Отдаем журнал бесплатно!

Производственный контроль за условиями труда: новые единые требования — основа управления профрисками в СУОТ

Несмотря на то что в начале этого года произошла масштабная замена нормативных требований, в части организации и проведения производственного контроля основополагающие требования не изменились.

С 1999 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны проводить производственный контроль[1] в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если другое не предусмотрено федеральным законом[2].

Согласно требованиям Федерального закона № 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. В этой части Закон противоречит трудовому законодательству, которое разрешает работать во вредных условиях труда, если выполнен ряд предупредительных и компенсаторных мер, что прямо установлено Трудовым кодексом РФ и его подзаконными актами.

Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации[3].

Но именно санитарные правила и порубила в капусту «регуляторная гильотина», и с нового года нормативные требования изменились, убрана большая часть противоречий.

ИЗМЕНЕНИЯ В НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Все началось с того, что в середине октября 2020 г. было опубликовано Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1631 «Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора»[4]. С 1 января 2021 г. Постановление № 1631 отменило:

 

  • СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий»[5];
  • СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»[6];
  • СанПиН 2.2.3.2887-11 «Гигиенические требования при производстве и использовании хризотила и хризотилсодержащих материалов»[7];
  • СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ»[8];
  • СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ»[9];
  • СанПиН 2.2.2.1332-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике»[10];
  • СанПиН 2.2.3.1385-03 «Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций»[11];
  • СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин»[12].

В конце декабря 2020 г. опубликовано Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40. Этим документом:

  • утверждены и введены в действие СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»[13] со сроком действия с 1 января 2021 г. до 1 января 2027 г.;
  • признаны утратившими силу с 1 января 2021 г. СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов»[14] со всеми внесенными в них изменениями.

То есть в ближайшие шесть лет, а именно по 31 декабря 2026 г., требования к условиям труда будут определяться СП 2.2.2670-20, а дальше — увидим.

«Регуляторная гильотина» не закончилась 1 января этого года. Когда новые нормативные акты будут применяться, оценят их регулирующее воздействие и правоприменительную практику. В процессе какие-то требования будут исключены, изменены или введены заново, что прямо прописано в Федеральном законе от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»[15]. По сути, этот механизм превращает «регуляторную гильотину» в перманентно действующую «регуляторную мясорубку».

Результаты реализации Роспотребнадзором этого механизма на сегодняшний день выглядят следующим образом:

 

Продлено действие

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов […] в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”»[16]

229 документов, в том числе:

• до 01.03.2021 — 174 документа;

• до 01.09.2021 — 17 документов;

• до 01.01.2022 – 8 документов;

• бессрочно — 30 документов

 

 

Отменено действие

Постановление № 1631

 111 документов

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31.12.2020 № 46 «О признании утратившими силу отдельных санитарных правил и гигиенических нормативов»

 15 документов

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”»[17]

 135 документов

В целом количество документов в области санэпидзаконодательства сократилось на 97,6 %[18].

Из всего «фарша», образовавшегося после нового года в части производственного контроля условий труда, нужно уяснить главное: новые правила устанавливают единые обязательные требования к тому, как обеспечить безопасные для человека условия труда, и скомпилированы из отдельных требований 11 ранее действовавших документов.

Все предшественники СП 2.2.3670-20 утратили силу 1 января 2021 г.[19], кроме СанПиН 1.2.2353-08, который не действует с 1 марта 2021 г. на основании Постановления № 2. Причем этим же Постановлением утвержден и введен в действие с 1 марта по 28 февраля 2027 г. СанПиН 1.2.3685-21, который регламентирует предельно допустимые уровни значений факторов на рабочих местах.

Суть изменений:

  • из санитарных правил исключены требования по оценке риска здоровью (в частности по шуму) и все, что касается оценки профессиональных рисков, регламентируется не санитарным, а трудовым законодательством и будет «упаковано» в разд. Х ТК РФ (будет рассмотрен во втором чтении в весеннюю сессию Госдумы);
  • номенклатура, объем и периодичность мероприятий производственного контроля определяются локальным актом работодателя (исключая параметры микроклимата и некоторые другие, периодичность которых прямо прописана в СП 2.2.3670-20);
  • мониторингу подлежат только те факторы, параметры которых выходят за пределы гигиенических нормативов (установлены разд. V СанПиН 1.2.3685-21).

