Когда необходимо создавать службу охраны труда в организации или вводить должность специалиста по охране труда?
Какие требования предъявляются к работникам этой службы?
Какие документы необходимо оформить, создавая службу охраны труда?
Когда необходимо создавать службу охраны труда?
Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.
Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):
- численность работников превышает 50 человек;
- работодатель ведет производственную деятельность.
К сведению
Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).
Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:
- работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
- руководитель организации;
- другой уполномоченный работодателем работник;
- сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.
Обратите внимание!
Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.
Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.
Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!
Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.
Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).
Структура и численность службы охраны труда
При определении структуры службы охраны труда и численности ее работников работодателю следует руководствоваться:
- Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации);
- Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы).
На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, с учетом специфики их организационно-правовых форм (письма Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698, от 30.01.2017 № 15-2/ООГ-222).
Как оформить создание службы охраны труда?
Решение о создании службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения или введении в штат должности специалиста по охране труда необходимо оформить документально.
В первую очередь необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание работодателя. Для этого издают приказ (распоряжение) по основной деятельности (примеры приказов о создании службы охраны труда и внесении изменений в штатное расписание и о введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда см. далее).
Какие требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?
Функции службы охраны труда (разделы II–III Рекомендаций):
- учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
- помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
- организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;
- проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
- согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;
- разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
- участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
- помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
- организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками;
- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
- составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
- разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
- организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
- составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
- оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
- обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
- организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
- организация совещаний по охране труда;
- ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.;
- доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;
- рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;
- осуществление контроля за:
– соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
– обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
– расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
– выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
– наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
– проведением специальной оценки условий труда;
– своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
– эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
– состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
– своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
– организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
– санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
– организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
– правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
– своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
– использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
- анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Чтобы организовать деятельность службы охраны труда, работодатель может разработать и утвердить локальный нормативный акт — Положение о службе охраны труда.
На практике в структуру службы охраны труда входят:
- руководитель службы охраны труда;
- специалисты по охране труда.
На должность специалиста по охране труда работодатель вправе назначить работника, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).
При этом следует учитывать квалификационные требования, установленные разделом «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов (далее — ЕКСД), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н (см. письма Роструда от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5, от 24.01.2013 № ТЗ/297-3-5).
К сведению
С 1 июля 2016 г. работодатели вправе применять профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).
Квалификационные требования:
- к должности «руководитель службы охраны труда»:
– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;
– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет;
- к должности «специалист по охране труда»:
– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;
– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;
– либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда и стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.
Помимо квалификационных требований в ЕКСД содержатся должностные обязанности, а также требования к знаниям таких работников. Их можно использовать при составлении трудовых договоров и должностных инструкций работников службы охраны труда.
Оформить работников на соответствующие должности в службе охраны труда можно посредством:
- приема на работу (ст. 68 ТК РФ);
- перевода на другую работу (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ);
- поручения работникам дополнительной работы в порядке совмещения должностей (ст. 60.2 ТК РФ) или по совместительству (ст. 60.1, 282 ТК РФ).
Обратите внимание: дополнительные обязанности и функции в рамках совмещения или работы по совместительству должны возлагаться только на основании добровольного решения работника (письмо Роструда от 24.06.2015 № ПГ/32250-3-2).