Выполнение требований санитарного законодательства на предприятиях общественного питания — гарантия качества и безопасности реализуемой продукции для потребителей (а значит, и повышение престижа организации), залог успешного прохождения плановых и внеплановых проверок со стороны органов санитарно-эпидемиологического надзора, получения удовлетворительных результатов производственного контроля. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам, в частности СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», особое внимание на предприятиях общественного питания должно уделяться дезинфекции.
Дезинфекция (обеззараживание) — процесс уничтожения в окружающей среде или удаления из нее возбудителей инфекционных болезней. Цель дезинфекции —уничтожение патогенных и условнопатогенных микроорганизмов на объектах внешней среды, служащих факторами передачи инфекции.
На предприятиях общественного питания дезинфекции должны подвергаться:
- поверхности в производственных и складских помещениях, обеденных залах;
- санитарнотехническое оборудование;
- уборочный инвентарь;
- кухонная, столовая посуда и приборы;
- мусоросборники;
- руки персонала.
Наиболее часто для данных целей используются химические способы дезинфекции, основанные на применении химических препаратов, обладающих дезинфицирующим эффектом.
Обратите внимание!
К работе с химическими дезинфицирующими средствами могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующее обучение. Дезсредства хранят в заводских упаковках с этикетками в специально предназначенных для данных целей помещениях, в которых запрещается размещать места постоянного пребывания персонала, осуществлять хранение пищевых продуктов и питьевой воды, принимать пищу. Условия хранения дезинфектантов должны соответствовать требованиям прилагаемых к ним методических документов.
При выборе дезинфицирующих препаратов следует обращать внимание:
- на их безопасность для персонала;
- спектр антимикробного действия;
- удобство способов и режимов применения;
- экономичность.
Оптимальное решение для предприятий общественного питания — приобрести средства с выраженными моющими свойствами, дезодорирующим эффектом, активностью в присутствии органических загрязнений. Дезинфектант не должен быть агрессивным по отношению к обрабатываемым объектам. Данными свойствами обладают дезинфицирующие препараты на основе катионных поверхностноактивных веществ (КПАВ), в частности четвертичных аммонийных соединений (ЧАС), такие как «Эком25М», «Эком50М», «Эком50», «Эковир», «НикаЭкстра М», «Ника
полицид», «Диабак», «Петролайт».
4 преимущества дезсредств на основе ЧАС:
1) хорошая растворимость в воде;
2) практически полное отсутствие запаха рабочих растворов;
3) низкая токсичность для персонала;
4) бактерицидная активность в отношении возбудителей острых кишечных
инфекций, пищевых токсикоинфекций, плесневых грибов.
Для расширения спектра антимикробной активности ЧАС часто используют в составе композиционных дезинфицирующих препаратов совместно с другими действующими веществами (например, в таких препаратах, как «Эволайн4Д», «Авансепт», «Славянка», «Никанеодез», «Никасепт», «Ультрадезфорте»).
Важно
Ежедневная влажная уборка с применением дезсредств на предприятиях общественного питания должна осуществляться не реже 1 раза в рабочую смену. Дезинфекцию рекомендуется проводить по режимам бактериальных инфекций.
Чаще всего обработку объектов осуществляют способом протирания, поскольку применение способа орошения требует использования персоналом средств индивидуальной защиты органов дыхания и глаз, выполнения дезинфекционных мероприятий в отсутствие людей.
Генеральная уборка всех помещений должна осуществляться не реже 1 раза в месяц по режимам, предусмотренным методической документацией на применяемые дезинфицирующие средства.
После окончания генеральной уборки персонал организации вносит отметку о ее проведении в соответствующий журнал.
Для уборки производственных, складских, вспомогательных помещений выделяется отдельный инвентарь. Его хранят в чистом виде в специально отведенных местах, максимально приближенных к местам уборки.
Инвентарь для санитарных узлов должен иметь сигнальную маркировку и храниться отдельно.
В конце рабочей смены весь уборочный инвентарь должен быть промыт, продезинфицирован и просушен.
