Минтруд Приказом от 21.11.2023 № 817н утвердил новый пакет документов по СОУТ, которые будут применяться с 1 сентября 2024 г. Оперативно комментируем значимые изменения.
1 сентября 2024 г. вступает в силу Приказ Минтруда России от 21.11.2023 № 817н (далее — Приказ № 817н), который утвердил четыре документа:
• Методику проведения специальной оценки условий труда (Приложение № 1; далее — Методика, новая Методика) с приложениями к ней (их количество по сравнению с действующей Методикой уменьшилось с 22 до 15);
• Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (Приложение № 2, далее — Классификатор);
• формы отчета о проведении специальной оценки условий труда (Приложение № 3);
• Инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда (Приложение № 4).
Приказ № 817н заменит действующий сейчас Приказ Минтруда России от 24.01.2013 № 33н (далее — Приказ № 33н) и будет действовать до 1 сентября 2030 г.
ПРЕДЫСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ
Новая Методика разрабатывалась по поручению заместителя председателя правительства РФ по вопросам социальной политики Голиковой Т. А.[1] Основная цель разработки согласно поручению — ввести в правовое поле положения совместного письма-разъяснения Минтруда и Минздрава России, Профсоюза работников здравоохранения РФ[2] о возможности классификации условий труда медицинским работникам по биологическому фактору без проведения измерений.
Напомним, что для всех работодателей обязательными для исполнения документами органов исполнительной власти — федеральных министерств и служб являются нормативные правовые акты (далее — НПА), разработанные, утвержденные и вступившие в силу в установленном порядке. Издание НПА в виде писем и телеграмм не допускается, вследствие чего ни одно письмо, пусть даже и совместного авторства нескольких министерств, источником права не является и статусом НПА не обладает. Поэтому для легитимации указаний упомянутого письма и потребовалось облечь их в форму НПА. При этом одновременно решили внести некоторые изменения и в другие процедуры специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), что и было реализовано Приказом № 817н.
Структура Методики по сравнению с документом, действующим в настоящее время, не претерпела никаких изменений.
Сами этапы проведения СОУТ согласно Методике кардинально не изменились и соответствуют схеме.
На схеме все, что между первым и вторым вертикальными прямоугольниками, — это мероприятия (этап) по идентификации в смысле нормы ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ как первого из комплекса последовательно осуществляемых мероприятий СОУТ.
Но реализуется это мероприятие по двум разным процедурам — отдельно для мест, не подпадающих под ч. 6 ст. 10 (для них этот этап реализуется собственно в виде описанной в законе и методике процедуры идентификации — с использованием Классификатора, на схеме это нижняя ветка между первым и вторым прямоугольниками), и отдельно для мест, подпадающих под ограничения ч. 6 ст. 10 (верхняя ветка на схеме).
Эта статья — оперативный комментарий, она не содержит детального анализа нормативных значений производственных факторов и градаций классификации условий труда (несколько изменившихся), которые приведены в Приложениях 1–15 к новой Методике, тем более что эти значения и градации объективно не являются определяющими. Гораздо больший интерес представляют изменения, внесенные непосредственно в процедуры СОУТ, а именно:
• в процедуру идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — ВОПФ);
• в процедуры исследования (испытания) и измерений ВОПФ;
• в процедуры отнесения условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений ВОПФ;
• в процедуры применения и обоснования результатов проведения СОУТ.
Кратко рассмотрим наиболее важные, на взгляд автора, изменения.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВОПФ
Уточнены вопросы обязательности присутствия эксперта по СОУТ на рабочих местах при идентификации ВОПФ
Основное изменение, которое вносится в процедуру идентификации, для экспертных организаций[3] будет носить, скорее, негативный характер.
Действующая Методика проведения СОУТ предполагает факультативность присутствия эксперта по СОУТ на рабочих местах заказчика при проведении мероприятий по идентификации[4], поэтому сейчас эксперты по СОУТ нередко проводят мероприятия по идентификации[5], не выезжая на рабочие места, исключительно на основе изучения предоставляемых заказчиками сведений о них[6].
После 1 сентября 2024 г. способы осуществления идентификации[7] в отношении работников, чьи рабочие места не подпадают под ограничения ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ, не предполагают присутствия на них эксперта по СОУТ при проведении им идентификации — ни в качестве его обязанности, ни в качестве права.
[1] Поручение от 20.12.2022 № ТГ-П45-21941.
[2] Письмо от 09.10.2018 № 15-1/10/В-7756/16-6/10/2-6553/01-А/475.
[3] В формулировках Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее также – Федеральный закон № 426-ФЗ) – «организаций, проводящих специальную оценку условий труда».
[4] Пункт 4 действующей Методики проведения СОУТ: «…Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путём обследования рабочего места путём осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы…». Использование формулировок modus conditionalis (сослагательного наклонения: «может также проводиться») как раз и определяет присутствие эксперта по СОУТ на рабочих местах при проведении идентификации в качестве его права, но не обязанности.
[5] В смысле нормы ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ – как первого из комплекса последовательно осуществляемых мероприятий СОУТ.
[6] В силу нормы п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ.
[7] Пункт 7 новой Методики.