Мы продолжаем серию статей, посвященных реформированию контрольно-надзорной деятельности и в частности реформе обязательных требований. Разберемся, что делать специалисту в области охраны труда после масштабной замены нормативных актов.
В соответствии с профстандартом главная цель профессиональной деятельности специалиста в области охраны труда — это профилактика несчастных случаев и профзаболеваний на производстве, а также уменьшение или полное устранение воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов, снижение профессиональных рисков[1].
Достижение этой цели возможно, если специалист обладает достаточными знаниями, умениями и навыками для того, чтобы спланировать и реализовать в единой системе охраннотрудовые мероприятия и управлять этим процессом сообразно со складывающимися обстоятельствами.
Безусловно, масштабная замена нормативных актов в рамках реализации механизма регуляторной гильотины — обстоятельство уникальное и требующее комплексного подхода. Мы привыкли к тому, что между опубликованием нормативного акта и его вступлением в законную силу проходит некоторое время, за которое мы успеваем подготовить внесение изменений в локальные акты организации, спланировать и подготовить мероприятия по реализации новых требований. Но в конце декабря 2020 г. мы столкнулись ситуацией, когда менее чем за месяц до вступления в силу были опубликованы десятки новых правил по охране труда со скоростью 3–4 документа в сутки!
В этой ситуации даже бывалых специалистов накрывает паника. Мы предлагаем пошаговую инструкцию, чтобы снять ряд возникающих вопросов и без суеты ввести в действие новые требования.
ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ? ЕСТЬ ПЛАН!
Большинство специалистов озадачились этим вопросом еще весной 2020 г., поскольку информация о размещении на сайте проектов нормативных актов текстов новых правил появилась именно в 1 квартале прошедшего года. В процессе отслеживания обновлений складывалось понимание масштаба будущей проблемы. Но даже если вы этого не делали, то порядок введения в действие новых нормативных актов на предприятии будет для всех един.
Схематично можно визуализировать его в виде пошагового алгоритма:
Шаг 1. Выбираем нормативные акты, касающиеся деятельности предприятия, исходя из их сферы регулирования.
Чтобы это выяснить, нужно пересмотреть список новых Правил по охране труда (далее — ПОТ) и вычленить из него те, что касаются деятельности вашей организации.
Напомним, что всего Минтрудом России опубликовано 45 ПОТ:
• при производстве цемента;
• при проведении работ в легкой промышленности;
• при хранении, транспортировке и реализации нефтепродуктов;
• в строительстве;
• в морских и речных портах;
• в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ;
• в сельском хозяйстве;
• при осуществлении охраны (защиты) объектов и(или) имущества;
• при проведении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоопарках (зоосадах);
• при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных ресурсов;
• при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта;
• при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;
• при работе на высоте;
• при эксплуатации электроустановок;
• при работе с инструментами и приспособлениями;
• при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования;
• при погрузочно-разгрузочных работах размещении грузов;
• при выполнении электросварочных и газосварочных работ;
• при эксплуатации промышленного транспорта;
• при нанесении металлопокрытий;
• на автомобильном транспорте;
• на судах морского и речного флота;
• при производстве строительных материалов;
• при осуществлении пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте;
• при использовании отдельных видов химических веществ и материалов;
• в метрополитене;
• на городском электрическом транспорте;
• при выполнении окрасочных работ;
• в полиграфических организациях;
• в ограниченных и замкнутых пространствах;
• в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности;
• при обработке металлов;
• в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;
• при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работах;
• при производстве пищевой продукции;
• при эксплуатации тепловых энергоустановок;
• при проведении работ в особых климатических условиях;
• при проведении водолазных работ;
• при возведении мостов;
• в организациях связи;
• при производстве боеприпасов;
• в учреждениях здравоохранения;
• в жилищно-коммунальном хозяйстве[2];
• в организациях отдыха и оздоровления детей;
• в организациях общественного питания.
Узнать это просто, поскольку все ПОТ содержат информацию о сфере регулирования. Для примера сравним в этой части ПОТ при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов[3] и ПОТ в ЖКХ[4]. В первом случае ПОТ распространяются на широкий круг лиц, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы, транспортирующие и размещающие груз, а во втором случае — только на тех, кто эксплуатирует конкретные объекты инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства:
Изучив в этой части все 45 ПОТ, можно сделать выборку тех, что касаются только вашей организации. Так, для типичной управляющей компании по обслуживанию многоквартирных жилых домов нами выбраны сразу девять новых правил:
• при работе на высоте;
• при эксплуатации электроустановок;
• при работе с инструментами и приспособлениями;
• при погрузочно-разгрузочных работах, размещении грузов;
• при выполнении электросварочных и газосварочных работ;
• на автомобильном транспорте;
• в ограниченных и замкнутых пространствах;
• при эксплуатации тепловых энергоустановок;
• в ЖКХ.
В каждом ПОТ есть уточнения в части обязанностей работодателя (к примеру, см. извлечение из ПОТ в ЖКХ).
Соответственно, мероприятия по исполнению этих требований необходимо интегрировать в систему управления охраной труда (далее — СУОТ) предприятия, спланировав, что конкретно нужно сделать, в какие сроки, за счет каких средств и кто за это будет ответственным. По сути, в практической реализации указанных мероприятий будут в разной степени задействованы все работники предприятия, а сами мероприятия станут частью производственной деятельности.
Но прежде чем вы это сделаете, мы рекомендуем сравнить тексты вновь принятых ПОТ с текстами ранее действовавших.
Шаг 2. Проводим сравнительный анализ требований нормативных актов.
Для этого можно воспользоваться услугами одной из справочных правовых систем, если есть такая возможность, или воспользоваться специальными онлайн-сервисами[5] и программами типа ABBYY Comparator.
[1] Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 524н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области охраны труда”» (в ред. от 12.12.2016).
[2] Далее — ПОТ в ЖКХ.
[3] Утверждены Приказом Минтруда России от 28.10.2020 № 753н.
[4] Утверждены Приказом Минтруда России от 29.10.2020 № 758н.
[5] http://text.num2word.ru/.