У накоплений стирается электронная подпись

    Минтруд предлагает исключить возможность оформления заявлений граждан о переводе пенсионных накоплений с использованием электронной подписи, формируемой независимыми удостоверяющими центрами. Учитывая, что по этому каналу идет абсолютное большинство заявлений, реализация инициативы может серьезно затруднить переход "молчунов" в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Минфин и Минэкономики уже отрицательно оценили проект, однако окончательное решение остается за правительством.

    Проект поправок к постановлению правительства N1352 "О порядке установления личности и проверки подлинности подписи застрахованного лица..." (есть в распоряжении "Ъ") был подготовлен Минтрудом в конце прошлого года. По данным источников "Ъ", документ был направлен на экспертизу в другие министерства в начале декабря, причем срок рассмотрения был максимально коротким. Проект должен быть рассмотрен в правительстве до 31 января. Ключевая идея проекта — исключение возможности формирования электронной подписи и идентификации личности граждан в независимых удостоверяющих центрах при переводе пенсионных накоплений. Как отмечается в пояснительной записке к документу, возможность перевести накопления без визита в ПФР у граждан сохранится — например, они могут использовать единый портал госуслуг.

    Предлагаемые изменения позволят исключить ситуации, когда граждане намеренно вводятся в заблуждение, подчеркивают в Минтруде. "Известны ситуации, когда при заключении договора между застрахованным лицом и НПФ через аккредитованные удостоверяющие центры направляется (подтверждается) заявление о досрочном переходе к новому страховщику или его смене. При этом представителями НПФ в случае досрочного перехода к другому страховщику не всегда разъясняются последствия такого перехода.

    В результате чего граждане оказываются в ситуации, когда теряется инвестиционный доход за предыдущий период",— отметили в пресс-службе Минтруда.

    Эти аргументы в экономическом блоке правительства, по всей видимости, сочли неубедительными. Отрицательные заключения на проект направили и Минфин, и Минэкономики (отзывы есть в распоряжении "Ъ"). Оба министерства указывают, что инициатива противоречит действующему законодательству, в котором прописана возможность граждан переводить пенсионные накопления "с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц". "Банк России ответит авторам инициативы после ее изучения",— сообщили в пресс-службе ЦБ.

    В настоящий момент существуют несколько способов подачи заявлений в ПФР о переводе пенсионных накоплений. Гражданин может подать такое заявление в ходе личного визита в ПФР, направить по почте (в этом случае также потребуются услуги нотариуса), в многофункциональном центре (МФЦ), через единый портал госуслуг. Также заявление можно оформить в банке, выступающем агентом НПФ, или в самом фонде, при этом подпись гражданина и идентификация его личности будет проведена удостоверяющим центром.

    Как следует из данных ПФР, предоставленных по запросу "Ъ", последний канал наиболее востребован. Так, по состоянию на 1 декабря в ПФР поступило 7 млн заявлений граждан о переводе пенсионных накоплений. Из них 6,6 млн заявлений были поданы в электронном виде с использованием услуг удостоверяющих центров, 226 тыс.— при личном визите граждан в ПФР, 172 тыс.— почтой и курьером, 5,7 тыс.— через МФЦ. Через портал госуслуг в ПФР были направлены заявления всего лишь от трех граждан.

    Участники отрасли инициативу Минтруда встретили негативно. "По сути это попытка перекрыть переток "молчунов" из ПФР и максимально усложнить переход гражданам, сделавшим свой выбор в пользу НПФ",— подчеркивает президент НАПФ Константин Угрюмов. "Работа через удостоверяющие центры — наиболее технологичный и удобный для граждан способ перевести накопления, а для НПФ — наименее затратный",— отмечает гендиректор НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Денис Рудоманенко. В случае утверждения проекта на адаптацию участникам рынка, по его мнению, потребуется три-четыре месяца. По оценке гендиректора НПФ "Будущее" Николая Сидорова, в этом случае общий объем переходов между фондами уменьшится примерно в два раза.

    Сроки вступления в силу постановления правительства в проекте не прописаны. Самым негативным сценарием участники рынка называют его регрессивное действие: постановление может заблокировать переход значительной части "молчунов" по итогам кампании 2016 года, которые будут обнародованы ПФР лишь в марте этого года. Впрочем, такой сценарий маловероятен. "Чтобы распространить действие на ранее поданные заявления, в постановлении нужно четко прописать обратную силу этого акта,— указывает управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин.— Однако если в результате ухудшается положение уже сделавших свой выбор граждан, есть шансы оспорить такое постановление в Верховном суде".

    Павел Аксенов

     

    16.01.2017, 08:44

    У накоплений стирается электронная подпись

    Минтруд предлагает исключить возможность оформления заявлений граждан о переводе пенсионных накоплений с использованием электронной подписи, формируемой независимыми удостоверяющими центрами. Учитывая, что по этому каналу идет абсолютное большинство заявлений, реализация инициативы может серьезно затруднить переход "молчунов" в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Минфин и Минэкономики уже отрицательно оценили проект, однако окончательное решение остается за правительством.

    Проект поправок к постановлению правительства N1352 "О порядке установления личности и проверки подлинности подписи застрахованного лица..." (есть в распоряжении "Ъ") был подготовлен Минтрудом в конце прошлого года. По данным источников "Ъ", документ был направлен на экспертизу в другие министерства в начале декабря, причем срок рассмотрения был максимально коротким. Проект должен быть рассмотрен в правительстве до 31 января. Ключевая идея проекта — исключение возможности формирования электронной подписи и идентификации личности граждан в независимых удостоверяющих центрах при переводе пенсионных накоплений. Как отмечается в пояснительной записке к документу, возможность перевести накопления без визита в ПФР у граждан сохранится — например, они могут использовать единый портал госуслуг.

    Предлагаемые изменения позволят исключить ситуации, когда граждане намеренно вводятся в заблуждение, подчеркивают в Минтруде. "Известны ситуации, когда при заключении договора между застрахованным лицом и НПФ через аккредитованные удостоверяющие центры направляется (подтверждается) заявление о досрочном переходе к новому страховщику или его смене. При этом представителями НПФ в случае досрочного перехода к другому страховщику не всегда разъясняются последствия такого перехода.

    В результате чего граждане оказываются в ситуации, когда теряется инвестиционный доход за предыдущий период",— отметили в пресс-службе Минтруда.

    Эти аргументы в экономическом блоке правительства, по всей видимости, сочли неубедительными. Отрицательные заключения на проект направили и Минфин, и Минэкономики (отзывы есть в распоряжении "Ъ"). Оба министерства указывают, что инициатива противоречит действующему законодательству, в котором прописана возможность граждан переводить пенсионные накопления "с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц". "Банк России ответит авторам инициативы после ее изучения",— сообщили в пресс-службе ЦБ.

    В настоящий момент существуют несколько способов подачи заявлений в ПФР о переводе пенсионных накоплений. Гражданин может подать такое заявление в ходе личного визита в ПФР, направить по почте (в этом случае также потребуются услуги нотариуса), в многофункциональном центре (МФЦ), через единый портал госуслуг. Также заявление можно оформить в банке, выступающем агентом НПФ, или в самом фонде, при этом подпись гражданина и идентификация его личности будет проведена удостоверяющим центром.

    Как следует из данных ПФР, предоставленных по запросу "Ъ", последний канал наиболее востребован. Так, по состоянию на 1 декабря в ПФР поступило 7 млн заявлений граждан о переводе пенсионных накоплений. Из них 6,6 млн заявлений были поданы в электронном виде с использованием услуг удостоверяющих центров, 226 тыс.— при личном визите граждан в ПФР, 172 тыс.— почтой и курьером, 5,7 тыс.— через МФЦ. Через портал госуслуг в ПФР были направлены заявления всего лишь от трех граждан.

    Участники отрасли инициативу Минтруда встретили негативно. "По сути это попытка перекрыть переток "молчунов" из ПФР и максимально усложнить переход гражданам, сделавшим свой выбор в пользу НПФ",— подчеркивает президент НАПФ Константин Угрюмов. "Работа через удостоверяющие центры — наиболее технологичный и удобный для граждан способ перевести накопления, а для НПФ — наименее затратный",— отмечает гендиректор НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Денис Рудоманенко. В случае утверждения проекта на адаптацию участникам рынка, по его мнению, потребуется три-четыре месяца. По оценке гендиректора НПФ "Будущее" Николая Сидорова, в этом случае общий объем переходов между фондами уменьшится примерно в два раза.

    Сроки вступления в силу постановления правительства в проекте не прописаны. Самым негативным сценарием участники рынка называют его регрессивное действие: постановление может заблокировать переход значительной части "молчунов" по итогам кампании 2016 года, которые будут обнародованы ПФР лишь в марте этого года. Впрочем, такой сценарий маловероятен. "Чтобы распространить действие на ранее поданные заявления, в постановлении нужно четко прописать обратную силу этого акта,— указывает управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин.— Однако если в результате ухудшается положение уже сделавших свой выбор граждан, есть шансы оспорить такое постановление в Верховном суде".

    Павел Аксенов

     

    16.01.2017, 08:44
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам