Санитарные-эпидемиологические требования к размещению школ и детских садов
Можно ли в сельской местности размещать малокомплектные школы или детские сады в общественных зданиях, где имеются клубы, дома культуры и подобные учреждения, либо в пустующих зданиях? Как смотрит на это санитарное законодательство?
Размещение детских садов и школ производится в точном соответствии с действующими нормативными актами. Этими актами установлены в том числе и единые санитарно-эпидемиологические требования к размещению дошкольных организаций и общеобразовательных учреждений – вне зависимости от того, являются ли такие организации (учреждения) малокомплектными или нет.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации режима работы дошкольных организаций установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (в ред. от 20.12.2010).). Соответствующие разделы их определяют общие требования к размещению дошкольных организаций, а также требования к их зданиям, помещениям, их оборудованию и содержанию.
Прежде всего обратим внимание на то, что согласно СанПиН 2.4.1.2660-10, объекты дошкольных учреждений (здания и прилегающая территория) должны располагаться в пределах земельных участков, в отношении которых имеется выданное в установленном порядке заключение о соответствии санитарным (санитарно-эпидемиологическим) правилам, в общем случае — на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц (межквартальных проездов) на расстояние, обеспечивающее соответствие уровней шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов, но не менее чем на 25 м. Объекты дошкольных организаций следует располагать в пределах установленных (для соответствующих типов населенных пунктов) значений радиуса пешеходной доступности (300–500 м от ближайшей остановки общественного транспорта).
Расположение зданий дошкольных организаций должно обеспечивать нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений, игровых площадок. Отметим также, что через территорию дошкольных организаций не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения, в частности линии (сети) канализации, водо-, тепло- и энергоснабжения.
Правила устанавливают конкретные требования к этажности зданий дошкольных организаций, их оборудованию — они должны быть 2–3-этажным[1]. Входы в здания должны быть оборудованы тамбурами, а групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста иметь самостоятельный вход с участка[2]. Для осуществления надлежащего проветривания всех основных помещений дошкольных организаций окна должны быть обеспечены исправными и функционирующими во все сезоны года откидными фрамугами и форточками. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Вновь строящиеся и реконструируемые здания дошкольных организаций должны иметь установленный СанПиН 2.4.1.2660-10 набор помещений, а помещения, в свою очередь, определенный состав функциональных зон. Например, в помещении групповой ячейки должны иметься:
• раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды);
• групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи);
• зона отдыха (спальня);
• буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды);
•туалетная (совмещенная с умывальной).
В отдельных помещениях оборудуются пищевой и медицинский блоки, кладовые, залы для музыкальных и физкультурных занятий, а также для занятий с использованием компьютерной техники.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации режима работы общеобразовательных учреждений установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (в ред. от 29.06.2011). Соответствующие разделы определяют общие требования к размещению общеобразовательных учреждений, а также требования к их зданиям, помещениям, их оборудованию и содержанию.
Как и в случае с дошкольными организациями, объекты общеобразовательных учреждений должны располагаться в пределах земельных участков, в отношении которых имеется выданное в установленном порядке заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам. Оптимальная пешеходная доступность объектов общеобразовательных учреждений — 500 м.
Архитектурно-планировочные решения здания общеобразовательного учреждения должны обеспечивать:[3]
• исключение вредного воздействия факторов среды обитания в общеобразовательном учреждении на жизнь и здоровье обучающихся;
• выделение в отдельный блок учебных помещений начальных классов с выходами на участок;
• расположение рекреационных помещений в непосредственной близости к учебным помещениям;
• размещение на верхних этажах (выше третьего этажа) учебных помещений и кабинетов, посещаемых обучающимися 8–11 классов, административно-хозяйственные помещения;
• размещение учебных мастерских, актовых и спортзалов, помещений для кружковой работы с соблюдением требований строительных норм и правил и настоящих санитарных правил.
Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Высота помещений должна составлять не менее 2,75 м. Полы должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум — без щелей, дефектов и механических повреждений. Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей.
Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:
• не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося (при фронтальных формах занятий);
• не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося (при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий).
Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Набор помещений для организации питания обучающихся должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Помещения медицинского назначения (кабинет врача, медицинский (процедурный) кабинет и др.) должны быть сгруппированы в одном блоке и размещены на первом этаже здания.
На каждом этаже должны размещаться туалеты[4] для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями, количество санитарных приборов определяется из расчета:
• 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек;
• 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков.
Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек.
В санитарных узлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги, электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Унитазы оборудуются сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами. Для хранения всего уборочного инвентаря (кроме инвентаря, предназначенного для уборки помещений пищеблока и медицинского назначения), выделяется отдельное место (помещение или его обособленная часть) со шкафом.
Порядок медосмотра для работающих по договору подряда
Разъясните, пожалуйста, порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также для работников выполняющих работы по договору подряда. Нужно ли включать этих «подрядчиков» в список на медицинский осмотр? Дело в том, что на нашем предприятии, где производятся кондитерские изделия, недавно была проверка. И у нескольких рабочих, которые трудятся по договору подряда, не оказалось документов, подтверждающих прохождение медосмотров. Нас оштрафовали и предупредили, что мы нарушили закон. Правильно ли это?
Необходимость проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, работа которых связана с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, установлена ст. 69, 76, 212 и 213 Трудового кодекса РФ. Финансируются эти мероприятия за счет работодателя или за счет части страховых взносов работодателя.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н с 01.01.2012 вводится новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда. Данным приказом утверждены перечни вредных опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, а также порядок проведения медосмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда. В документе установлена периодичность прохождения медосмотров. Напоминаю читателям, что материал по этой теме был опубликован в № 1 (2012) журнала.
Предмет трудового договора, заключается в обязанности работника лично выполнять определенную трудовую функцию, то есть работу по определенной специальности, квалификации или должности в общем процессе труда в данной организации, подчиняться в процессе выполнения своей трудовой функции установленным в организации правилам внутреннего трудового распорядка, и в обязанности работодателя предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, организовать труд работника, создать ему нормальные условия труда, обеспечить охрану труда, выплачивать вознаграждение в установленные сроки и по заранее установленным нормам. Но вот что очень важно: в случае заключения гражданско-правового договора гражданин не связан собственно дисциплинарными обязанностями и, соответственно, не может нести дисциплинарной ответственности.
Что же касается имущественной ответственности сторон гражданско-правового договора, то соответствующие вопросы (о размере, порядке возмещения ущерба и т. д.), как правило, регламентируются в договорном порядке. На основании изложенного, усматривается, что «подрядчик» должен сам проводить медосмотр работникам, осуществление которого должно являться одним из условий договора подряда.
Из вопроса усматривается, что результаты проверки закончились привлечением к административной ответственности. Правда не видно кого, организацию, как юридическое лицо или должностное лицо и на сколько.
В этой связи следует отметить, что нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тысячи до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)).
Согласно п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано: «Под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника)».
Срок действия санитарного заключения
Сколько времени действует санэпидзаключение, выданное в 2005 году на услуги ресторана?
В 2005 году порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений регламентировался в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор) от 25.01.2005 № 101[5] (далее — Приказ № 101). Необходимо подчеркнуть, что ни сам Приказ № 101, ни утвержденный им Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз не содержали сведений о сроках действия выдаваемых в соответствии с данным приказом санитарно-эпидемиологических заключений. С 01.01.2006 выдача санитарно-эпидемиологических заключений осуществлялась в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 21.11.2005 № 776 (далее — Приказ № 776)[6]. В соответствии с п. 20 Приложения 1 к Приказу № 776 сроки действия санитарно-эпидемиологических заключений составляли:
• на продукцию – пять лет;
• на виды деятельности (работы, услуги) — бессрочно за исключением временных или сезонных работ.
При этом в соответствии с Приложением 4 к Приказу № 776 ресторанная деятельность не входила в число видов деятельности, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе. Вместе с тем согласно Приложению 5 к Приказу № 776 такой экспертизе подлежали пищевые продукты (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу), а также продовольственное сырье, используемое при производстве пищевых продуктов.
С 20.07.2007 действует существующий ныне Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз (утв. Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224; далее — Приказ № 224). В Перечне видов деятельности, осуществление которых требует выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, приведенном в п. 6 Приложения 2 к Приказу № 224, ресторанная деятельность также отсутствует. В то же время выдача такого заключения требуется на пищевые продукты, употребляемые человеком в пищу как в натуральном, так и переработанном виде (п. 1 Приложения 2 Приказа № 224). Срок действия заключения на продукцию, включая пищевые продукты, составляет, согласно п. 9 Приложения 2 приказа, пять лет.
Подытоживая, отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 07.122011, с изм. от 07.12.2011; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Аналогичная норма действует и в отношении организации питания населения в специально оборудованных местах (ресторанах, столовых, кафе, барах и др.), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) (п. 1 ст. 17 Федерального закона № 52-ФЗ).
Правила утилизации лекарств
У противовирусного препарата «Тамифлю» истек срок годности. Каковы правила его утилизации?
Специальных требований к утилизации противовирусных препаратов, включая «Тамифлю», нет. При проведении мероприятий по утилизации рекомендуем следовать положениям раздела 4 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163).
В соответствии с классификацией, предусмотренной указанными СанПиН, лекарственные вещества, не подлежащие использованию, относятся к токсикологически опасным отходам (класс Г, относятся следующие виды отходов: лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию; ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; отходы сырья и продукции фармацевтических производств; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и др.).
Сбор, временное хранение отходов препаратов и всех видов отходов, образующихся в результате приготовления их растворов (флаконы, ампулы и другие), относящихся к медицинским отходам класса Г, без дезактивации запрещаются.
Такие отходы подлежат немедленной дезактивации на месте образования с применением специальных средств. Также необходимо провести дезактивацию рабочего места.
Работы с отходами класса Г должны производиться с применением специальных средств индивидуальной защиты и осуществляться в вытяжном шкафу. Лекарственные, а также диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, собираются в одноразовую маркированную упаковку любого цвета (кроме желтого и красного цветов).
Сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости («Отходы. Класс Г») в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности (транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов данного класса осуществляются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов).
[1] На третьем этаже допускается размещение групповой ячейки детей в возрасте от 5 до 7 лет, служебно-бытовых, рекреационных помещений и дополнительных помещения для работы с детьми.
[2] Дошкольные организации вместимостью до 80 мест могут размещаться во встроенных помещениях жилых домов при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом и выездом (въездом), помещение, предоставленное дошкольной организации, должно быть отделено от жилого (жилой части) здания капитальной стеной.
[3] Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы.
[4] Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения.
[5] На сегодняшний день утратил силу.
[6] На сегодняшний день утратил силу.