Как улучшить условия и охрану труда, повысить безопасность труда, снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость?
Как уменьшить воздействие на работников факторов производственной среды, негативно влияющих на здоровье?
Какие нормы законодательства по расследованию несчастных случаев вызывают разночтения и как устранить их?
Состояние условий и охраны труда в настоящее время нельзя считать удовлетворительным: уровень профессиональных рисков остается высоким, увеличивается количество рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, сохраняется высокий уровень производственного травматизма.
Основные причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости
Основные причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости — неудовлетворительное состояние условий труда, длительное воздействие вредных и опасных производственных факторов на организм работающих.
Анализ несчастных случаев на производстве показывает, что основная причина их возникновения — «человеческий фактор»: неудовлетворительная организация производства работ, нарушения технологических процессов, многочисленные нарушения требований охраны труда, особенно на травмоопасных работах.
Сопутствующие причины:
1. Отсутствие механизмов экономического стимулирования работодателей улучшать условия труда, внедрять безопасные технологии, сокращать рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда.
Сейчас страховой тариф устанавливается по отраслевому принципу, единый для всех, и организации с нормальными условиями труда оплачивают «чужие» профессиональные риски.
Необходимо вводить индивидуальные страховые тарифы, ставка тарифа должна учитывать реальные риски отдельных работодателей.
А для этого следует модернизировать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон № 125-ФЗ), а именно разработать систему экономических стимулов для улучшения условий труда и внедрения безопасных технологий — перейти от формальных отраслевых к индивидуальным страховым тарифам по фактическим показателям профессионального риска.
2. Плохая организация работ по охране труда, формальное отношение к проведению обучения по охране труда, проверке знаний и инструктированию по охране труда работников, стажировке и допуску к самостоятельной работе, низкий уровень проведения специальной оценки условий труда.
3. Выполнение трудовой функции без предварительной разработки планов безопасного производства работ и, соответственно, без составления безопасных технологических карт.
Специальная оценка условий труда
Стимулировать работодателей контролировать и улучшать условия труда на рабочих местах, создавать эффективные рабочие места с безопасными условиями труда призвана специальная оценка условий труда на рабочих местах.
Нормативная база
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется:
-
Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
-
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 421-ФЗ).
В развитие указанных Федеральных законов принят ряд постановлений Правительства и приказов Минтруда России.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Совершенствование законодательства в области охраны труда не могло не коснуться такого важного направления, как расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно Федеральному закону № 125-ФЗ Фонд социального страхования РФ возмещает потерпевшему вред во всех случаях: ликвидирована или нет организация — причинитель вреда, виновна ли она в несчастном случае, есть ли у нее средства на выплату сумм возмещения вреда, стала ли она банкротом и др.
Вместе с тем порядок расследования несчастных случаев на производстве регулируется Трудовым кодексом РФ (ст. 227–231) и Постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 № 73, а расследование профзаболеваний — Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 967. Возникает вопрос: а почему не Федеральным законом № 125-ФЗ? Оба случая — страховые, поскольку произошли с работником при выполнении им трудовой функции и подпадают под действие указанного закона.
Порядок расследований несчастных случаев на производстве требует существенных изменений, дополнений в действующие нормативные правовые акты по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и приведения их в соответствие с законодательством РФ.
В соответствии с Федеральным законом № 421-ФЗ отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора, могут признаваться трудовыми:
- по не обжалованному в суде в установленном порядке предписанию государственного инспектора труда об устранении нарушений;
- или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами;
Обратите внимание!
Тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, произошедшие с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера, расследуются в установленном порядке государственными инспекторами труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных пострадавшим (членами его семьи) представлять его интересы в ходе расследования несчастного случая, полномочия которых подтверждены в установленном порядке (далее — доверенные лица пострадавшего).
Если в ходе расследования несчастного случая, произошедшего с лицом, выполнявшим работы на основании договора гражданско-правового характера (п. 16 настоящего Положения), были установлены сведения, дающие достаточные основания полагать, что указанным договором фактически регулировались трудовые отношения пострадавшего с работодателем, то акт о расследовании несчастного случая вместе с другими материалами расследования направляется государственным инспектором труда в суд в целях установления характера правоотношений сторон упомянутого договора.
Решение об окончательном оформлении данного несчастного случая принимается государственным инспектором труда в зависимости от существа указанного судебного решения.
Данная норма входит в противоречие с Федеральным законом № 421-ФЗ, которым государственному инспектору труда дано право выдавать предписание об устранении нарушений по этим вопросам без обязательного направления материалов расследования несчастного случая в суд для установления характера правоотношений. Обжаловать выданные предписания в установленном порядке или нет, соглашаться с ними и исполнять или обжаловать — это право работодателя.
По существующему законодательству, если нет заявления от пострадавшего, работающего по договору гражданско-правового характера, никакие расследования не проводятся, характер правоотношений не устанавливается, процедура досудебного урегулирования спорных вопросов не прописана.
В то же время огромное количество граждан в настоящее время вынуждены работать по гражданско-правовым договорам, фактически находясь в трудовых отношениях: ежедневный выход на работу в определенное место и время, выполнение поручений начальника, регламентированные перерывы на обед и т. д. — и при этом они лишены государственных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством РФ.