При принятии закона «О техническом регулировании» российские законодатели преследовали благую цель — реформировать отечественный госконтроль продукции, включая товары народного потребления, связанных с ней процессов, а также работ и услуг в интересах не только нашего бизнеса, но также и потребителей. Несмотря на многочисленные недостатки, реформа все же продолжается. Каким темпами?
Хотели как лучше, а получилось как всегда
Начало крупномасштабной реформы действующей системы стандартов качества товаров (работ и услуг), норм, правил и нормативов положил Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 06.12.2011, с изм. и доп. от 23.01.2012; далее — Федеральный закон № 184-ФЗ), который вступил в силу с 1 июля 2003 года. Этот закон установил основные направления и механизмы реформы технического регулирования и направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с ней процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей.
Наряду с этим закон предусматривает постепенный отказ от подзаконного правового регулирования отношений, возникающих при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований, предъявляемых к продукции и процессам ее производства и обращения, а также замену полного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов установлением лишь минимальных требований к уровню безопасности и создание новой системы технического регулирования. Основополагающим элементом этой системы должен стать технический регламент.
Анализ норм Федерального закона № 184-ФЗ позволяет сделать следующий вывод: значение технических регламентов состоит в том, что они выступают в качестве единых и постоянных (стабильных) критериев безопасности объектов технического регулирования, с одной стороны, принуждая производителя выпускать продукцию, отвечающую заданным требованиям безопасности, а с другой — указывая потребителю, какой эта продукция должна быть. Вместе с тем они призваны повысить значимость обязательных требований к продукции и процессам ее производства и обращения, сделать их более стабильными и юридически конкретными и воспрепятствовать их произвольному толкованию и применению. В этом состоит их коренное отличие от действовавшей до недавнего времени системы государственных и отраслевых стандартов.
То есть законодателями при принятии закона преследовалась благая цель, однако на практике все получилось не так, как хотели, а как всегда.
17 первоочередных техрегламентов
Первоначально законодатели планировали, что до 1 января 2010 года будут приняты 17 первоочередных технических регламентов (ст. 9 Федерального закона № 184-ФЗ). Однако в установленный срок было разработано и принято только десять технических регламентов. При этом с 1 июля 2010 года в соответствии с законом все нормативные правовые акты и нормативные документы, содержащие обязательные требования безопасности к продукции и процессам производства, в отношении которых технические регламенты не будут приняты, должны прекратить свое действие. Кроме того, в соответствии с законом также оказались фактически «заморожены» все нормативные и нормативно-правовые документы, устанавливающие требования безопасности и регулирующие промышленный и потребительский рынок, которые подлежат обязательному исполнению, в соответствии со ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ, только в части, соответствующей следующим целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Таким образом, прежние требования к качеству продукции подменили требованиями лишь к ее безопасности.
В итоге реализация Федерального закона № 184-ФЗ привела к массовым необоснованным отступлениям в проектах технических регламентов от общепринятых стандартов, норм и правил — отечественных и зарубежных. Последствия этого обстоятельства можно наблюдать на российском рынке.
По прошествии девяти лет
Так, в статье Андрея Евпланова «83 % обманутых», опубликованной в «Российской бизнес-газете» от 14 апреля 2009 г., подготовленной на основе данных опроса потребителей, проведенного Союзом потребителей России, отмечается следующее: «Резко увеличилось количество жалоб от покупателей на некачественные продовольственные товары. Некачественные продукты стали причиной роста заболеваний, связанных с пищевыми отравлениями (их число выросло на 52 %). Ужасает то, что такая тенденция становится повсеместной: некачественные продукты продают в столицах и маленьких провинциальных городах». При этом с прилавков исчезли десятки групп товаров народного потребления и продовольствия. Там давно уже нет сливочного маргарина, бутербродного и крестьянского сливочного масла, фасованных сухих молочных и сливочных консервов...
Но разрабатываются и внедряются стандарты, искажающие основной принцип демократии товарообмена — право выбора потребителем товара по объективным показателям. Для этого спешно пересматриваются терминологические национальные стандарты и нормативные документы, внедрение которых разрушает национальные виды продукции, оставляя при этом для обмана их национальные наименования1. Серьезные опасения вызывает и обилие фальсифицированных препаратов на лекарственном рынке России, отмечается в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации2. По оценкам специалистов, с каждым годом количество фальсифицированных препаратов увеличивается, что представляет серьезную опасность для здоровья граждан. Причиной этого является отсутствие должного контроля за качеством закупаемых аптеками у производителя и продаваемых гражданам лекарственных средств. Тревожную информацию о качестве продукции на отечественном фармацевтическом рынке приводит академик РАМН, профессор Лопатин П. В.3
Прошло почти девять лет, как начал действовать Федеральный закон № 184-ФЗ. Опыт разработки проектов технических регламентов и применения отдельных положений этого закона на практике выявили необходимость срочной его корректировки. Предложения по поправкам готовились в течение нескольких лет и были реализованы путем принятия нескольких Федеральных законов от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 01.05.2007 № 65-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 18.07.2009 № 189-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 30.12.2009 № 384-ФЗ и др. Последние изменения вносились в закон в декабре прошлого года (Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ).
Однако основной недостаток закона в том, что он не дает четкого ответа на главный вопрос: кто в России отвечает за качество товаров? — и указанными поправками не разрешен. Эта проблема, по мнению представителей Торгово-промышленной палаты РФ4, должна разрешаться посредством саморегулирования рынка. То есть потребитель при приобретении товаров должен сам делать выбор, какой товар и какого производителя ему покупать. Практику разделения ответственности Россия переняла у европейских стран, где она формировалась долгими годами конкуренции и развитым потребительским образованием, чего в нашей стране не было и нет. Для обеспечения свободного выхода отечественной продукции на мировой рынок недостаточно привести свою нормативную базу в соответствие с европейскими требованиями. Основным критерием все-таки было и остается качество предлагаемой продукции по ее объективным показателям.
Вместе с тем к настоящему времени в Российской Федерации действует большое количество технических регламентов, которые приняты в целях реализации положений Федерального закона № 184-ФЗ. Эти регламенты введены в действие Федеральными законами и Постановлениями Правительства РФ. Кроме того, действуют технические регламенты Таможенного союза, которые применяются на территории стран этого союза: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Эти регламенты стали плодом начатой реформы технического регулирования и свидетельствуют о том что она не стоит на месте а продолжается.
Для наглядности приведем информацию о технических регламентах в виде таблиц.
Технические регламенты Таможенного союза
Технический регламент |
Нормативный акт, |
Примечание |
«О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу
через 3 года с |
«О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу
через 3 года с |
«О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу
через 3 года с |
«О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«О безопасности пиротехнических изделий» (ТР ТС 006/2011) |
Решение Комиссии |
Действует |
«О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«О безопасности игрушек» |
Решение Комиссии |
Вступает с силу |
«О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» (ТР ТС 016/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
«Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (ТР ТС 023/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
Технический регламент на масложировую продукцию (ТР ТС 024/2011) |
Решение Комиссии |
Вступает в силу |
Технические регламенты Российской Федерации
Технический регламент |
Нормативный акт, утвердивший |
Примечание |
Технический регламент на масложировую продукцию |
Федеральный закон от 24.06.2008 № 90-ФЗ |
Действует |
Технический регламент на молоко и молочную продукцию |
Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ |
Действует |
Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей |
Федеральный закон от 27.10.2008 № 178-ФЗ |
Действует |
Технический регламент о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе |
Постановление Правительства РФ от 11.02.2010 № 65 |
Действует |
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений |
Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ |
Действует |
Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств |
Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 |
Действует |
Технический регламент о безопасности лифтов |
Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 № 782 |
Действует |
Технический регламент о безопасности машин и оборудования |
Постановление Правительства РФ от 15.09.2009 № 753 |
Действует |
Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта |
Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 |
Действует |
Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта |
Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 620 |
Действует |
Технический регламент о безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий |
Постановление Правительства РФ от 24.12.2009 № 1082 |
Утратил силу |
Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления |
Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 |
Действует |
Технический регламент о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту |
Постановление |
Действует |
Технический регламент о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ |
Постановление Правительства РФ от 12.10.2005 № 609 |
Действует |
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности |
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ |
Действует |
Технический регламент на табачную продукцию |
Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ |
Действует |
Технический регламент о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии |
Постановление Правительства РФ от 26.01.2010 № 29 |
Действует
(за исключением |
Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования |
Федеральный закон от 27.12.2009 № 347-ФЗ |
Действие приостановлено |
Технический регламент о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах |
Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 № 86 |
Действие приостановлено |
Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков |
Постановление Правительства РФ от 07.04.2009 № 307 |
Действие приостановлено |
Технический регламент о безопасности средств индивидуальной защиты |
Постановление |
Вступает в силу с 1 июля 2012 года |
Технический регламент о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта |
Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 533 |
Вступает в силу
через 3 года со |
Технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта |
Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 525 |
Вступает в силу
через 3 года со |
Технический регламент о безопасности железнодорожного подвижного состава |
Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 524 |
Вступает в силу
через 3 года со |
1 См.: Гераймович О. Очередной удар по экономике России: коммерциализация национальной стандартизации // Промышленные ведомости. 2006. № 11-12.
2 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь // Российская газета. 2009. 17 апреля № 4892.
3 См.: Лопатин П.В. Социальная ответственность фармрынка // Российские аптеки. 2008. № 7.
4 См.: Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008 - 2011 гг. (утв. Торгово-промышленной палатой РФ). Гл. 2.4 // Система «Гарант», 2009.