 


[1] Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13.07.2020; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ).

[2] Часть 2 ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ.

[3] Часть 1 ст. 25 Федерального закона № 52-ФЗ.

[4] В ред. от 31.12.2020; далее — Постановление № 1631.

[5] Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 88 (в ред. от 17.05.2010; далее — СП 2.2.1.1312-03).

[6] Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003 № 100 (далее — СП 2.2.2.1327-03).

[7] Утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 01.07.2011 № 87 (в ред. от 03.07.2015; далее — СанПиН 2.2.3.2887-11).

[8] Утвержден Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 04.07.1996 № 12 (далее — СанПиН 2.2.2.540-96).

[9] Утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.07.2011 № 102 (в ред. от 10.06.2016; далее — СанПиН 2.2.2948-11).

[10] Введен в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 № 107 (в ред. от 07.09.2010; далее — СанПиН 2.2.2.1332-03).

[11] Введен в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 № 142 (в ред. от 03.09.2010; далее — СанПиН 2.2.3.1385-03).

[12] Утвержден Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 № 32 (далее — СанПиН 2.2.0.555-96).

[13] Далее — СП 2.2.3670-20.

[14] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 (в ред. от 20.02.2018; далее — СП 2.2.9.2510-09).

[15] См. также: Подберезина С. Г. Производственный контроль за условиями труда: новые единые требования — основа управления профрисками в СУОТ.

[16] Далее — Постановление № 2467.

[17] Далее — Постановление № 2; СанПиН 1.2.3685-21.

[18] https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=126630&sphrase_id=3093910.

[19] Постановление № 1631.

[20] Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 (в ред. от 27.03.2007; далее — СП 1.1.1058-01).

С. Г. Подберезина, эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 2, 2021.

Отдаем журнал бесплатно!

Производственный контроль за условиями труда: новые единые требования — основа управления профрисками в СУОТ

Несмотря на то что в начале этого года произошла масштабная замена нормативных требований, в части организации и проведения производственного контроля основополагающие требования не изменились.

С 1999 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны проводить производственный контроль[1] в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если другое не предусмотрено федеральным законом[2].

Согласно требованиям Федерального закона № 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. В этой части Закон противоречит трудовому законодательству, которое разрешает работать во вредных условиях труда, если выполнен ряд предупредительных и компенсаторных мер, что прямо установлено Трудовым кодексом РФ и его подзаконными актами.

Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации[3].

Но именно санитарные правила и порубила в капусту «регуляторная гильотина», и с нового года нормативные требования изменились, убрана большая часть противоречий.

ИЗМЕНЕНИЯ В НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Все началось с того, что в середине октября 2020 г. было опубликовано Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1631 «Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора»[4]. С 1 января 2021 г. Постановление № 1631 отменило:

 

  • СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий»[5];
  • СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»[6];
  • СанПиН 2.2.3.2887-11 «Гигиенические требования при производстве и использовании хризотила и хризотилсодержащих материалов»[7];
  • СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ»[8];
  • СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ»[9];
  • СанПиН 2.2.2.1332-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике»[10];
  • СанПиН 2.2.3.1385-03 «Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций»[11];
  • СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин»[12].

В конце декабря 2020 г. опубликовано Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40. Этим документом:

  • утверждены и введены в действие СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»[13] со сроком действия с 1 января 2021 г. до 1 января 2027 г.;
  • признаны утратившими силу с 1 января 2021 г. СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов»[14] со всеми внесенными в них изменениями.

То есть в ближайшие шесть лет, а именно по 31 декабря 2026 г., требования к условиям труда будут определяться СП 2.2.2670-20, а дальше — увидим.

