- Организация управления, управленческий учет
- Организация производственной деятельности
- Управление финансами
- Бюджетирование
- Стратегический менеджмент
- Управление затратами
- Ценообразование
- Управление материальными ресурсами
- Ценные бумаги
- Маркетинг
- Логистика
- Инвестиции
- Бухгалтерский учет, налогообложение
- Оплата труда
- Персонал
- Юридический практикум
- Разное
- Экономика отрасли
- Себестоимость и ценообразование
- Организация и планирование производства
- Налоговое планирование
- Внешнеэкономическая деятельность
- Риски
- Актуальная тема
- Информационные технологии
- Экономические шпаргалки
- Оценка деятельности предприятия
- Азбука экономиста
- Госзаказ
- Контрольная работа
- Госзакупки
- Бюджетные организации
- Себестоимость
- Информационные технологии
- Документооборот
За накопления придется доплатить
Минфин и ЦБ в пятницу представили новую реформу российской пенсионной системы. Она полностью аналогична их же предложениям марта 2016 года: ведомства предлагают ввести тариф отчислений в обязательную страховую часть пенсии — 22%, а для накопительной пенсии ввести дополнительный тариф до 6% с госгарантиями накоплений, вычетом по налогам и ограниченной собственностью на эти сбережения. По оценкам экспертов, схема относительно выгодна только лицам с доходом выше среднего.
В 2018 году в России может быть запущена новая пенсионная система, в рамках которой накопительная часть пенсии будет формироваться исключительно добровольно — с таким заявлением в пятницу на пленарной сессии Московского финансового форума выступил министр финансов Антон Силуанов. Как следует из выступления его заместителя Алексея Моисеева, по новой схеме 22% страховых отчислений будут направляться только в страховую часть пенсионной системы. Для формирования накоплений ЦБ и Минфин предлагают механизм автоматической подписки — если идея будет одобрена правительством, в систему дополнительного добровольного пенсионного страхования с уплатой дополнительного тарифа размером в треть нынешнего войдут все работающие. "В первый год отчисления с зарплаты работника составляют 0%, во второй год — 1%, в третий — 2% и так далее — до 6%",— отметил господин Моисеев (подробнее см. "Ъ" от 27 марта). Отказ от уплаты дополнительного тарифа (в форме пятилетнего моратория) возможен.
По оценке Минфина и ЦБ, вероятность успеха новой пенсионной схемы высока — зампред Банка России Владимир Чистюхин заявил о 50% положительных отзывов на проект в ходе опроса общественного мнения, но многие участники форума отнеслись к ней скептически. "Если мы сейчас заморозим полностью пенсионные накопления или тем более переведем их в страховую часть, у граждан стимулов входить и в новую систему, тем более добровольную, будет еще меньше",— заявил заместитель главы Минэкономики Олег Фомичев. Он подчеркнул, что Минэкономики в ходе бюджетного процесса будет выступать с противоположной идеей — вернуть формирование накоплений в состав обязательного пенсионного страхования, например, установив ставку отчислений на него 1% в 2017 году.
Как отметил глава аппарата Счетной палаты Юрий Воронин, льгот, которые сейчас предлагает ЦБ и Минфин, недостаточно, чтобы заинтересовать население со средними или низкими доходами — схема добровольных накоплений может работать только в случае, если Минфин сможет предложить ее участникам полное обнуление НДФЛ. Впрочем, как заметил глава Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов, нет гарантий, что Минфин сможет обеспечить даже те льготы, о которых идет речь сейчас: проекты, предусматривающие выпадение доходов бюджета, в последнее время практически не рассматриваются. Глава Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков напомнил, что средняя зарплата в РФ составляет 31 тыс. руб., тогда как для формирования накоплений требуется доход 50-60 тыс. руб. "Новая система... не будет работать — денег, которые придут в эту систему, нет",— подчеркнул он. Аналогичную точку зрения высказал и экс-министр финансов Алексей Кудрин — по его словам, сейчас более 60% населения тратят все средства на текущие нужды и не имеют возможности откладывать.
Хотя предложенная ЦБ и Минфином новая реформа может стать для пенсионной системы третьей за последние 15 лет (не считая введения новых требований к НПФ в 2014 году), она точно не будет последней. Даже при заложенном в схеме повышении тарифа отчислений до 22% бюджет ПФР останется в прежнем объеме, так как он де-факто уже формируется по такой ставке — 6%, отправляемые в НПФ до начала замораживания, правительство компенсировало из федерального бюджета. Если поступления в страховую часть не будут расти, в ближайшее время выплаты пенсионерам начнут сокращаться, так как число получателей пенсии к 2030 году вырастет с нынешних 196 до 300-365 пожилых на тысячу работающих.
Сокращение трудоспособного населения и рост числа пенсионеров — мировой тренд, и именно с ним призвана бороться накопительная система, позволяющая формировать индивидуальные "длинные деньги". Однако с учетом прогнозов экспертов нынешняя реформа Минфина и ЦБ будет доступна только небольшой части населения с высокими доходами. И если обеспечить рост пенсии за счет накопительной части не удастся, правительству придется обратиться к идеям о том, как увеличить выплаты путем сокращения числа получателей. Для этого могут быть использованы и различные меры отсечения отдельных групп — как отказ в выплате пенсии тем, кто продолжает работать после наступления пенсионного возраста или зарабатывает выше определенного лимита, так и увеличение возраста выхода на пенсию для всего населения в целом. В течение только последнего года эта идея регулярно называлась министром финансов Антоном Силуановым способом сбалансировать бюджет ПФР. При этом, как подтвердил "Ъ" источник в правительстве, в ходе бюджетного процесса Минфин уже выступил с инициативой полностью не платить пенсии тем, чей доход превышает 500 тыс. или 1 млн руб. в год, и не платить часть пенсии тем, чей доход выше 2,5 прожиточного минимума в месяц.
Анастасия Мануйлова, Павел Аксенов
За накопления придется доплатить
Минфин и ЦБ в пятницу представили новую реформу российской пенсионной системы. Она полностью аналогична их же предложениям марта 2016 года: ведомства предлагают ввести тариф отчислений в обязательную страховую часть пенсии — 22%, а для накопительной пенсии ввести дополнительный тариф до 6% с госгарантиями накоплений, вычетом по налогам и ограниченной собственностью на эти сбережения. По оценкам экспертов, схема относительно выгодна только лицам с доходом выше среднего.
В 2018 году в России может быть запущена новая пенсионная система, в рамках которой накопительная часть пенсии будет формироваться исключительно добровольно — с таким заявлением в пятницу на пленарной сессии Московского финансового форума выступил министр финансов Антон Силуанов. Как следует из выступления его заместителя Алексея Моисеева, по новой схеме 22% страховых отчислений будут направляться только в страховую часть пенсионной системы. Для формирования накоплений ЦБ и Минфин предлагают механизм автоматической подписки — если идея будет одобрена правительством, в систему дополнительного добровольного пенсионного страхования с уплатой дополнительного тарифа размером в треть нынешнего войдут все работающие. "В первый год отчисления с зарплаты работника составляют 0%, во второй год — 1%, в третий — 2% и так далее — до 6%",— отметил господин Моисеев (подробнее см. "Ъ" от 27 марта). Отказ от уплаты дополнительного тарифа (в форме пятилетнего моратория) возможен.
По оценке Минфина и ЦБ, вероятность успеха новой пенсионной схемы высока — зампред Банка России Владимир Чистюхин заявил о 50% положительных отзывов на проект в ходе опроса общественного мнения, но многие участники форума отнеслись к ней скептически. "Если мы сейчас заморозим полностью пенсионные накопления или тем более переведем их в страховую часть, у граждан стимулов входить и в новую систему, тем более добровольную, будет еще меньше",— заявил заместитель главы Минэкономики Олег Фомичев. Он подчеркнул, что Минэкономики в ходе бюджетного процесса будет выступать с противоположной идеей — вернуть формирование накоплений в состав обязательного пенсионного страхования, например, установив ставку отчислений на него 1% в 2017 году.
Как отметил глава аппарата Счетной палаты Юрий Воронин, льгот, которые сейчас предлагает ЦБ и Минфин, недостаточно, чтобы заинтересовать население со средними или низкими доходами — схема добровольных накоплений может работать только в случае, если Минфин сможет предложить ее участникам полное обнуление НДФЛ. Впрочем, как заметил глава Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов, нет гарантий, что Минфин сможет обеспечить даже те льготы, о которых идет речь сейчас: проекты, предусматривающие выпадение доходов бюджета, в последнее время практически не рассматриваются. Глава Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков напомнил, что средняя зарплата в РФ составляет 31 тыс. руб., тогда как для формирования накоплений требуется доход 50-60 тыс. руб. "Новая система... не будет работать — денег, которые придут в эту систему, нет",— подчеркнул он. Аналогичную точку зрения высказал и экс-министр финансов Алексей Кудрин — по его словам, сейчас более 60% населения тратят все средства на текущие нужды и не имеют возможности откладывать.
Хотя предложенная ЦБ и Минфином новая реформа может стать для пенсионной системы третьей за последние 15 лет (не считая введения новых требований к НПФ в 2014 году), она точно не будет последней. Даже при заложенном в схеме повышении тарифа отчислений до 22% бюджет ПФР останется в прежнем объеме, так как он де-факто уже формируется по такой ставке — 6%, отправляемые в НПФ до начала замораживания, правительство компенсировало из федерального бюджета. Если поступления в страховую часть не будут расти, в ближайшее время выплаты пенсионерам начнут сокращаться, так как число получателей пенсии к 2030 году вырастет с нынешних 196 до 300-365 пожилых на тысячу работающих.
Сокращение трудоспособного населения и рост числа пенсионеров — мировой тренд, и именно с ним призвана бороться накопительная система, позволяющая формировать индивидуальные "длинные деньги". Однако с учетом прогнозов экспертов нынешняя реформа Минфина и ЦБ будет доступна только небольшой части населения с высокими доходами. И если обеспечить рост пенсии за счет накопительной части не удастся, правительству придется обратиться к идеям о том, как увеличить выплаты путем сокращения числа получателей. Для этого могут быть использованы и различные меры отсечения отдельных групп — как отказ в выплате пенсии тем, кто продолжает работать после наступления пенсионного возраста или зарабатывает выше определенного лимита, так и увеличение возраста выхода на пенсию для всего населения в целом. В течение только последнего года эта идея регулярно называлась министром финансов Антоном Силуановым способом сбалансировать бюджет ПФР. При этом, как подтвердил "Ъ" источник в правительстве, в ходе бюджетного процесса Минфин уже выступил с инициативой полностью не платить пенсии тем, чей доход превышает 500 тыс. или 1 млн руб. в год, и не платить часть пенсии тем, чей доход выше 2,5 прожиточного минимума в месяц.
Анастасия Мануйлова, Павел Аксенов
- Организация управления, управленческий учет
- Организация производственной деятельности
- Управление финансами
- Бюджетирование
- Стратегический менеджмент
- Управление затратами
- Ценообразование
- Управление материальными ресурсами
- Ценные бумаги
- Маркетинг
- Логистика
- Инвестиции
- Бухгалтерский учет, налогообложение
- Оплата труда
- Персонал
- Юридический практикум
- Разное
- Экономика отрасли
- Себестоимость и ценообразование
- Организация и планирование производства
- Налоговое планирование
- Внешнеэкономическая деятельность
- Риски
- Актуальная тема
- Информационные технологии
- Экономические шпаргалки
- Оценка деятельности предприятия
- Азбука экономиста
- Госзаказ
- Контрольная работа
- Госзакупки
- Бюджетные организации
- Себестоимость
- Информационные технологии
- Документооборот