Обеденные столы убирают после каждого посетителя. Для эффективного обеззараживания в этих целях необходимо применять дезинфектанты с минимальным временем экспозиции. Оптимальный выбор — готовые к применению формы дезсредств на основе спиртов во флаконах с насадкойраспылителем («Авансептспрей», «Поликлинспрей», «Диаспрей») или в виде дезинфицирующих салфеток («Бонадермсалфетка», «Диасептик30С», «Ника салфетки», «Лизаксин салфетки»).
Вся столовая посуда и приборы на предприятиях подлежат дезинфекции в конце каждого рабочего дня.
Для проведения обеззараживания посуду, освобожденную от остатков пищи, полностью погружают в рабочий раствор дезсредства, выдерживают время экспозиции, после чего промывают под проточной водой при помощи щеток. Примерами препаратов, позволяющих осуществлять дезинфекцию посуды
и столовых приборов, являются «Эком25М», «Эком50М», «Эком50», «Эковир»,
«Неоген», «НикаЭкстра М», «Никаполицид», «Авансепт», «Славянка».
Обратите внимание!
Особое внимание стоит уделять обработке скорлупы пищевого яйца, используемого для приготовления блюд, поскольку при отсутствии тщательной дезинфекции данная группа продуктов может послужить фактором передачи сальмонеллеза.
Мойку и дезинфекцию яиц осуществляют в отведенном для этих целей месте в специальных промаркированных емкостях. На первом этапе яйца обрабатывают теплым 1-2%-ным раствором кальцинированной соды.
Затем проводят их дезинфекцию разрешенными в установленном порядке дезсредствами, после чего ополаскивают холодной проточной водой. Применение современных препаратов, таких как «Эком-25М», «Эком-50М», «Эком-50», «Полклин», «Оптимакс», «Ника-амицид», позволяет качественно и при минимальных трудозатратах персонала провести надлежащую обработку скорлупы пищевого яйца.
Перед началом работы, а также после посещения туалета персонал организаций общественного питания обязан обработать руки. Для этого раковины, предназначенные для мытья рук, в производственных цехах и местах общего пользования снабжают жидким мылом с дозирующими устройствами.
Продукция большинства фирм — производителей дезинфицирующих средств включает жидкое мыло с антисептическими компонентами («Бонасепт», «Главмыло», «Никасвежесть антибактериальное», «Атлантис», «Диасофт био»), что позволяет достичь более высокого уровня обработки рук персонала и, следовательно, минимизировать риски распространения патогенных и условнопатогенных микроорганизмов, способных контаминировать сырье и готовые блюда.
Для дополнительной обработки рук работников предприятий общественного питания можно применять кожные антисептики на основе спиртов («Бонадерм», «Главсепт», «Диасептик», «Никаизосептик») или на водной основе («БонадермАФ», «Никаантисептик аквамусс»).
Обратите внимание!
Данные мероприятия могут быть особенно эффективны в обеденных залах при обслуживании потребителей официантами, работающими в условиях дефицита времени и контактирующими со множеством потенциально контаминированных объектов.
Потребность в дезинфицирующих средствах рассчитывают в следующей последовательности:
1. Расчет потребности в дезинфицирующих средствах для ежедневных
и генеральных уборок:
Одсп = 0,01 × N × K × KRc × C × S,
где Одсп — общее количество дезинфицирующего средства, необходимое для обеззараживания поверхностей в помещениях, л;
N — норма расхода дезинфицирующего раствора в литрах на 1 м2 согласно
инструкции по применению конкретного средства;
К — коэффициент, равный величине концентрации раствора по препарату, %;
KRc — кратность обработок в сутки;
С — количество суток в расчетном периоде;
S — площадь обрабатываемых поверхностей, м2.
Площадь обрабатываемых поверхностей при проведении ежедневных уборок рассчитывают по формуле:
S = Sпола + Sдоп,
где Sпола — площадь пола помещений;
Sдоп — площадь дополнительно обрабатываемых поверхностей (окон, подоконников, оборудования и т. д.), которую определяют исходя из габаритов помещений и оснащенности конкретного предприятия.
При расчетах площади обрабатываемых поверхностей во время генеральных уборок дополнительно учитывают площадь стен.
2. Расчит потребности в дезинфицирующих средствах для обработки уборочного
материала:
Одсу = 0,01 × N × K × Мум × Кум × KRc × C,
где Одсу — общее количество дезинфицирующего средства, необходимое для обеззараживания уборочного материала, л;
N — норма расхода дезинфицирующего раствора в литрах на 1 кг уборочного
материала согласно инструкции по применению конкретного средства;
К — коэффициент, равный величине концентрации раствора по препарату, %;
Мум — масса одного комплекта уборочного материала, кг;
Кум – количество комплектов уборочного материала;
KRc — кратность обработок в сутки;
С — количество суток в расчетном периоде.
3. Расчет потребности в дезинфицирующих средствах для обработки санитарнотехнического оборудования:
Одсс = 0,01 × N × K × KRc × C × S,
где Одсс — общее количество дезинфицирующего средства, необходимое для обеззараживания санитарнотехнического оборудования, л;
N — норма расхода дезинфицирующего раствора в литрах согласно инструкции по применению конкретного средства;
К — коэффициент, равный величине концентрации раствора по препарату, %;
KRc — кратность обработки в сутки;
С — количество суток в расчетном периоде;
S — общая площадь обрабатываемого санитарнотехнического оборудования, м2.
Площадь санитарнотехнического оборудования определяют исходя из того, что:
- площадь ванны — 3 м2;
- площадь унитаза, биде или раковины — 0,5 м2;
- площадь душевого поддона — 1 м2.
4. Расчет потребности в дезинфицирующих средствах для обработки
посуды.
Начинают с определения опытным путем объема дезинфицирующего раствора, расходуемого для данных целей в течение 1 рабочей смены (V). Затем подставляют полученное значение в формулу:
Одс = 0,01 × K × V × С,
где К — коэффициент, равный величине концентрации раствора по препарату, %;
V — объем дезинфицирующего раствора, расходуемого для обработки посуды
в течение 1 рабочей смены;
С — количество суток в расчетном периоде.
Аналогично можно рассчитать объем дезинфицирующих средств для обработки скорлупы пищевых яиц.
5. Расчет потребности в мыле и кожных антисептиках для обработки рук персонала:
Vм = (Qo × Qп × Vo) / 1000,
где Vм — объем мыла или кожного антисептика, необходимый для обработки рук персонала, л;
Qo — среднее число обработок рук одним сотрудником в течение рабочей смены;
Qп — число сотрудников в смену;
Vo — норма расхода жидкого мыла или кожного антисептика на одну обработку рук, мл.
Пример
В качестве примера рассмотрим расчет месячной потребности в дезинфицирующем средстве «Эком-25М» для проведения одновременной мойки и дезинфекции столовой посуды при кратности обработок 1 раз в день. Предположим, что опытным путем было установлено следующее: для обработки столовой посуды в данной организации общественного питания требуется 50 л дезинфицирующего раствора. Согласно инструкции на препарат «Эком-25М» для мойки посуды, совмещенной с дезинфекцией, применяется рабочий раствор с концентрацией по препарату 0,4 %.
Исходные данные подставляем в формулу:
Одс = 0,01 × K × V × С = 0,01 × 0,4 % × 50 л × 31 сут. = 6,2 л.
Таким образом, для проведения одновременной мойки и дезинфекции столовой посуды при кратности обработок 1 раз в сутки и расходовании 50 л рабочего раствора на 1 обработку необходимо 6,2 л дезинфицирующего препарата «Эком-25М» в месяц.
Вывод
Сравнение расчетной потребности в дезинфицирующих средствах с их фактическим расходом косвенным образом позволяет судить о качестве проводимых дезинфекционных мероприятий в организации общественного питания.