«Регуляторная гильотина» не закончилась 1 января этого года. Когда новые нормативные акты будут применяться, оценят их регулирующее воздействие и правоприменительную практику. В процессе какие-то требования будут исключены, изменены или введены заново, что прямо прописано в Федеральном законе от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»[15]. По сути, этот механизм превращает «регуляторную гильотину» в перманентно действующую «регуляторную мясорубку».

Результаты реализации Роспотребнадзором этого механизма на сегодняшний день выглядят следующим образом:

 

Продлено действие

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов […] в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”»[16]

229 документов, в том числе:

• до 01.03.2021 — 174 документа;

• до 01.09.2021 — 17 документов;

• до 01.01.2022 – 8 документов;

• бессрочно — 30 документов

 

 

Отменено действие

Постановление № 1631

 111 документов

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31.12.2020 № 46 «О признании утратившими силу отдельных санитарных правил и гигиенических нормативов»

 15 документов

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”»[17]

 135 документов

В целом количество документов в области санэпидзаконодательства сократилось на 97,6 %[18].

Из всего «фарша», образовавшегося после нового года в части производственного контроля условий труда, нужно уяснить главное: новые правила устанавливают единые обязательные требования к тому, как обеспечить безопасные для человека условия труда, и скомпилированы из отдельных требований 11 ранее действовавших документов.

Все предшественники СП 2.2.3670-20 утратили силу 1 января 2021 г.[19], кроме СанПиН 1.2.2353-08, который не действует с 1 марта 2021 г. на основании Постановления № 2. Причем этим же Постановлением утвержден и введен в действие с 1 марта по 28 февраля 2027 г. СанПиН 1.2.3685-21, который регламентирует предельно допустимые уровни значений факторов на рабочих местах.

Суть изменений:

  • из санитарных правил исключены требования по оценке риска здоровью (в частности по шуму) и все, что касается оценки профессиональных рисков, регламентируется не санитарным, а трудовым законодательством и будет «упаковано» в разд. Х ТК РФ (будет рассмотрен во втором чтении в весеннюю сессию Госдумы);
  • номенклатура, объем и периодичность мероприятий производственного контроля определяются локальным актом работодателя (исключая параметры микроклимата и некоторые другие, периодичность которых прямо прописана в СП 2.2.3670-20);
  • мониторингу подлежат только те факторы, параметры которых выходят за пределы гигиенических нормативов (установлены разд. V СанПиН 1.2.3685-21).

 


[1] Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13.07.2020; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ).

[2] Часть 2 ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ.

[3] Часть 1 ст. 25 Федерального закона № 52-ФЗ.

[4] В ред. от 31.12.2020; далее — Постановление № 1631.

[5] Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 88 (в ред. от 17.05.2010; далее — СП 2.2.1.1312-03).

[6] Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003 № 100 (далее — СП 2.2.2.1327-03).

[7] Утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 01.07.2011 № 87 (в ред. от 03.07.2015; далее — СанПиН 2.2.3.2887-11).

[8] Утвержден Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 04.07.1996 № 12 (далее — СанПиН 2.2.2.540-96).

[9] Утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.07.2011 № 102 (в ред. от 10.06.2016; далее — СанПиН 2.2.2948-11).

[10] Введен в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 № 107 (в ред. от 07.09.2010; далее — СанПиН 2.2.2.1332-03).

[11] Введен в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 № 142 (в ред. от 03.09.2010; далее — СанПиН 2.2.3.1385-03).

[12] Утвержден Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 № 32 (далее — СанПиН 2.2.0.555-96).

[13] Далее — СП 2.2.3670-20.

[14] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 (в ред. от 20.02.2018; далее — СП 2.2.9.2510-09).

[15] См. также: Подберезина С. Г. Производственный контроль за условиями труда: новые единые требования — основа управления профрисками в СУОТ.

[16] Далее — Постановление № 2467.

[17] Далее — Постановление № 2; СанПиН 1.2.3685-21.

[18] https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=126630&sphrase_id=3093910.

[19] Постановление № 1631.

[20] Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 (в ред. от 27.03.2007; далее — СП 1.1.1058-01).

С. Г. Подберезина, эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 2, 2021.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам