Читайте в статье, как открыть гостиницу «с нуля»:
• как выбрать участок под гостиницу и какие требования предъявляются к его обустройству;
• как выполнить требования санитарного законодательства к зданию, территории, помещениям и оснащению;
• как наладить производственный контроль и составить Программу ПК.
Все мы иногда задумываемся: «Вот если бы я был владельцем того или иного бизнеса, то я бы сделал так или так…». Вот и я решил задуматься: «Если бы я владел гостиницей, то как бы я вел бизнес с точки зрения моего профессионального профиля?» Все же 15 лет стажа в санэпиднадзоре накладывают некий отпечаток — по-другому начинаешь смотреть на, казалось бы, обыденные вещи. Например, в кафе или ресторане спешишь украдкой заглянуть на кухню, при виде повара оцениваешь его руки — есть ли следы гнойничковых инфекций, маникюр, украшения. В продуктовых магазинах порой кажется, что только тебе попадается просроченная продукция, но нет, это просто глаз «заточен». Поэтому давайте под наметанный глаз и откроем вместе великолепную гостиницу.
Я не просто так взял для примера такой набор услуг. Рассматривать «ночлежку» неинтересно и скучно, а вот с таким набором я лучше покажу требования законодательства: рассмотрим и моменты санитарного законодательства, и принципы организации производственного контроля. Уверен, что статья будет интересна и обычным людям, которые останавливаются в гостиницах. Как минимум это обезопасит их в плане непредвиденных обстоятельств в виде укусов клопов, кишечных инфекций и других «бонусов» от некачественных услуг.
Ранее я уже освещал нарушения в общепите, поэтому эти вопросы мы не будем затрагивать. Больше внимания уделим непосредственно гостиничным услугам.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Чтобы организовать качественное предоставление услуг с точки зрения санитарного законодательства, нам с вами понадобится изучить ряд нормативных документов:
• Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 24.07.2023);
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее — СанПиН 1.2.3685-21);
• СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее — СанПиН 2.1.3684-21);
• СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее — СанПиН 2.3/2.4.3590-20);
• СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее — СанПиН 3.3686-21);
• СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее — СП 2.1.3678-20), особенно его раздел VII «Санитарно-эпидемиологические требования к предоставлению гостиничных услуг» (далее — СП 2.1.3678-20).
САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ, ТЕРРИТОРИИ, ПОМЕЩЕНИЯМ И ОСНАЩЕНИЮ
Начнем с самого необходимого — подбора земельного участка и здания — и постепенно придем к непосредственно открытию отеля. Все бюрократические процедуры, связанные с налоговыми нюансами, дизайном, стартовым капиталом и многим другим, опустим, нас интересует лишь санитарная часть вопроса.
Перечисление основных санитарных требований построим по такому принципу: сначала даем группу требований, а потом после символа § указываем пункты санитарных правил и норм, где даны эти требования.
Здание нашего гостиничного комплекса будет располагаться на благоустроенном земельном участке, с асфальтированными подъездными путями, с выделенной хозяйственной зоной, на которой расположена обустроенная площадка под контейнеры для твердых коммунальных отходов. Согласно требованиям санитарного законодательства все контейнеры для ТБО оборудованы крышками и вывозятся специализированными организациями при заполнении на 2/3 объема.
Так, как на рис. 1, быть не должно.
Что касается расположения жилых комнат, то все номера гостиницы будут находиться выше первого этажа и не будут располагаться непосредственно в помещениях над автостоянкой.
Над жилыми комнатами не должно быть размещено туалетов, душевых и умывальников. Под жилыми комнатами и в прилегающих помещениях не должны размещаться камеры мусоропроводов, электрощитовые и вентиляционные камеры.
§ Пункты 2.8, 2.9, 2.10, 7.1, 7.2, 7.3, 7.5. СП 2.1.3678-20; п. 3, 4, 6–13 СанПиН 2.1.3684-21.
Здание гостиницы должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляционной системой с механическим побуждением и системой кондиционирования воздуха.
Теплоснабжение объекта осуществляется от городской котельной.
Горячее и холодное водоснабжение обеспечено на основании договоров с ресурсоснабжающими организациями города — мы обеспечим наше здание централизованными коммуникациями. В качестве резервного источника горячего водоснабжения на случай аварийных ситуаций будут установлены бойлерные водонагреватели.
§ Пункт 2.2 СП 2.1.3678-20.
Для освещения помещений гостиницы мы не будем использовать люминесцентные лампы, так как к хранению отработанных ламп и способам утилизации имеются отдельные требования. Все светильники в гостинице будут светодиодные — так мы оптимизируем затраты на энергоснабжение и обслуживание энергоустановок.
§ Пункт 4 СП 2.1.3678-20.
Ковровое покрытие пола ежедневно будет очищаться моющими средствами с применением промышленного моющего пылесоса. Два раза в год ковровое покрытие будет сдаваться в химчистку.
§ Пункт 5 СП 2.1.3678-20.
Для внутренней отделки помещений будем использовать только сертифицированные материалы, которые устойчивы к влажной уборке с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Хозяйственная служба будет регулярно проводить текущий косметический ремонт, чтобы избежать появления трещин и дефектов внутренней отделки, следов протекания и признаков поражения грибком.
§ Пункт 2.7 СП 2.1.3678-20.
Наша гостиница должна быть свободна от насекомых и грызунов. Не только потому, что они вызывают неприязнь и раздражение, а еще и потому, что это переносчики опасных инфекционных заболеваний. Ежемесячно специализированной организацией будет проводится оценка заселенности грызунами и насекомыми помещений гостиницы. При необходимости все помещения организации будут подвергаться дератизационной и дезинсекционной обработке. Эти работы будет выполнять специализированная организация, у которой есть соответствующая лицензия.
§ Пункты 88, 98, 101, 108, 110, 130, 133 СанПиН 3.3686-21.
Весь мягкий инвентарь (подушки, матрацы, наматрасники и одеяла) по эпидемическим показаниям (выявление больного инфекционным заболеванием) будут подвергаться камерной дезинфекции на договорной основе в специализированной организации.
Смена постельного белья будет осуществляться перед каждым вселением гостя в номер, минимум 1 раза в неделю, а полотенец — перед каждым вселением потребителя, затем каждые три дня. В организации будет обеспечен запас постельного белья в достаточном объеме минимум три комплекта на постояльца.
§ Пункты 7.7, 7.19, 7.20, 7.21 СП 2.1.3678-20.
Что касается профилактики инфекционных заболеваний, я как руководитель организации, занимающейся предоставлением гостиничных услуг, обязан обеспечить эпидемическую безопасность своих гостей.
Для этого при проведении влажных уборок дополнительно будет проводится дезинфекция горизонтальных и контактных поверхностей и обеззараживание воздуха с применением ультрафиолетовых облучателей-рециркуляторов, разрешенных к применению в присутствии человека.
Также необходимо проводить обработку санитарно-технического оборудования в номерах после выезда гостя и в местах общего пользования в соответствии с требованиями СП 2.1.3678-20.
Уборочный инвентарь будет использоваться в соответствии с назначением (выделен для отдельных помещений и будет промаркирован).