонал
- Юридический практикум
- Разное
- Экономика отрасли
- Себестоимость и ценообразование
- Организация и планирование производства
- Налоговое планирование
- Внешнеэкономическая деятельность
- Риски
- Актуальная тема
- Информационные технологии
- Экономические шпаргалки
- Оценка деятельности предприятия
- Азбука экономиста
- Госзаказ
- Контрольная работа
- Госзакупки
- Бюджетные организации
- Себестоимость
- Информационные технологии
- Документооборот
- ненормируемые принимают к учету в полном объеме;
- нормируемые учитывают в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации.
Возврат аванса при УСН: две точки зрения
По мнению Минфина России, если у фирмы на УСН не было доходов в периоде возврата аванса при расторжении договора, то возможность уменьшения базы по "упрощенному" налогу отсутствует (письма Минфина России от 24.05.2013 № 03-11-11/18577, от 30.07.2012 № 03-11-11/224, от 06.07.2012 № 03-11-11/204). Тем не менее существует и другая точка зрения.
Дело в том, что при возврате аванса контрагенту при расторжении договора (например, по причине существенного изменения обстоятельств (ст. 451 ГК РФ) или по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ), аванс не может рассматриваться как расход в смысле статьи 346.16 НК РФ и не является убытком, порядок включения которого в расходы определен в статье 346.18 НК РФ. Ранее полученный аванс был учтен при определении налоговой базы и с него исчислен и уплачен налог. При этом законодательно не ограничен размер возвращаемого аванса, на который уменьшаются полученные доходы, а само уменьшение компания вправе произвести лишь в налоговом периоде соответствующего возврата. Таким образом, возможность уменьшения налоговой базы на сумму возврата аванса только в пределах суммы полученного за указанный период дохода ущемляет права фирмы как налогоплательщика, с чем согласны и судьи Восточно-Сибирского округа (пост. АС ВСО от 19.01.2015 № Ф02-5409/14).
Арбитры Северо-Кавказского округа также на стороне компаний (пост. ФАС СКО от 09.09.2011 № Ф08-5307/11). Они пришли к выводу, что налоговым законодательством не установлен запрет на подачу лицом, применяющим УСН с объектом налогообложения "доходы", декларации с данными о возврате из бюджета сумм налога в случае, если сумма предоплаты, полученной в предыдущем налоговом периоде и возвращенной в текущем налоговом периоде, превысила сумму полученных в текущем налоговом периоде доходов.
Возврат аванса и предельный размер доходов
Рассмотрим, как определить предельный размер доходов при возврате суммы аванса.
Напомним, право на применение "упрощенки" ограничивается предельным размером доходов (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) (в 2015 г. – 68 820 тыс. руб. (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685), в 2016 г. – 79 740 тыс. руб. (приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772).
Если аванс возвращают в тот же отчетный период, в котором он был получен, то его сумму не учитывают при расчете лимита (определение ВАС РФ от 13.08.2012 № ВАС-9541/12).
Если же аванс возвращают в другом отчетном периоде, то при определении предельного размера доходов, позволяющего сохранять право на применение УСН, на возвращенную сумму следует уменьшить базу по "упрощенному" налогу (авансовым платежам) того периода, в котором возвращен аванс (письмо Минфина России от 31.10.2014 № 03-11-06/2/55215).
Возврата аванса и норматив рекламных расходов
В данном случае нас интересует вопрос расчета норматива для рекламных расходов в целях применения УСН, если полученные авансы возвращают в следующих налоговых периодах. Ведь при расчете указанного выше лимита в составе доходов от реализации учитывают суммы авансов, полученные от покупателей.
На "упрощенке" рекламные расходы учитывают следующим образом (п. 4 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 346.16,п. 2 ст. 346.16 НК РФ):
По мнению автора, в рассматриваемой ситуации лучше придерживаться позиции чиновников (письмо Минфина России от 11.02.2015 № 03-11-06/2/5832), согласно которой в периоде возврата аванса норматив для рекламных расходов составляет 1 процент от суммы дохода от реализации с учетом уменьшения его на сумму возвращенного аванса. При этом перерасчет размера норматива за год, в котором был получен аванс, не производится. Например, при возврате в 2016 году авансов, полученных от покупателей в 2015 году, норматив для рекламных расходов в 2016 году равен 1 проценту от суммы дохода (с учетом уменьшения на возвращенный аванс). Перерасчет размера "рекламного" норматива за 2015 год не производится.
ГАРАНТ.РУ
- ненормируемые принимают к учету в полном объеме;
- нормируемые учитывают в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации.
