Недоеденное вывезти

    Снижение совокупной ставки сборов в соцфонды до 21% при росте НДС до 21%, по расчетам Минэкономики, в первую очередь будет выгодно сельскому хозяйству, госуправлению, здравоохранению и образованию. Реализация "схемы 21/21" довольно неожиданно выглядит в этих расчетах как новый способ выполнить майские указы Владимира Путина, еще один способ решения бюджетных проблем регионов и субсидирования преимущественно агроэкспортеров за счет внутреннего рынка.

    "Ъ" стали известны оценки Минэкономики предполагаемых результатов "налогового маневра 21/21" — на сегодняшний день, видимо, единственной просчитанной версии снижения прямых налогов при одновременном повышении косвенных. По данным "Ъ", один из соавторов идеи — министр экономики Максим Орешкин — представлял эти расчеты на совещаниях в правительстве, в том числе у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Идею реализации "фискальной девальвации" для РФ новый министр разрабатывал еще под руководством Антона Силуанова в Минфине. Техника "фискальной девальвации" разрабатывалась МВФ для юга еврозоны, который в силу обязательств валютного союза не мог скорректировать платежный баланс девальвацией национальной валюты. "Фискальная девальвация" применялась и за пределами еврозоны, в том числе в Венгрии и Румынии, результаты были смешанными.

    Схема "налогового маневра 21/21" для РФ исходит из повышения ставок НДС с нынешних 18% до 21% c 2018 или 2019 года с одновременным понижением совокупной ставки платежей в соцфонды с текущих примерно 30% (и в перспективе, после отмены льгот по ним, до 34%) до единообразной совокупной ставки 21% с фонда оплаты труда. Расчеты Минэкономики предполагают, что 21-процентная ставка соцсборов будет уплачиваться со всего фонда оплаты труда без порогов. Рабочим предположением ведомства Максима Орешкина является разделение тяжести роста НДС по схеме 50:50 между производителями и потребителями.

    Из презентации Минэкономики к одному из правительственных совещаний следует, что повышение НДС до 21% (льготная ставка 10% сохраняется) даст федеральному бюджету 836 млрд руб. дополнительных доходов, или 0,91% ВВП. Само по себе снижение ставки соцсборов до совокупного 21% несет потери соцфондов 1944 млрд руб., или 2,11% ВВП. 488 млрд руб. в год бюджеты выиграют от отмены порогов по обложению ставок соцвзносами. Эффектом маневра будет также рост сборов налога на прибыль — символический, он вырастет на 52 млрд руб. в год, что предполагает рост валовых прибылей на 2-3%.

    Парадоксально, но главный выигрыш в схеме Минэкономики от маневра несет не бизнес, а бюджетная сфера — снижение нагрузки на фонд оплаты труда в госсекторе прогнозируется в 437 млрд руб., или 0,47% ВВП, главные выигрывающие — регионы. В Минэкономики не скрывают, что в целом от "налогового маневра 21/21" выиграют госсектора — образование и здравоохранение (снижение налоговой нагрузки на 32-33%), госуправление (на 28%), а также опекаемое государством сельское хозяйство (на 40%, эта отрасль выигрывает в расчетах Минэкономики более всего, не теряя ничего даже от роста НДС). Строительство, частные услуги, ЖКХ, финансы и торговля меньше выигрывают от "схемы 21/21" (в пределах 5% совокупной налоговой нагрузки, строительство — 0,9%), более крупные бенефициары — машиностроение, транспорт и связь — до 9% снижения налоговой нагрузки.

    С точки зрения структуры экономики это не нейтральная операция — госсектор и сельское хозяйство по итогам "21/21" являются главными бенефициарами реформы, их выгоды оплачивает в предложенной схеме вся неэкспортирующая внутренняя экономика. Из расчетов Минэкономики очевидна и одна из целей маневра — она аналогична майским указам президента Владимира Путина и способна помочь их исполнению. "Обеление" экономики в расчетах министерства представлено только общими оценками: теневой фонд оплаты труда в РФ составляет около 5 трлн руб. (26% официального ФОТ по всей РФ), бюджетная система не собирает с них 1,5-2 трлн руб. в год, какая-то часть из них будет платить сниженные соцвзносы. Реформа представлена как чуть убыточная для федерального бюджета — на 548 млрд руб. в год (0,14% ВВП), но выгодная для регионов, выигрывающих 318 млрд руб., и ФОМС — 99 млрд руб. в год.

    По данным источников "Ъ" в Белом доме, "схема 21/21" не является сейчас единственной среди обсуждаемых, у самой идеи в правительстве есть критики и за пределами соцблока, предложены альтернативы. Главным публичным аргументом сторонников "фискальной девальвации" был будущий рост ВВП за счет несырьевого экспорта — в расчетах Минэкономики это скорее сельское хозяйство, чем машиностроители.

