Отдаем журнал бесплатно!

Органическая продукция. Основные требования

В России понятие «органическая продукция» не имело нормативно-правового обоснования, указания на «экологичность» продукта часто использовались как рекламный ход, во многих случаях даже без всякого на то основания. Плохо понимали, что это за продукция, производители и потребители.

Федеральный закон № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создает полноценное правовое поле для производства и реализации органической продукции в России. Прокомментируем его основные положения.

ИСТОРИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ, СТЕРЕОТИПЫ

Стереотипы, или Органическое земледелие глазами обывателя

Есть области, в которых сформировалось множество стереотипов и ложных представлений. Яркий пример — «экологически чистые продукты». Человек выбирает продукты исходя из вкусовых предпочтений, финансовых возможностей и представлений о полезности продуктов. Представление о «полезных» продуктах не всегда бывает объективным, и виной тому навязанные стереотипы.

Для обывателя «экологически чистая продукция» — синоним безопасной, полезной и натуральной продукции. В общем это представление правильное, однако если нет четких критериев «экологичности» продукции, то создается большое поле для манипулирования  потребителем.

Органические продукты визуально невозможно отличить от обычных, следовательно, потребители вынуждены целиком и полностью надеяться на добросовестность изготовителя или независимую сертификацию (при ее наличии).

Простыми словами

Говоря простым языком, органическое сельское хозяйство — это натуральное хозяйство, в котором не используются химикаты ни в виде удобрений, ни пестицидов, ряд ветеринарных препаратов, генетически модифицированные элементы, облучающие и прочие методики.

Однако отсутствие химических средств защиты не гарантирует получение экологически чистой продукции. Вредные вещества могут уже находиться в почве, быть принесены ветром или осадками с других участков. Применение органических удобрений, например навоза, может способствовать занесению нежелательных микроорганизмов, в том числе возбудителей заболеваний человека и животных. Поэтому простой отказ от пестицидов и агрохимикатов — это еще не органическое земледелие.

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются производители органической продукции, — снижение урожайности вплоть до полной ее потери. Большую угрозу представляют возбудители болезней и вредители сельскохозяйственных растений, а также снижение плодородия почв. Поэтому ведение такого хозяйства предполагает использование специальных методик, в основе которых лежат альтернативные способы долгосрочного поддержания плодородия почв, защиты растений и лечения животных.

Биологические системы защиты растений защиты подразумевают множество  профилактических мер: оптимальные севообороты, залужение, использование сидеральных культур и биопрепаратов на основе гиперпаразитов возбудителей болезней и вредителей сельскохозяйственных культур.

МИРОВОЙ ОПЫТ

В 60-х гг. ХХ в. производители и потребители поняли, что объемы химикатов, применявшихся в земледелии и животноводстве, способны нанести вред здоровью человека и окружающей среде, и в 1972 г. была создана Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство (International Federation of Organic Agriculture Movements, IFOAM) со штаб-квартирой в Бонне (Германия). Это международная неправительственная организация, отстаивающая интересы всех организаций, занимающихся органическим сельским хозяйством.

Цель системы гарантий органического производства IFOAM — содействовать принятию во всем мире социально устойчивой, экономически выгодной, благотворной для окружающей среды системы, основанной на органических принципах ведения сельского хозяйства.

Система гарантий органического производства IFOAM способствует международной торговле, поддерживает чистоту органического производства и вызывает доверие покупателей во всем мире.

В основе Системы гарантий IFOAM — Собрание IFOAM-стандартов. Оно включает все стандарты и технические нормативы, принятые IFOAM в качестве общих целей и требований органических стандартов (COROS) — Единых требований IFOAM. Таким образом, Собрание IFOAM-стандартов — способ различить органические и неорганические стандарты.

Все стандарты и нормативные акты, отраженные в Собрании IFOAM-стандартов, признаны IFOAM в качестве единственно действующих органических стандартов и могут быть использованы для сертификации в системе гарантий.

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

3 августа 2018 г. был принят Федеральный закон № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 280-ФЗ). Но вступит в силу он только с 1 января 2020 г.

Этот Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции.