Возврат аванса при УСН: две точки зрения
По мнению Минфина России, если у фирмы на УСН не было доходов в периоде возврата аванса при расторжении договора, то возможность уменьшения базы по "упрощенному" налогу отсутствует (письма Минфина России от 24.05.2013 № 03-11-11/18577, от 30.07.2012 № 03-11-11/224, от 06.07.2012 № 03-11-11/204). Тем не менее существует и другая точка зрения.
Дело в том, что при возврате аванса контрагенту при расторжении договора (например, по причине существенного изменения обстоятельств (ст. 451 ГК РФ) или по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ), аванс не может рассматриваться как расход в смысле статьи 346.16 НК РФ и не является убытком, порядок включения которого в расходы определен в статье 346.18 НК РФ. Ранее полученный аванс был учтен при определении налоговой базы и с него исчислен и уплачен налог. При этом законодательно не ограничен размер возвращаемого аванса, на который уменьшаются полученные доходы, а само уменьшение компания вправе произвести лишь в налоговом периоде соответствующего возврата. Таким образом, возможность уменьшения налоговой базы на сумму возврата аванса только в пределах суммы полученного за указанный период дохода ущемляет права фирмы как налогоплательщика, с чем согласны и судьи Восточно-Сибирского округа (пост. АС ВСО от 19.01.2015 № Ф02-5409/14).
Арбитры Северо-Кавказского округа также на стороне компаний (пост. ФАС СКО от 09.09.2011 № Ф08-5307/11). Они пришли к выводу, что налоговым законодательством не установлен запрет на подачу лицом, применяющим УСН с объектом налогообложения "доходы", декларации с данными о возврате из бюджета сумм налога в случае, если сумма предоплаты, полученной в предыдущем налоговом периоде и возвращенной в текущем налоговом периоде, превысила сумму полученных в текущем налоговом периоде доходов.
Возврат аванса и предельный размер доходов
Рассмотрим, как определить предельный размер доходов при возврате суммы аванса.
Напомним, право на применение "упрощенки" ограничивается предельным размером доходов (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) (в 2015 г. – 68 820 тыс. руб. (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685), в 2016 г. – 79 740 тыс. руб. (приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772).
Если аванс возвращают в тот же отчетный период, в котором он был получен, то его сумму не учитывают при расчете лимита (определение ВАС РФ от 13.08.2012 № ВАС-9541/12).
Если же аванс возвращают в другом отчетном периоде, то при определении предельного размера доходов, позволяющего сохранять право на применение УСН, на возвращенную сумму следует уменьшить базу по "упрощенному" налогу (авансовым платежам) того периода, в котором возвращен аванс (письмо Минфина России от 31.10.2014 № 03-11-06/2/55215).
Возврата аванса и норматив рекламных расходов
В данном случае нас интересует вопрос расчета норматива для рекламных расходов в целях применения УСН, если полученные авансы возвращают в следующих налоговых периодах. Ведь при расчете указанного выше лимита в составе доходов от реализации учитывают суммы авансов, полученные от покупателей.
На "упрощенке" рекламные расходы учитывают следующим образом (п. 4 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 346.16,п. 2 ст. 346.16 НК РФ):
По мнению автора, в рассматриваемой ситуации лучше придерживаться позиции чиновников (письмо Минфина России от 11.02.2015 № 03-11-06/2/5832), согласно которой в периоде возврата аванса норматив для рекламных расходов составляет 1 процент от суммы дохода от реализации с учетом уменьшения его на сумму возвращенного аванса. При этом перерасчет размера норматива за год, в котором был получен аванс, не производится. Например, при возврате в 2016 году авансов, полученных от покупателей в 2015 году, норматив для рекламных расходов в 2016 году равен 1 проценту от суммы дохода (с учетом уменьшения на возвращенный аванс). Перерасчет размера "рекламного" норматива за 2015 год не производится.
ГАРАНТ.РУ
- Организация управления, управленческий учет
- Организация производственной деятельности
- Управление финансами
- Бюджетирование
- Стратегический менеджмент
- Управление затратами
- Ценообразование
- Управление материальными ресурсами
- Ценные бумаги
- Маркетинг
- Логистика
- Инвестиции
- Бухгалтерский учет, налогообложение
- Оплата труда
- Персонал
- Юридический практикум
- Разное
- Экономика отрасли
- Себестоимость и ценообразование
- Организация и планирование производства
- Налоговое планирование
- Внешнеэкономическая деятельность
- Риски
- Актуальная тема
- Информационные технологии
- Экономические шпаргалки
- Оценка деятельности предприятия
- Азбука экономиста
- Госзаказ
- Контрольная работа
- Госзакупки
- Бюджетные организации
- Себестоимость
- Информационные технологии
- Документооборот