    Дмитрий Бутрин

     

    21.02.2017, 09:23

    Недоеденное вывезти

    Снижение совокупной ставки сборов в соцфонды до 21% при росте НДС до 21%, по расчетам Минэкономики, в первую очередь будет выгодно сельскому хозяйству, госуправлению, здравоохранению и образованию. Реализация "схемы 21/21" довольно неожиданно выглядит в этих расчетах как новый способ выполнить майские указы Владимира Путина, еще один способ решения бюджетных проблем регионов и субсидирования преимущественно агроэкспортеров за счет внутреннего рынка.

    "Ъ" стали известны оценки Минэкономики предполагаемых результатов "налогового маневра 21/21" — на сегодняшний день, видимо, единственной просчитанной версии снижения прямых налогов при одновременном повышении косвенных. По данным "Ъ", один из соавторов идеи — министр экономики Максим Орешкин — представлял эти расчеты на совещаниях в правительстве, в том числе у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Идею реализации "фискальной девальвации" для РФ новый министр разрабатывал еще под руководством Антона Силуанова в Минфине. Техника "фискальной девальвации" разрабатывалась МВФ для юга еврозоны, который в силу обязательств валютного союза не мог скорректировать платежный баланс девальвацией национальной валюты. "Фискальная девальвация" применялась и за пределами еврозоны, в том числе в Венгрии и Румынии, результаты были смешанными.

    Схема "налогового маневра 21/21" для РФ исходит из повышения ставок НДС с нынешних 18% до 21% c 2018 или 2019 года с одновременным понижением совокупной ставки платежей в соцфонды с текущих примерно 30% (и в перспективе, после отмены льгот по ним, до 34%) до единообразной совокупной ставки 21% с фонда оплаты труда. Расчеты Минэкономики предполагают, что 21-процентная ставка соцсборов будет уплачиваться со всего фонда оплаты труда без порогов. Рабочим предположением ведомства Максима Орешкина является разделение тяжести роста НДС по схеме 50:50 между производителями и потребителями.

    Из презентации Минэкономики к одному из правительственных совещаний следует, что повышение НДС до 21% (льготная ставка 10% сохраняется) даст федеральному бюджету 836 млрд руб. дополнительных доходов, или 0,91% ВВП. Само по себе снижение ставки соцсборов до совокупного 21% несет потери соцфондов 1944 млрд руб., или 2,11% ВВП. 488 млрд руб. в год бюджеты выиграют от отмены порогов по обложению ставок соцвзносами. Эффектом маневра будет также рост сборов налога на прибыль — символический, он вырастет на 52 млрд руб. в год, что предполагает рост валовых прибылей на 2-3%.

    Парадоксально, но главный выигрыш в схеме Минэкономики от маневра несет не бизнес, а бюджетная сфера — снижение нагрузки на фонд оплаты труда в госсекторе прогнозируется в 437 млрд руб., или 0,47% ВВП, главные выигрывающие — регионы. В Минэкономики не скрывают, что в целом от "налогового маневра 21/21" выиграют госсектора — образование и здравоохранение (снижение налоговой нагрузки на 32-33%), госуправление (на 28%), а также опекаемое государством сельское хозяйство (на 40%, эта отрасль выигрывает в расчетах Минэкономики более всего, не теряя ничего даже от роста НДС). Строительство, частные услуги, ЖКХ, финансы и торговля меньше выигрывают от "схемы 21/21" (в пределах 5% совокупной налоговой нагрузки, строительство — 0,9%), более крупные бенефициары — машиностроение, транспорт и связь — до 9% снижения налоговой нагрузки.

    С точки зрения структуры экономики это не нейтральная операция — госсектор и сельское хозяйство по итогам "21/21" являются главными бенефициарами реформы, их выгоды оплачивает в предложенной схеме вся неэкспортирующая внутренняя экономика. Из расчетов Минэкономики очевидна и одна из целей маневра — она аналогична майским указам президента Владимира Путина и способна помочь их исполнению. "Обеление" экономики в расчетах министерства представлено только общими оценками: теневой фонд оплаты труда в РФ составляет около 5 трлн руб. (26% официального ФОТ по всей РФ), бюджетная система не собирает с них 1,5-2 трлн руб. в год, какая-то часть из них будет платить сниженные соцвзносы. Реформа представлена как чуть убыточная для федерального бюджета — на 548 млрд руб. в год (0,14% ВВП), но выгодная для регионов, выигрывающих 318 млрд руб., и ФОМС — 99 млрд руб. в год.

    По данным источников "Ъ" в Белом доме, "схема 21/21" не является сейчас единственной среди обсуждаемых, у самой идеи в правительстве есть критики и за пределами соцблока, предложены альтернативы. Главным публичным аргументом сторонников "фискальной девальвации" был будущий рост ВВП за счет несырьевого экспорта — в расчетах Минэкономики это скорее сельское хозяйство, чем машиностроители.

    Дмитрий Бутрин

     

    21.02.2017, 09:23
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам