В № 3 нашего журнала за 2018 год вышла статья «Особенности проведения плановых проверок Роструда в 2018 году в вопросах и ответах». На момент публикации практика применения проверочных листов только начинала складываться. Теперь, в начале 2019 года, картина несколько прояснилась, и мы задали Андрею Криницыну, главному государственному инспектору по правовым вопросам в Республике Бурятия, интересующие нас вопросы.
Не совсем. С 5 января 2019 года вступила в силу статья 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «Особенности организации и проведения в 2019–2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства», в соответствии с которой плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства (СМП), сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не будут проводиться с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года.
Однако в статье есть исключения — указанное не относится:
1) к плановым проверкам, проводимым в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Это означает, что плановые проверки за указанный период не будут проводиться в отношении СМП, которым установлен низкий класс риска. Отметим, что до начала плановой проверки они могут изменить класс риска со среднего либо умеренного на низкий, подав соответствующее заявление в территориальный орган Роструда на основании п. 20 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства[1]. Об этом мы говорили в предыдущий раз;
2) плановым проверкам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ[2];
3) к плановым проверкам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление или решение:
- о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения;
- об административном наказании в виде дисквалификации;
- об административном приостановления деятельности;
- о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.
При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ, должна быть представлена информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой было принято такое решение.
Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год уже есть на сайте Генеральной прокуратуры РФ http://plan.genproc.gov.ru/plan2019/. Именно здесь можно уточнить информацию о проведении проверки в отношении своей организации.
ГИТ не позднее чем за три рабочих дня до начала плановой проверки должна уведомить о ее проведении юридическое лицо или ИП, направив им:
- копию распоряжения или приказа о начале проверки (на бумажном носителе) заказным письмом с уведомлением о вручении на почтовый адрес работодателя;
- распоряжение или приказ о начале проверки в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, на электронный почтовый ящик предприятия,
или любым иным способом, подтверждающим получение копии распоряжения.
Да, с 5 октября 2018 г.[3] перечень[4] расширился — добавлены еще 26 проверочных листов (далее — ПЛ):
ПЛ № 108 «Порядок оформления материальной ответственности»
ПЛ № 109 «Гарантии работников, занятых у физических лиц — индивидуальных предпринимателей»;
ПЛ № 110 «Гарантии работников угольной промышленности»;
ПЛ № 111 «Гарантии творческих работников»;
ПЛ № 112 «Гарантии спортсменов и тренеров»;
ПЛ № 113 «Требования по организации профессионального образования и обучения, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации работников, заключения ученических договоров».
Появились «специализированные» проверочные листы по охране труда:
ПЛ № 114 «Требования при проведении специальной оценки условий труда организациями, проводящими специальную оценку условий труда»;
,ПЛ № 115 «Охрана труда при работах по добыче песчано-гравийных материалов на плавучих добывающих снарядах»;
ПЛ № 116 «Охрана труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов»;
ПЛ № 117 «Охрана труда при работах по эксплуатации автозаправочных станций»;
ПЛ № 118 «Охрана труда при работах на линейных сооружениях кабельных линий передачи»;
ПЛ № 119 «Охрана труда при работах на радиорелейных линиях связи»;
ПЛ № 120 «Охрана труда при работах в организациях общественного питания»;
ПЛ № 121 «Охрана труда при работах в организациях масложировой промышленности»;
ПЛ № 122 «Охрана труда при работах в организациях мясной промышленности»;
ПЛ № 123 «Охрана труда при работе по производству сахара, патоки и кондитерских изделий»;
ПЛ № 124 «Охрана труда при работах по производству плодово-овощной продукции»;
ПЛ № 125 «Охрана труда при работах по производству соков»;
ПЛ № 126 «Охрана труда при переработке пластмасс»;
ПЛ № 127 «Охрана труда при работах в организациях табачной промышленности»;
ПЛ № 128 «Охрана труда при производстве асбеста и асбестосодержащих материалов и изделий»;
ПЛ № 129 «Охрана труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов»;
ПЛ № 130 «Охрана труда при проведении работ в легкой промышленности»;
ПЛ № 131 «Охрана труда при отделочных работах»;
ПЛ № 132 «Охрана труда при кровельных работах»;
ПЛ № 133 «Охрана труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества».
А вот проверочный лист № 34 о разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда для работников утратил силу и больше не будет применяться.
Какие ПЛ использовать для проверки того или иного предприятия, инспектор определяет самостоятельно.
При этом ПЛ № 1–7, 13–17, 19, 22, 27, 28, 30–37 и 100 представляют собой базовый перечень и используются при проверке абсолютно всех предприятий и организаций.
Помимо базовых ПЛ при проверке используются и дополнительные ПЛ.
Читатели, которые внимательно изучали полный перечень ПЛ, наверняка заметили, что там есть множество узкоотраслевых ПЛ и ПЛ для особых случаев.
Дополнительные чек-листы инспектор определит, учитывая три фактора:
- вид деятельности проверяемого предприятия;
- работают ли на предприятии работники особых категорий (инвалиды, работники Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, иностранные граждане, молодежь до 18 лет, беременные);
- есть ли на предприятии работы с вредными и (или) опасными условиями труда.
Перечень дополнительных ПЛ для предприятий разных сфер деятельности, которые используются помимо базового перечня, представлен в таблице[5].
[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (в ред. от 30.04.2018).
[2] Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление от 23.11.2009 № 944).
[3] вступили в силу изменения, установленные приказом Роструда от 11.04.2018 г. № 201 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по труду и занятости от 10 ноября 2017 года № 655».
[4] Утвержден Приказом Роструда от 10 ноября 2017 г. №655 (п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона №294-ФЗ).
[5] Полный список — на «Сервисе форм».