 

Обратите внимание!

Федеральный закон № 280-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой и реализацией парфюмерно-косметической продукции, лекарственных средств, семян лесных растений, продукции охоты, рыбной продукции (за исключением продукции аквакультуры).

 

Закон вводит понятия:

  • Органическая продукция — экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
  • Органическое сельское хозяйство — совокупность видов экономической деятельности, которые определены Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и при осуществлении которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв.
  • Производители органической продукции — юридические и физические лица, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию органической продукции и включены в единый государственный реестр производителей органической продукции.

Почему в нашем национальном стандарте закреплено именно понятие «органик»?

Так сложилось, что другие понятия уже имеют в продуктах питания свое значение: «эко» — произведено с минимальным влиянием на окружающую среду, «био» относится к молочным продуктам, содержащим живые бактерии (например, биокефир, биойогурт). Поэтому в законе закреплено только понятие «органические продукты».

Основные требования к производству органической продукции сформированы в ст. 4 Федерального закон № 280-ФЗ в виде 11 пунктов. Четко сформулированы запреты и ограничения, в том числе:

  • обособление производства органической продукции от производства продукции, не относящейся к органической продукции;
  • запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;
  • запрет на применение трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукции, изготовленной с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов;
  • запрет на применение ионизирующего излучения;
  • запрет на смешивание органической продукции с продукцией, не относящейся к органической, при хранении и транспортировке органической продукции;
  • запрет на использование упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе на использование поливинилхлорида для упаковки, потребительской и транспортной тары.

 

К сведению

Допускается использование биологических и профилактических методов в борьбе с негативными факторами.

Переход к органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции

Федеральным законом № 280-ФЗ при переходе к органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции установлен переходный период, в течение которого должны быть внедрены правила ведения органического сельского хозяйства и производства органической продукции, установленные действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции.

 

Обратите внимание!

Не допускается размещать маркировку органической продукции на упаковке, потребительской, транспортной таре сельскохозяйственной продукции, сырья и пищевых продуктов, произведенных в переходный период[1].

Стандартизация органической продукции в России

В России введены в действие следующие национальные стандарты:

  • ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»;
  • ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»;
  • Межгосударственный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС);
  • ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации. NEQ CAC/GL32-1999» (указаны разрешенные для производства органической продукции кормовые добавки, удобрения и другие вещества.

Эти стандарты — основа для производства, идентификации и сертификации органической продукции.

Маркировка

Согласно Федеральному закону № 280-ФЗ производители органической продукции после подтверждения соответствия производства органической продукции в соответствии со ст. 5 этого закона имеют право разместить являющуюся отличительным признаком органической продукции маркировку в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре органической продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации.

 

К сведению

Российский графический знак еще не утвержден. На его разработку, согласование, составление свода правил нанесения на упаковку продукта потребуется время. Планируется ввести знак органической продукции к сентябрю 2019 г.

 

Фактически еще какое-то время производитель, прошедший сертификацию, не сможет выделить свою продукцию с помощью узнаваемого графического символа.

В мире есть несколько основных знаков сертификации.

Переходный период

Напомним, Федеральный закон № 280-ФЗ в силу с 01.01.2020. После 01.01.2020 без наличия сертификации, выданной аккредитованной компанией, называться органическим производителем будет нельзя.

Сейчас ключевая проблема — отсутствие целостной системы сертификации и контроля за выпуском органической продукции. Сертификация органической продукции, как в Европе, в России еще не принята, специализированных органов по сертификации в России недостаточно, а признание российским законодательством зарубежных сертификационных систем не отрегулировано.

Принятие закона — большое достижение и важный шаг для развития отечественного экокластера, но полноценно он заработает только при принятии  всех подзаконных актов с четко выстроенной системой реализации и контроля.

Переходный период в полтора года между принятием закона и вступлением его в силу позволит решить ряд проблем, таких как аккредитация органов по сертификации, создание различных программ поддержки АПК с финансированием из бюджетов на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, согласно новому закону в России должен быть создан и наполнен реестр производителей органической продукции. Тестовую версию реестра планируется запустить к сентябрю 2019 г., а с 1 января 2020-го реестр должен будет функционировать в штатном режиме.

Сертификация органической продукции в России

Подтверждение соответствия изготовления органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации.

Однако добровольное подтверждение соответствия не заменяет обязательного подтверждения соответствия органической продукции в случаях, предусмотренных законодательством РФ и ЕАЭС.

Напомним, что минимальные обязательные требования к безопасности и качеству продукции приведены в Технических регламентах ЕАЭС (Таможенного союза). А уже на добровольной основе производитель имеет право заявлять соответствие своей продукции и иным стандартам, не противоречащим требованиям ТР ЕАЭС. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем с халяль-сертификацией.

Халяль-производитель подтверждает качество и безопасность своей продукции по средствам декларирования, ветеринарно-санитарной экспертизы или государственной регистрации в зависимости от требований к конкретному виду продукции и уже в дополнение к декларации, ветеринарно-санитарному заключению или свидетельству о государственной регистрации получает добровольный сертификат о соответствии установленного образца в специализированном органе по сертификации.

Сертифицировать органическое производство смогут только сертификаторы, прошедшие аккредитацию в Национальном органе по аккредитации, т. е. в Росаккредитации.

До 2018 г. действовали правила аккредитации сертификаторов всех типов продуктов питания, которые не учитывали специфических особенностей органической продукции. Принятие закона сделало необходимым введение в Росстандарте области аккредитации «Органические продукты», на что ушло больше года. Сейчас в рамках этой новой системы аккредитована первая из российских компаний — «Органик эксперт».

ЕДИНЫЙ РЕЕСТР: ЧТО ЭТО?

Всем производителям пищевой продукции хорошо знаком реестр деклараций о соответствии ЕАЭС. Федеральным законом № 280-ФЗ предусмотрено создание единого реестра производителей органической продукции, куда все сертификаторы обязаны будут вносить данные в течение трех дней после выдачи сертификата. В случае лишения сертификата данные из реестра будут оперативно удаляться.

В единый государственный реестр производителей органической продукции обязательно будут вноситься следующие сведения:

1) полное и сокращенное (при наличии) наименование, фирменное наименование, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (для юридических лиц — производителей органической продукции);

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика — физического лица — производителя органической продукции, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для физических лиц — производителей органической продукции, являющихся индивидуальными предпринимателями);

3) адрес места нахождения производства органической продукции;

4) виды производимой органической продукции;

5) регистрационный номер сертификата соответствия;

6) даты выдачи, приостановления, прекращения действия сертификата соответствия;

7) срок действия сертификата соответствия;

8) сведения об органе по сертификации, выдавшем сертификат соответствия:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименование, фирменное наименование на русском языке и место нахождения юридического лица, основной государственный регистрационный номер, дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика — для юридических лиц;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) на русском языке, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика — для индивидуальных предпринимателей.

Органы по сертификации в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем выдачи, приостановления, прекращения действия сертификатов соответствия, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 280-ФЗ, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

НАДЕЖДА НА ФЕРМЕРОВ

В европейских странах, и в Германии в частности, основным производителем органической продукции являются фермеры.

В рамках крупного хозяйства сложнее наладить органическое земледелие. Отсутствие пестицидов и агрохимикатов значительно снизит урожайность, возрастут риски полной потери урожая и снижения его качества из-за вредителей и болезней. Не каждый сельхозпроизводитель отважится на подобные риски. Хотя довольно часто и в крупных хозяйствах применяются биологические способы защиты растений в рамках интегрированной системы защиты растений.

Фермеры при наличии определенной поддержки могли бы занять свободную нишу в формирующейся нише органической продукции на рынке РФ. Но среди большинства российских фермеров пока нет четкого понимания, что такое органическое сельское хозяйство.

В целом переход на органическое земледелие связан с большими издержками, при этом не совсем ясно, насколько высоким будет спрос на органическую продукции с учетом ее высокой себестоимости и уровня благосостояния населения страны.

В БУДУЩЕЕ С ОПТИМИЗМОМ!

