Министерство труда РФ разработало Единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств и Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами. У нас будет один объемный документ (более 2500 стр.) по выбору защитных средств для 5357 профессий. Ожидается, что новые типовые нормы начнем применять с 1 сентября 2023 г. Разберемся, в чем принципиальное отличие нового подхода обеспечения работников СИЗ и какие проблемы решают Единые типовые нормы.
Нормативное регулирование обеспечения работников СИЗ: три новшества
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» сформировал основу для реализации нового подхода в обеспечении работников СИЗ. Новая редакция ТК РФ вступит в силу 1 марта 2022 г.
В обновленной редакции раздела Х ТК РФ внесены следующие изменения:
- уточнено определение понятия «средство индивидуальной защиты»;
- установлен новый порядок обеспечения работников СИЗ: вместо списочного подхода для работников вводится комплектование с учетом результатов спецоценки условий труда (далее — СОУТ ) и оценки профессиональных рисков (далее — ОПР) в системе управления охраной труда (далее — СУОТ), присущих конкретному рабочему месту;
- введены Единые типовые нормы (далее — ЕТН) на смену Типовым отраслевым нормам (далее — ТОН).
Следует отметить, что перечни СИЗ содержали зачастую некорректную и устаревшую информацию.
Обновленная ст. 209 ТК РФ, в отличие от действующей, содержит самостоятельное определение понятия «средство индивидуальной защиты»:
Примечание редакции
Ни одно из определений СИЗ в ТК РФ не соответствует требованиям п. 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011)[1]:
Средство индивидуальной защиты — носимое на человеке средство индивидуального пользования для предотвращения или уменьшения воздействия на человека вредных и (или) опасных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Новацией этой статьи ТК РФ является не только введение «единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств», но и сам принцип учета результатов СОУТ и ОПР при подборе СИЗ работникам.
Важно!
В целях реализации норм ст. 221 обновленного ТК РФ Минтруд России утвердил два документа:
• Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами[2];
• Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств[3].
Оба документа вступят в силу 1 сентября 2023 г. и будут действовать до 1 сентября 2029 г. Новые типовые нормы начнем применять с 1 сентября 2023 г.
Проект ЕТН и Правил обеспечения согласован с РТК[4] и рабочей группой «Трудовые отношения и охрана труда» при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы[5].
Обратите внимание!
На момент подготовки нашей статьи к печати проект ЕТН находился на регистрации в Минюсте и не был опубликован, когда статья была полностью готова. 29 декабря 2021 года ЕТН и Правила обеспечения были официально опубликованы, и мы срочно доработали статью, чтобы вы первыми получил нужную в работе информацию и спланировали свою работу по подготовке к переходу на них. А работы предстоит действительно много, поскольку принципы комплектования СИЗ для работников, заложенные в ЕТН и Правилах обеспечения, отличаются от тех, к которым мы привыкли.
Какие проблемы решает новое регулирование
Как есть сейчас
В настоящее время существуют и применяются более 60 НПА. Среди них ТОН и межотраслевые правила бесплатной выдачи сертифицированных СИЗ, которые в разное время были разработаны Ассоциацией «СИЗ», отраслевыми профсоюзами и другими структурами. Правовые акты были утверждены приказами Минтруда России, часть из которых прошла регистрацию в Минюсте России. Требования этих НПА подлежат обязательному исполнению. В них содержится более 2870 позиций и более 350 видов СИЗ. Из них более 90 позиций не отражены в ТР ТС 019/2011.
Существующая система подбора СИЗ не учитывает результаты ОПР и не позволяет гибко реагировать и подбирать спецовку под условия на конкретном рабочем месте. ТОН охватывают только 60 % существующих профессий (4844 из 8141). Причем наименования профессий в нормах не соответствуют наименованиям, указанным в общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее — ОКПДТР)[9]. Часто профессии прописаны не единообразно и не корректно.
В ряде существующих ТОН применяются различные нормы выдачи на год для однотипных СИЗ сходных профессий. В действующих ТОН встречается как избыточность выдаваемых СИЗ, так и их недостаточность для выполнения конкретных трудовых функций.
Например, нормы выдачи СИЗ водителю автомобиля в 37 ТОН включают 1248 строк, охватывают 185 видов работ и включают 381 позицию СИЗ.
В частности, вызывают вопросы принципы выдачи водителям СИЗ, предусмотренные Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий[10].
[1] Утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878 (в ред. от 3 марта 2020 г.); далее — ТР ТС 019/2011.
[2] Утв. Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 766н; далее — Правила обеспечения.
[3] Утв. Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 767н; далее — ЕТН.
[4] Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
[5] https://knd.ac.gov.ru/groups/815/.
[6] Утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н (в ред. от 12 января 2015 г.).
[7] https://regulation.gov.ru/projects#npa=112554.
[8] Утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н (в ред. от 23 ноября 2017 г.).
[9] http://okpdtr.ru/.
[10] Утв. Приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 997н; далее — сквозные ТОН.