- Организация управления, управленческий учет
- Организация производственной деятельности
- Управление финансами
- Бюджетирование
- Стратегический менеджмент
- Управление затратами
- Ценообразование
- Управление материальными ресурсами
- Ценные бумаги
- Маркетинг
- Логистика
- Инвестиции
- Бухгалтерский учет, налогообложение
- Оплата труда
- Персонал
- Юридический практикум
- Разное
- Экономика отрасли
- Себестоимость и ценообразование
- Организация и планирование производства
- Налоговое планирование
- Внешнеэкономическая деятельность
- Риски
- Актуальная тема
- Информационные технологии
- Экономические шпаргалки
- Оценка деятельности предприятия
- Азбука экономиста
- Госзаказ
- Контрольная работа
- Госзакупки
- Бюджетные организации
- Себестоимость
- Информационные технологии
- Документооборот
Расходы госмонополий на всех не делятся
В правительстве не согласны финансировать инвестпроекты госмонополий за счет роста тарифов для всей экономики и хотят жестче регулировать их инвестпрограммы объемом 1,2 трлн руб. в год. Поправки Минэкономики к законам о естественных монополиях и об электроэнергетике фактически запретят госмонополиям покупать доли любых компаний и размещать деньги на депозитах без санкции Белого дома. Документ вызвал много споров на заседании комитета Госдумы по экономполитике — для его правок уже создана рабочая группа с участием РЖД, "Транснефти" и "Газпрома".
10 февраля Госдума рассмотрит в первом чтении поправки Белого дома к законам "О естественных монополиях" и "Об электроэнергетике" — по ним инвестиции госмонополий, включая вложения в ценные бумаги и уставные капиталы компаний, выдачу займов и кредитов и депозиты в банках, должны проводиться только в соответствии с утвержденными инвестпрограммами. Также предлагается ввести технологический и ценовой аудит (ТЦА) проектов в рамках инвестпрограмм. Правила одобрения инвестпрограмм и ответственные ведомства определит Белый дом. Проекты подзаконных нормативных актов ко второму чтению представит Минэкономики, пообещал замглавы ведомства Николай Подгузов.
В части инвестпрограмм новшества затронут "Транснефть", РЖД, "Газпром" и "Россети". Фактически новое регулирование нацелено на сокращение возможностей госмонополий бесконтрольно финансировать инвестпроекты за счет тарифов, влияющих на экономику в целом. Иллюстрируя ситуацию, господин Подгузов отметил, что с 2000 по 2016 годы цены на газ увеличились в 15 раз, на железнодорожные перевозки — в десять раз, на водо- и теплоснабжение — в 28 раз, а промышленные цены — только в шесть. Не привел рост тарифов госмонополий и к обновлению инфраструктуры — доля оборудования за пределами нормативных сроков службы достигла 45-50%. "Экономика через тарифы оплачивает весь объем расходов (монополий.— "Ъ")", — заявил чиновник.
Сейчас контроль их инвестпрограмм — "фрагментарный": Минэнерго согласовывает инвестпрограмму "Россетей" при участии Минэкономики, а правительство — программу РЖД. По данным Росстата, в 2015 году объем вложений монополий в отраслях, где не нужно согласовывать инвестпрограммы, составил около 1,2 трлн руб., из них в железнодорожных перевозках — 373 млрд руб., в транспортировке нефти и нефтепродуктов — 268 млрд руб., в транспортировке газа — 255 млрд руб.
Проект Минэкономики был одобрен правительственной комиссией еще летом. Тогда же замглавы ФАС Виталий Королев направлял в Белый дом сходные предложения о согласовании инвестпрограмм с правлением ФАС, чтобы контролировать рост тарифов — но в Думу в итоге внесли проект Минэкономики. Как сообщил "Ъ" глава комитета Госдумы по экономполитике Сергей Жигарев, для работы над правительственным проектом в парламенте организуют специальную рабочую группу, в нее войдут и представители РЖД, "Транснефти", "Газпрома" и возможно — "Роснефти". В комитете настаивают, что необходима доработка документа — он носит рамочный характер.
Собеседник "Ъ" на энергорынке отметил, что обсуждений вопроса в ФАС и Минэнерго о включении финансовых инвестиций в тарифные решения не было, учет дивидендов также не предусматривается в тарифных решениях. Проект требует серьезной доработки, считает он. Другой собеседник "Ъ" в энергетике отметил, что нужно четко разделить инвестиции и текущую финансовую деятельность: учет в инвестициях краткосрочных депозитов, скорее всего, вызовет сложности у компаний.
Госкомпании же, формально не являющиеся госмонополиями, поправки Минэкономики затронут "исключительно в части необходимости выполнения технологического и ценового аудита по новым правилам", отметил первый замгендиректора "РусГидро" Владимир Маркин: правило о ТЦА коснется всей отрасли. Конкретные последствия в компании не комментируют, отмечая, что "РусГидро" с 2013 года уже проводит аудит своих крупных инвестпроектов. Централизованно же ТЦА сейчас проводится только в строительстве с госучастием — в 2017 году под него попадут проекты дороже 3 млрд руб., а в 2018 году планка опустится до 1,5 млрд руб.
В остальном в отношениях государства с госкомпаниями, формально не являющимися монополистами, на прошлой неделе развивался встречный тренд. Еще в апреле 2016 года Белый дом обязал их выплачивать в качестве дивидендов 50% чистой прибыли — но для ряда компаний "были приняты индивидуальные решения", отмечал ранее глава Минфина Антон Силуанов. В 2017 году Минфин рассчитывал вновь потребовать от госкомпаний половину прибыли по МСФО — но на прошлой неделе проект вернули в Минфин на доработку, а на Давосском форуме о том, что Белый дом продолжит принимать "индивидуальные решения", заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Новый законопроект, отметим, дает Белому дому такую возможность — и хотя сказать заранее, как это скажется на будущих поступлениях в бюджет, сложно, ранее господин Силуанов отмечал, что в 2016 году госкомпании должны были выплатить дивиденды в размере 483 млрд руб., а выплатили менее 400 млрд руб.
Софья Окунь, Татьяна Дятел, Олег Сапожков
Газета "Коммерсантъ"
Расходы госмонополий на всех не делятся
В правительстве не согласны финансировать инвестпроекты госмонополий за счет роста тарифов для всей экономики и хотят жестче регулировать их инвестпрограммы объемом 1,2 трлн руб. в год. Поправки Минэкономики к законам о естественных монополиях и об электроэнергетике фактически запретят госмонополиям покупать доли любых компаний и размещать деньги на депозитах без санкции Белого дома. Документ вызвал много споров на заседании комитета Госдумы по экономполитике — для его правок уже создана рабочая группа с участием РЖД, "Транснефти" и "Газпрома".
10 февраля Госдума рассмотрит в первом чтении поправки Белого дома к законам "О естественных монополиях" и "Об электроэнергетике" — по ним инвестиции госмонополий, включая вложения в ценные бумаги и уставные капиталы компаний, выдачу займов и кредитов и депозиты в банках, должны проводиться только в соответствии с утвержденными инвестпрограммами. Также предлагается ввести технологический и ценовой аудит (ТЦА) проектов в рамках инвестпрограмм. Правила одобрения инвестпрограмм и ответственные ведомства определит Белый дом. Проекты подзаконных нормативных актов ко второму чтению представит Минэкономики, пообещал замглавы ведомства Николай Подгузов.
В части инвестпрограмм новшества затронут "Транснефть", РЖД, "Газпром" и "Россети". Фактически новое регулирование нацелено на сокращение возможностей госмонополий бесконтрольно финансировать инвестпроекты за счет тарифов, влияющих на экономику в целом. Иллюстрируя ситуацию, господин Подгузов отметил, что с 2000 по 2016 годы цены на газ увеличились в 15 раз, на железнодорожные перевозки — в десять раз, на водо- и теплоснабжение — в 28 раз, а промышленные цены — только в шесть. Не привел рост тарифов госмонополий и к обновлению инфраструктуры — доля оборудования за пределами нормативных сроков службы достигла 45-50%. "Экономика через тарифы оплачивает весь объем расходов (монополий.— "Ъ")", — заявил чиновник.
Сейчас контроль их инвестпрограмм — "фрагментарный": Минэнерго согласовывает инвестпрограмму "Россетей" при участии Минэкономики, а правительство — программу РЖД. По данным Росстата, в 2015 году объем вложений монополий в отраслях, где не нужно согласовывать инвестпрограммы, составил около 1,2 трлн руб., из них в железнодорожных перевозках — 373 млрд руб., в транспортировке нефти и нефтепродуктов — 268 млрд руб., в транспортировке газа — 255 млрд руб.
Проект Минэкономики был одобрен правительственной комиссией еще летом. Тогда же замглавы ФАС Виталий Королев направлял в Белый дом сходные предложения о согласовании инвестпрограмм с правлением ФАС, чтобы контролировать рост тарифов — но в Думу в итоге внесли проект Минэкономики. Как сообщил "Ъ" глава комитета Госдумы по экономполитике Сергей Жигарев, для работы над правительственным проектом в парламенте организуют специальную рабочую группу, в нее войдут и представители РЖД, "Транснефти", "Газпрома" и возможно — "Роснефти". В комитете настаивают, что необходима доработка документа — он носит рамочный характер.
Собеседник "Ъ" на энергорынке отметил, что обсуждений вопроса в ФАС и Минэнерго о включении финансовых инвестиций в тарифные решения не было, учет дивидендов также не предусматривается в тарифных решениях. Проект требует серьезной доработки, считает он. Другой собеседник "Ъ" в энергетике отметил, что нужно четко разделить инвестиции и текущую финансовую деятельность: учет в инвестициях краткосрочных депозитов, скорее всего, вызовет сложности у компаний.
Госкомпании же, формально не являющиеся госмонополиями, поправки Минэкономики затронут "исключительно в части необходимости выполнения технологического и ценового аудита по новым правилам", отметил первый замгендиректора "РусГидро" Владимир Маркин: правило о ТЦА коснется всей отрасли. Конкретные последствия в компании не комментируют, отмечая, что "РусГидро" с 2013 года уже проводит аудит своих крупных инвестпроектов. Централизованно же ТЦА сейчас проводится только в строительстве с госучастием — в 2017 году под него попадут проекты дороже 3 млрд руб., а в 2018 году планка опустится до 1,5 млрд руб.
В остальном в отношениях государства с госкомпаниями, формально не являющимися монополистами, на прошлой неделе развивался встречный тренд. Еще в апреле 2016 года Белый дом обязал их выплачивать в качестве дивидендов 50% чистой прибыли — но для ряда компаний "были приняты индивидуальные решения", отмечал ранее глава Минфина Антон Силуанов. В 2017 году Минфин рассчитывал вновь потребовать от госкомпаний половину прибыли по МСФО — но на прошлой неделе проект вернули в Минфин на доработку, а на Давосском форуме о том, что Белый дом продолжит принимать "индивидуальные решения", заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Новый законопроект, отметим, дает Белому дому такую возможность — и хотя сказать заранее, как это скажется на будущих поступлениях в бюджет, сложно, ранее господин Силуанов отмечал, что в 2016 году госкомпании должны были выплатить дивиденды в размере 483 млрд руб., а выплатили менее 400 млрд руб.
Софья Окунь, Татьяна Дятел, Олег Сапожков
Газета "Коммерсантъ"
- Организация управления, управленческий учет
- Организация производственной деятельности
- Управление финансами
- Бюджетирование
- Стратегический менеджмент
- Управление затратами
- Ценообразование
- Управление материальными ресурсами
- Ценные бумаги
- Маркетинг
- Логистика
- Инвестиции
- Бухгалтерский учет, налогообложение
- Оплата труда
- Персонал
- Юридический практикум
- Разное
- Экономика отрасли
- Себестоимость и ценообразование
- Организация и планирование производства
- Налоговое планирование
- Внешнеэкономическая деятельность
- Риски
- Актуальная тема
- Информационные технологии
- Экономические шпаргалки
- Оценка деятельности предприятия
- Азбука экономиста
- Госзаказ
- Контрольная работа
- Госзакупки
- Бюджетные организации
- Себестоимость
- Информационные технологии
- Документооборот