Переход на органическое земледелие и сертификация органической продукции — длительный и трудоемкий процесс. Для производителей результатом вложенных трудов станет право на маркировку продукции надписями и знаком установленного образца. А это и возможность реализовать продукцию по более высокой цене, и выход на новые рынки, и возможность претендовать на государственную поддержку.

Для потребителя наличие на рынке органической продукции с гарантированным отсутствием пестицидов, антибиотиков и агрохимикатов позволит формировать свой рацион в соответствии с принципами здорового образа жизни.

Но подход должен быть комплексным и включать:

  • государственную поддержку производителей органической продукции;
  • совершенствование законодательства в данной сфере (выстраивание целостной системы контроля за выпуском органической продукции);
  • создание благоприятных условий для реализации органической продукции на уровне торговых сетей;
  • решение вопроса взаимопризнания национальных и международных стандартов и сертификатов;
  • доведение до широких слоев населения информации о пользе органической продукции в формировании здорового образа жизни.

Так как органическое сельское хозяйство не допускает использования многих современных ветеринарных препаратов и агрохимикатов, риск полной потери урожая и продуктивности животных намного возрастает. В тех случаях, когда можно эффективно и надежно остановить распространение вредителей и болезней с помощью химических препаратов, более безопасные средства защиты могут не сработать. Следовательно, целесообразно выработать механизм страхования урожаев и животных от последствий эпифитотий, эпизоотий и неблагоприятных погодных факторов.

Также должны поощряться и поддерживаться научные исследования по созданию биологических препаратов, приемлемых для органического земледелия и животноводства. И хотя подобные исследования не один год проводятся, уровень их внедрения в промышленных масштабах невысок. 

 


[1] Имеется в виду не переходный период до вступления в силу Федерального закона, а период времени, за который почва очистится от остаточных количеств пестицидов и агрохимикатов, применявшихся при обычной системе земледелия.

 

А. Ю. Чухланцев,
кандидат с.-х. наук, зам. директора по научной работе ООО НПЦ «Агропищепром»

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 2, 2019.

Отдаем журнал бесплатно!

Органическая продукция. Основные требования

В России понятие «органическая продукция» не имело нормативно-правового обоснования, указания на «экологичность» продукта часто использовались как рекламный ход, во многих случаях даже без всякого на то основания. Плохо понимали, что это за продукция, производители и потребители.

Федеральный закон № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создает полноценное правовое поле для производства и реализации органической продукции в России. Прокомментируем его основные положения.

ИСТОРИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ, СТЕРЕОТИПЫ

Стереотипы, или Органическое земледелие глазами обывателя

Есть области, в которых сформировалось множество стереотипов и ложных представлений. Яркий пример — «экологически чистые продукты». Человек выбирает продукты исходя из вкусовых предпочтений, финансовых возможностей и представлений о полезности продуктов. Представление о «полезных» продуктах не всегда бывает объективным, и виной тому навязанные стереотипы.

Для обывателя «экологически чистая продукция» — синоним безопасной, полезной и натуральной продукции. В общем это представление правильное, однако если нет четких критериев «экологичности» продукции, то создается большое поле для манипулирования  потребителем.

Органические продукты визуально невозможно отличить от обычных, следовательно, потребители вынуждены целиком и полностью надеяться на добросовестность изготовителя или независимую сертификацию (при ее наличии).

Простыми словами

Говоря простым языком, органическое сельское хозяйство — это натуральное хозяйство, в котором не используются химикаты ни в виде удобрений, ни пестицидов, ряд ветеринарных препаратов, генетически модифицированные элементы, облучающие и прочие методики.

Однако отсутствие химических средств защиты не гарантирует получение экологически чистой продукции. Вредные вещества могут уже находиться в почве, быть принесены ветром или осадками с других участков. Применение органических удобрений, например навоза, может способствовать занесению нежелательных микроорганизмов, в том числе возбудителей заболеваний человека и животных. Поэтому простой отказ от пестицидов и агрохимикатов — это еще не органическое земледелие.

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются производители органической продукции, — снижение урожайности вплоть до полной ее потери. Большую угрозу представляют возбудители болезней и вредители сельскохозяйственных растений, а также снижение плодородия почв. Поэтому ведение такого хозяйства предполагает использование специальных методик, в основе которых лежат альтернативные способы долгосрочного поддержания плодородия почв, защиты растений и лечения животных.

Биологические системы защиты растений защиты подразумевают множество  профилактических мер: оптимальные севообороты, залужение, использование сидеральных культур и биопрепаратов на основе гиперпаразитов возбудителей болезней и вредителей сельскохозяйственных культур.

МИРОВОЙ ОПЫТ

В 60-х гг. ХХ в. производители и потребители поняли, что объемы химикатов, применявшихся в земледелии и животноводстве, способны нанести вред здоровью человека и окружающей среде, и в 1972 г. была создана Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство (International Federation of Organic Agriculture Movements, IFOAM) со штаб-квартирой в Бонне (Германия). Это международная неправительственная организация, отстаивающая интересы всех организаций, занимающихся органическим сельским хозяйством.

Цель системы гарантий органического производства IFOAM — содействовать принятию во всем мире социально устойчивой, экономически выгодной, благотворной для окружающей среды системы, основанной на органических принципах ведения сельского хозяйства.

Система гарантий органического производства IFOAM способствует международной торговле, поддерживает чистоту органического производства и вызывает доверие покупателей во всем мире.

В основе Системы гарантий IFOAM — Собрание IFOAM-стандартов. Оно включает все стандарты и технические нормативы, принятые IFOAM в качестве общих целей и требований органических стандартов (COROS) — Единых требований IFOAM. Таким образом, Собрание IFOAM-стандартов — способ различить органические и неорганические стандарты.

Все стандарты и нормативные акты, отраженные в Собрании IFOAM-стандартов, признаны IFOAM в качестве единственно действующих органических стандартов и могут быть использованы для сертификации в системе гарантий.

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

3 августа 2018 г. был принят Федеральный закон № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 280-ФЗ). Но вступит в силу он только с 1 января 2020 г.

Этот Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции.

 

Обратите внимание!

Федеральный закон № 280-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой и реализацией парфюмерно-косметической продукции, лекарственных средств, семян лесных растений, продукции охоты, рыбной продукции (за исключением продукции аквакультуры).

 

Закон вводит понятия:

  • Органическая продукция — экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
  • Органическое сельское хозяйство — совокупность видов экономической деятельности, которые определены Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и при осуществлении которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв.
  • Производители органической продукции — юридические и физические лица, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию органической продукции и включены в единый государственный реестр производителей органической продукции.

Почему в нашем национальном стандарте закреплено именно понятие «органик»?

Так сложилось, что другие понятия уже имеют в продуктах питания свое значение: «эко» — произведено с минимальным влиянием на окружающую среду, «био» относится к молочным продуктам, содержащим живые бактерии (например, биокефир, биойогурт). Поэтому в законе закреплено только понятие «органические продукты».

Основные требования к производству органической продукции сформированы в ст. 4 Федерального закон № 280-ФЗ в виде 11 пунктов. Четко сформулированы запреты и ограничения, в том числе:

  • обособление производства органической продукции от производства продукции, не относящейся к органической продукции;
  • запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;
  • запрет на применение трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукции, изготовленной с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов;
  • запрет на применение ионизирующего излучения;
  • запрет на смешивание органической продукции с продукцией, не относящейся к органической, при хранении и транспортировке органической продукции;
  • запрет на использование упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе на использование поливинилхлорида для упаковки, потребительской и транспортной тары.

 

К сведению

Допускается использование биологических и профилактических методов в борьбе с негативными факторами.

Переход к органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции

Федеральным законом № 280-ФЗ при переходе к органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции установлен переходный период, в течение которого должны быть внедрены правила ведения органического сельского хозяйства и производства органической продукции, установленные действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции.

 

Обратите внимание!

Не допускается размещать маркировку органической продукции на упаковке, потребительской, транспортной таре сельскохозяйственной продукции, сырья и пищевых продуктов, произведенных в переходный период[1].

Стандартизация органической продукции в России

В России введены в действие следующие национальные стандарты:

  • ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»;
  • ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»;
  • Межгосударственный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС);
  • ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации. NEQ CAC/GL32-1999» (указаны разрешенные для производства органической продукции кормовые добавки, удобрения и другие вещества.

Эти стандарты — основа для производства, идентификации и сертификации органической продукции.

Маркировка

Согласно Федеральному закону № 280-ФЗ производители органической продукции после подтверждения соответствия производства органической продукции в соответствии со ст. 5 этого закона имеют право разместить являющуюся отличительным признаком органической продукции маркировку в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре органической продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации.

 

К сведению

Российский графический знак еще не утвержден. На его разработку, согласование, составление свода правил нанесения на упаковку продукта потребуется время. Планируется ввести знак органической продукции к сентябрю 2019 г.

 

Фактически еще какое-то время производитель, прошедший сертификацию, не сможет выделить свою продукцию с помощью узнаваемого графического символа.

В мире есть несколько основных знаков сертификации.

Переходный период

Напомним, Федеральный закон № 280-ФЗ в силу с 01.01.2020. После 01.01.2020 без наличия сертификации, выданной аккредитованной компанией, называться органическим производителем будет нельзя.

Сейчас ключевая проблема — отсутствие целостной системы сертификации и контроля за выпуском органической продукции. Сертификация органической продукции, как в Европе, в России еще не принята, специализированных органов по сертификации в России недостаточно, а признание российским законодательством зарубежных сертификационных систем не отрегулировано.

Принятие закона — большое достижение и важный шаг для развития отечественного экокластера, но полноценно он заработает только при принятии  всех подзаконных актов с четко выстроенной системой реализации и контроля.

Переходный период в полтора года между принятием закона и вступлением его в силу позволит решить ряд проблем, таких как аккредитация органов по сертификации, создание различных программ поддержки АПК с финансированием из бюджетов на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, согласно новому закону в России должен быть создан и наполнен реестр производителей органической продукции. Тестовую версию реестра планируется запустить к сентябрю 2019 г., а с 1 января 2020-го реестр должен будет функционировать в штатном режиме.

Сертификация органической продукции в России

Подтверждение соответствия изготовления органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации.

Однако добровольное подтверждение соответствия не заменяет обязательного подтверждения соответствия органической продукции в случаях, предусмотренных законодательством РФ и ЕАЭС.

Напомним, что минимальные обязательные требования к безопасности и качеству продукции приведены в Технических регламентах ЕАЭС (Таможенного союза). А уже на добровольной основе производитель имеет право заявлять соответствие своей продукции и иным стандартам, не противоречащим требованиям ТР ЕАЭС. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем с халяль-сертификацией.

Халяль-производитель подтверждает качество и безопасность своей продукции по средствам декларирования, ветеринарно-санитарной экспертизы или государственной регистрации в зависимости от требований к конкретному виду продукции и уже в дополнение к декларации, ветеринарно-санитарному заключению или свидетельству о государственной регистрации получает добровольный сертификат о соответствии установленного образца в специализированном органе по сертификации.

Сертифицировать органическое производство смогут только сертификаторы, прошедшие аккредитацию в Национальном органе по аккредитации, т. е. в Росаккредитации.

До 2018 г. действовали правила аккредитации сертификаторов всех типов продуктов питания, которые не учитывали специфических особенностей органической продукции. Принятие закона сделало необходимым введение в Росстандарте области аккредитации «Органические продукты», на что ушло больше года. Сейчас в рамках этой новой системы аккредитована первая из российских компаний — «Органик эксперт».

ЕДИНЫЙ РЕЕСТР: ЧТО ЭТО?

Всем производителям пищевой продукции хорошо знаком реестр деклараций о соответствии ЕАЭС. Федеральным законом № 280-ФЗ предусмотрено создание единого реестра производителей органической продукции, куда все сертификаторы обязаны будут вносить данные в течение трех дней после выдачи сертификата. В случае лишения сертификата данные из реестра будут оперативно удаляться.

В единый государственный реестр производителей органической продукции обязательно будут вноситься следующие сведения:

1) полное и сокращенное (при наличии) наименование, фирменное наименование, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (для юридических лиц — производителей органической продукции);

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика — физического лица — производителя органической продукции, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для физических лиц — производителей органической продукции, являющихся индивидуальными предпринимателями);

3) адрес места нахождения производства органической продукции;

4) виды производимой органической продукции;

5) регистрационный номер сертификата соответствия;

6) даты выдачи, приостановления, прекращения действия сертификата соответствия;

7) срок действия сертификата соответствия;

8) сведения об органе по сертификации, выдавшем сертификат соответствия:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименование, фирменное наименование на русском языке и место нахождения юридического лица, основной государственный регистрационный номер, дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика — для юридических лиц;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) на русском языке, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика — для индивидуальных предпринимателей.

Органы по сертификации в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем выдачи, приостановления, прекращения действия сертификатов соответствия, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 280-ФЗ, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

НАДЕЖДА НА ФЕРМЕРОВ

В европейских странах, и в Германии в частности, основным производителем органической продукции являются фермеры.

В рамках крупного хозяйства сложнее наладить органическое земледелие. Отсутствие пестицидов и агрохимикатов значительно снизит урожайность, возрастут риски полной потери урожая и снижения его качества из-за вредителей и болезней. Не каждый сельхозпроизводитель отважится на подобные риски. Хотя довольно часто и в крупных хозяйствах применяются биологические способы защиты растений в рамках интегрированной системы защиты растений.

Фермеры при наличии определенной поддержки могли бы занять свободную нишу в формирующейся нише органической продукции на рынке РФ. Но среди большинства российских фермеров пока нет четкого понимания, что такое органическое сельское хозяйство.

В целом переход на органическое земледелие связан с большими издержками, при этом не совсем ясно, насколько высоким будет спрос на органическую продукции с учетом ее высокой себестоимости и уровня благосостояния населения страны.

В БУДУЩЕЕ С ОПТИМИЗМОМ!

Переход на органическое земледелие и сертификация органической продукции — длительный и трудоемкий процесс. Для производителей результатом вложенных трудов станет право на маркировку продукции надписями и знаком установленного образца. А это и возможность реализовать продукцию по более высокой цене, и выход на новые рынки, и возможность претендовать на государственную поддержку.

Для потребителя наличие на рынке органической продукции с гарантированным отсутствием пестицидов, антибиотиков и агрохимикатов позволит формировать свой рацион в соответствии с принципами здорового образа жизни.

Но подход должен быть комплексным и включать:

  • государственную поддержку производителей органической продукции;
  • совершенствование законодательства в данной сфере (выстраивание целостной системы контроля за выпуском органической продукции);
  • создание благоприятных условий для реализации органической продукции на уровне торговых сетей;
  • решение вопроса взаимопризнания национальных и международных стандартов и сертификатов;
  • доведение до широких слоев населения информации о пользе органической продукции в формировании здорового образа жизни.

Так как органическое сельское хозяйство не допускает использования многих современных ветеринарных препаратов и агрохимикатов, риск полной потери урожая и продуктивности животных намного возрастает. В тех случаях, когда можно эффективно и надежно остановить распространение вредителей и болезней с помощью химических препаратов, более безопасные средства защиты могут не сработать. Следовательно, целесообразно выработать механизм страхования урожаев и животных от последствий эпифитотий, эпизоотий и неблагоприятных погодных факторов.

Также должны поощряться и поддерживаться научные исследования по созданию биологических препаратов, приемлемых для органического земледелия и животноводства. И хотя подобные исследования не один год проводятся, уровень их внедрения в промышленных масштабах невысок. 

 


[1] Имеется в виду не переходный период до вступления в силу Федерального закона, а период времени, за который почва очистится от остаточных количеств пестицидов и агрохимикатов, применявшихся при обычной системе земледелия.

 

А. Ю. Чухланцев,
кандидат с.-х. наук, зам. директора по научной работе ООО НПЦ «Агропищепром»

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 2, 2019.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам