Отдаем журнал бесплатно!

Особенности проведения плановых проверок Роструда в 2018 году в вопросах и ответах

Кого будут проверять в 2018 г.?

Как будут проходить проверки?

Что должно быть указано в постановлении о проведении проверки?

Какие документы должны быть выданы по результатам проверки?

КОГО ПРОВЕРЯЮТ

К кому придут в первую очередь?

Роструд относит организацию или индивидуального предпринимателя к определенной категории риска. Чем выше категория риска, тем чаще будут проводиться проверки[1]:

 

№ п/п

Категория риска

Периодичность проведения плановых проверок

1

Высокий

1 раз в 2 года

2

Значительный

1 раз в 3 года

3

Средний

не чаще чем один раз в 5 лет

4

Умеренный

не чаще чем один раз в 6 лет

5

Низкий

проверки не проводятся

 

Как видим, чаще всего проверять будут организации, относящиеся к высокой категории риска. Перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, размещен на сайте Роструда[2].

Должностные лица органа государственного контроля (надзора) перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 18.04.2018; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

К кому ГИТ не придет?

С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства (далее — СМП), за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, предусмотренные ч. 9 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ (социальная сфера, сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности).

В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к СМП, и при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

 

Обратите внимание!

Проведение плановой проверки с нарушением требований ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ в отношении СМП является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки как проведенной с грубыми нарушениями.

Коснется ли проверок ГИТ проект о продлении моратория на проведение плановых проверок до 2022 г. для средних предпринимателей?

В настоящее время готовится проект о продлении моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов не только малого, но и среднего предпринимательства до 2022 г., однако коснется это изменение только тех проверок, которые будут проводиться без использования риск-ориентированного подхода. Поэтому на проверки ГИТ мораторий распространяться не будет, так как плановые проверки с 2018 г. проводятся с применением риск-ориентированного подхода.

Может ли инспектор труда провести плановую проверку организации, относящейся к СМП?

Да, может, в четко определенном законом случае:

• если ранее в отношении работодателя:

– было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности;

– либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

• если с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

 

Обратите внимание!

При формировании ежегодного плана проведения проверок орган государственного контроля (надзора) вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких работодателей по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, а также иными федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок.

 

При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок будет указана информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

 

К сведению

Данные условия действуют независимо от того, в какой сфере было совершено нарушение (т. е. это не обязательно нарушение трудового законодательства), повлекшее за собой столь суровые наказания.

Можно ли исключить организацию из плана проверок?

Работодатели вправе подать в территориальный орган Роструда заявление об исключении организации из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагают, что она включена в ежегодный план в нарушение положений ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ.

Правила подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268. Указанные Правила устанавливают:

  • порядок подачи заявления;
  • перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к СМП;
  • порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • порядок исключения соответствующей проверки из ежегодного плана.

Как снизить категорию риска?

Чтобы снизить категорию риска, работодатель должен обратиться в территориальный орган Роструда с соответствующим заявлением. И если категория риска будет снижена со среднего до низкого, плановая проверка в отношении такого работодателя проводиться не будет. Например, в связи с изменением категории риска со среднего на низкий Распоряжением Государственной инспекции труда в Рязанской области из Плана плановых проверок на 2018 г. была исключена плановая проверка в отношении ППО ПАО завод «Красное знамя»[3].

 

Обратите внимание!

Снизить категорию риска могут даже те работодатели, в отношении которых в течение предшествующего года имеются вступившие в законную силу постановления по делам об административном правонарушении, предусмотренном чч. 2, 5 и 7 ст. 5.27 и ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, т. е. совершившие аналогичные правонарушения, что не совсем соответствует заявленным целям риск-ориентированного подхода[4].

 

В соответствии с п. 13 Критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска[5], категория риска работодателя может быть снижена только при отсутствии в течение предшествующего года вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном чч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 и чч. 1–4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении работодателя. Надеемся, что в ближайшее время эта лазейка для работодателей, неоднократно нарушающих трудовое законодательство, исчезнет.

Как вносятся изменения в план проверок?

В соответствии с п. 41 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н (в ред. от 08.11.2017; далее — Административный регламент), внесение изменений в утвержденный ежегодный план проверок допускается в следующих случаях:

• исключение проверки из ежегодного плана в связи с:

– невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

– принятием органом государственного контроля (надзора) решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ;

– наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

• изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в связи с:

– изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

– реорганизацией юридического лица;

– изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя.

Изменения в ежегодный план вносятся решением территориального органа Роструда. Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

Исключается ли юридическое лицо или индивидуальный предприниматель из плана проверок при реорганизации?

При реорганизации юридического лица, а также в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в связи с изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя в план вносятся изменения, а юридическое лицо или индивидуальный предприниматель из плана не исключается. Это важно, так как при беглом прочтении данной нормы у работодателя складывается впечатление, что изменение наименования юридического лица поможет избежать плановой проверки. Это не так.

Может ли инспектор во время плановой выездной проверки запросить документы, находящиеся в распоряжении иного органа?

Следует обратить внимание на то, что в законодательстве имеется небольшая коллизия между двумя нормативными положениями — п. 8 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ и п. 51 Административного регламента — в части установления одного из ограничений при проведении проверок. Федеральный закон № 294-ФЗ запрещает требовать у работодателя сведения и документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций при проведении любых проверок, а Административный регламент — только при осуществлении документарных проверок.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ особенности проведения проверок в отношении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливаются федеральными законами, а не подзаконными актами. Поэтому данное ограничение распространяется на все проверки, проводимые инспекторами труда. Следует добавить, что закон не запрещает представлять такие документы в добровольном порядке.

КАК ПРОВЕРЯЮТ

Как будут проверять работодателя в 2018 г.?

При проведении плановых проверок всех работодателей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — государственные инспекторы труда используют проверочные листы (списки контрольных вопросов) с 1 июля 2018 г., а при проведении плановых проверок работодателей, относящихся к категории умеренного риска, — с 1 января 2018 г. (фактически с 4 февраля 2018 г.). Предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

Среди всех надзорных органов у Роструда наибольшее количество чек-листов — 107 (для сравнения: у Росприроднадзора их 7, у Роспотребнадзора и МЧС — по 3, у Росреестра — 1). В ближайшее время их станет еще больше — Роструд подготовил проект приказа[6], утверждающего еще 28 проверочных листов. Среди них — вопросы, касающиеся материальной ответственности работника, организации профессионального образования и повышения квалификации, а также соблюдения требований по охране труда в угольной промышленности.

Как подготовиться к проверке?

На основании п. 7 общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177, вопросы из чек-листов можно использовать для самопроверки. А письмом от 07.03.2018 № 837-ТЗ Роструд направил Методические рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Не все так просто и в отношении однозначности ответов на вопросы, поставленные в проверочных листах. Приведем несколько примеров:

По каким конкретно проверочным листам будут проверять? Сколько будет проверяющих? Что должно быть в распоряжение о проверке?

На практике при проведении плановых проверок ГИТ в отношении большей части проверяемых организаций в среднем используются 36–37 первых по списку проверочных листов плюс чек-лист № 100.

Проверочные листы по охране труда будут использоваться в зависимости от специфики деятельности организации. Часть вопросов, указанных в чек-листах, используются при наличии у работодателя соответствующего вида экономической деятельности по данным ФНС, объектов недвижимости и оборудования, на которых осуществляются данный вид работ, профессий и должностей в штатном расписании, выполняющих данный вид работ. В некоторых регионах уже наметилась тенденция, когда работодатели массово обращаются в ФНС с заявлением об исключении дополнительных ОКВЭД.

В распоряжении на проведение проверки должны быть указаны конкретные номера проверочных листов, которые будут использованы при проведении плановой проверки в отношении конкретного работодателя.

 

Обратите внимание!

Указание всех проверочных листов в распоряжении на проведение проверки недопустимо и может негативно сказаться на прозрачности надзорных мероприятий.

 

Кроме того, в распоряжении может быть указано несколько должностных лиц. Как правило, это инспектор по охране труда и инспектор по правовым вопросам. Количество проверяющих фактически ограничено лишь численным составом соответствующего территориального органа Роструда. А если проверяющий по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировки, увольнения и иным уважительным причинам не смог выйти на проверку, то в распоряжение о проверке вносятся соответствующие изменения, оформляемые приказом.

С недавнего времени на распоряжениях также указывается QR-код, в котором зашифрована ссылка на сайт Единого реестра проверок. Набрав учетный номер проверки, указанный в чек-листе либо просканировав QR-код, можно впоследствии ознакомиться с результатами проведения проверки, посмотреть сведения об исполнении предписания и узнать, привлечены ли к административной ответственности виновные лица.

Какие документы организация должна получить после проверки?

По завершении проверки работодатель получит акт проверки с приложенными к нему копиями заполненных проверочных листов.

Если будут обнаружены правонарушения — также предписание об устранении нарушений трудового законодательства, а в случае выявления нарушений в части обучения по охране труда — предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

Как будет заполняться при проверке чек-лист и акт о проверке?

По закону в проверочные листы включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателям.

Обязательно должны быть заполнены графы «Учетный номер проверки» и «Дата внесения в единый реестр проверок» проверочного листа, например: № 0018000xxxxxx от 08.02.2018.

Согласно ч. 11.5 ст. 9 Федерального закона № 294 проверочный лист заполняется по результатам проведения проверки и прикладывается к акту проверки. Однако в статье не конкретизируется, к какому именно.

Согласно п. 61 Административного регламента акт проверки оформляется уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям проверяемого лица под расписку об ознакомлении.

Оригинал проверочного листа прикладывается к акту проверки, находящемуся у инспектора труда, а копии проверочных листов прилагаются к акту проверки, вручаемому работодателю (его представителю)[7].

Можно ли получить акт о проверки и проверочный лист в электронной форме?

Положением о виде федерального государственного контроля (надзора) предусмотрена возможность оформления проверочных листов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи» (п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

Однако Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права[8], возможность оформления проверочного листа в форме электронного документа на данный момент не предусмотрена. Работодатель даже при желании не сможет получить акт проверки в форме электронного документа[9], так как невозможно приложить проверочный лист на бумажном носителе к акту в виде электронного документа.

Конкретизируется ли в акте о проверке число работников, по отношению к которым выявлены нарушения?

Вопросы, сформулированные в проверочных листах, различаются по количеству субъектов. Например, в проверочном листе № 2 вопросы задаются в отношении работника, а в проверочном листе № 22 — в отношении работников. Аналогичная ситуация и в отношении трудового договора.

Однако в акте (в случае выявления нарушения) будет указано, что аналогичное нарушение требований нормативно-правового акта допущено, например, в отношении 5 работников с указанием их фамилий, так что никаких сложностей в этом нет.

Используются ли проверочные листы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении?

Да, используются. В качестве примера можно привести постановление по делу об административном правонарушении от 28.03.2018 № 80/5-186/2018, вынесенное мировым судьей судебного участка № 80 Октябрьского района г. Кирова., в котором в качестве доказательств нарушений требований охраны труда приведены проверочные листы. Поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не оспаривало суть вменяемых нарушений по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, суд применил административное наказание в виде предупреждения.

Можно ли обжаловать предписание?

Обжаловать предписания, выданные по результатам плановой проверки, проведенной с использованием проверочных листов, станет сложнее, так как выдаются они при очевидном нарушении трудового законодательства, а ответы на вопросы, поставленные в чек-листах однозначно (а значит — очевидно), должны свидетельствовать о наличии либо отсутствии нарушения.

Отдельный пласт судебных решений сформируется по обжалованию результатов проверок с использованием проверочных листов, касающихся соблюдения требований по охране труда, так как часть из проверочных листов содержат ссылки на документы, носящих рекомендательный, а не обязательный характер, например Постановление Минтруда России от 17.12.2002 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».

Будут ли применяться сводные чек-листы при проведении совместных проверок Роструда и Роспотребнадзора?

При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы (списки контрольных вопросов), разрабатываемые и утверждаемые несколькими органами государственного контроля (надзора).

Например, при проведении совместной плановой проверки Роструда и Роспотребнадзора может быть утвержден сводный проверочный лист, касающийся проверки обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, деятельность которых связана с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями. Напоминаем, что работодатель обязан обеспечивать работников, входящих в профессиональные группы риска, специальной одеждой и репеллентами[10].

В настоящее время утвержденных сводных проверочных листов нет.

Будет ли инспектор труда в первый же день проверки заполнять проверочные листы?

Работодателям не следует опасаться нового порядка проведения плановых проверок, так как проверочные листы оформляются по завершению проверки, т. е. кадровую документацию, документы по оплате труда и по охране труда инспекторы труда будут изучать в таком же порядке, как и раньше, изложив результаты проверки в акте со ссылкой на соответствующие положения проверочных листов.


[1] Письмо Роструда от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2.

[2] qps.ru/dRwEe

[3] git62.rostrud.ru/news/672710.html

[4] Письмо Роструда от 01.03.2018 № 66-11-1.

[5] Содержатся в приложении к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (в ред. от 09.02.2018).

[6] regulation.gov.ru/projects#npa=79395

[7] Исходя из текстуального анализа вышеприведенных норм

[8] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080

[9]Форма эл документа предусмотрена частью 4 статьи 16 294 ФЗ,

[10]Пункт 10.4.5 СП 3.1.3.2352-08 и статья 212 ТК РФ

А. Криницын,
главный государственный инспектор по правовым вопросам в Республике Бурятия

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 3, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Особенности проведения плановых проверок Роструда в 2018 году в вопросах и ответах

Кого будут проверять в 2018 г.?

Как будут проходить проверки?

Что должно быть указано в постановлении о проведении проверки?

Какие документы должны быть выданы по результатам проверки?

КОГО ПРОВЕРЯЮТ

К кому придут в первую очередь?

Роструд относит организацию или индивидуального предпринимателя к определенной категории риска. Чем выше категория риска, тем чаще будут проводиться проверки[1]:

 

№ п/п

Категория риска

Периодичность проведения плановых проверок

1

Высокий

1 раз в 2 года

2

Значительный

1 раз в 3 года

3

Средний

не чаще чем один раз в 5 лет

4

Умеренный

не чаще чем один раз в 6 лет

5

Низкий

проверки не проводятся

 

Как видим, чаще всего проверять будут организации, относящиеся к высокой категории риска. Перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, размещен на сайте Роструда[2].

Должностные лица органа государственного контроля (надзора) перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 18.04.2018; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

К кому ГИТ не придет?

С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства (далее — СМП), за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, предусмотренные ч. 9 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ (социальная сфера, сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности).

В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к СМП, и при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

 

Обратите внимание!

Проведение плановой проверки с нарушением требований ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ в отношении СМП является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки как проведенной с грубыми нарушениями.

Коснется ли проверок ГИТ проект о продлении моратория на проведение плановых проверок до 2022 г. для средних предпринимателей?

В настоящее время готовится проект о продлении моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов не только малого, но и среднего предпринимательства до 2022 г., однако коснется это изменение только тех проверок, которые будут проводиться без использования риск-ориентированного подхода. Поэтому на проверки ГИТ мораторий распространяться не будет, так как плановые проверки с 2018 г. проводятся с применением риск-ориентированного подхода.

Может ли инспектор труда провести плановую проверку организации, относящейся к СМП?

Да, может, в четко определенном законом случае:

• если ранее в отношении работодателя:

– было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности;

– либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

• если с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

 

Обратите внимание!

При формировании ежегодного плана проведения проверок орган государственного контроля (надзора) вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких работодателей по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, а также иными федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок.

 

При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок будет указана информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

 

К сведению

Данные условия действуют независимо от того, в какой сфере было совершено нарушение (т. е. это не обязательно нарушение трудового законодательства), повлекшее за собой столь суровые наказания.

Можно ли исключить организацию из плана проверок?

Работодатели вправе подать в территориальный орган Роструда заявление об исключении организации из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагают, что она включена в ежегодный план в нарушение положений ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ.

Правила подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268. Указанные Правила устанавливают:

  • порядок подачи заявления;
  • перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к СМП;
  • порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • порядок исключения соответствующей проверки из ежегодного плана.

Как снизить категорию риска?

Чтобы снизить категорию риска, работодатель должен обратиться в территориальный орган Роструда с соответствующим заявлением. И если категория риска будет снижена со среднего до низкого, плановая проверка в отношении такого работодателя проводиться не будет. Например, в связи с изменением категории риска со среднего на низкий Распоряжением Государственной инспекции труда в Рязанской области из Плана плановых проверок на 2018 г. была исключена плановая проверка в отношении ППО ПАО завод «Красное знамя»[3].

 

Обратите внимание!

Снизить категорию риска могут даже те работодатели, в отношении которых в течение предшествующего года имеются вступившие в законную силу постановления по делам об административном правонарушении, предусмотренном чч. 2, 5 и 7 ст. 5.27 и ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, т. е. совершившие аналогичные правонарушения, что не совсем соответствует заявленным целям риск-ориентированного подхода[4].

 

В соответствии с п. 13 Критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска[5], категория риска работодателя может быть снижена только при отсутствии в течение предшествующего года вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном чч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 и чч. 1–4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении работодателя. Надеемся, что в ближайшее время эта лазейка для работодателей, неоднократно нарушающих трудовое законодательство, исчезнет.

Как вносятся изменения в план проверок?

В соответствии с п. 41 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н (в ред. от 08.11.2017; далее — Административный регламент), внесение изменений в утвержденный ежегодный план проверок допускается в следующих случаях:

• исключение проверки из ежегодного плана в связи с:

– невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

– принятием органом государственного контроля (надзора) решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ;

– наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

• изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в связи с:

– изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

– реорганизацией юридического лица;

– изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя.

Изменения в ежегодный план вносятся решением территориального органа Роструда. Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

Исключается ли юридическое лицо или индивидуальный предприниматель из плана проверок при реорганизации?

При реорганизации юридического лица, а также в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в связи с изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя в план вносятся изменения, а юридическое лицо или индивидуальный предприниматель из плана не исключается. Это важно, так как при беглом прочтении данной нормы у работодателя складывается впечатление, что изменение наименования юридического лица поможет избежать плановой проверки. Это не так.

Может ли инспектор во время плановой выездной проверки запросить документы, находящиеся в распоряжении иного органа?

Следует обратить внимание на то, что в законодательстве имеется небольшая коллизия между двумя нормативными положениями — п. 8 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ и п. 51 Административного регламента — в части установления одного из ограничений при проведении проверок. Федеральный закон № 294-ФЗ запрещает требовать у работодателя сведения и документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций при проведении любых проверок, а Административный регламент — только при осуществлении документарных проверок.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ особенности проведения проверок в отношении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливаются федеральными законами, а не подзаконными актами. Поэтому данное ограничение распространяется на все проверки, проводимые инспекторами труда. Следует добавить, что закон не запрещает представлять такие документы в добровольном порядке.

КАК ПРОВЕРЯЮТ

Как будут проверять работодателя в 2018 г.?

При проведении плановых проверок всех работодателей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — государственные инспекторы труда используют проверочные листы (списки контрольных вопросов) с 1 июля 2018 г., а при проведении плановых проверок работодателей, относящихся к категории умеренного риска, — с 1 января 2018 г. (фактически с 4 февраля 2018 г.). Предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

Среди всех надзорных органов у Роструда наибольшее количество чек-листов — 107 (для сравнения: у Росприроднадзора их 7, у Роспотребнадзора и МЧС — по 3, у Росреестра — 1). В ближайшее время их станет еще больше — Роструд подготовил проект приказа[6], утверждающего еще 28 проверочных листов. Среди них — вопросы, касающиеся материальной ответственности работника, организации профессионального образования и повышения квалификации, а также соблюдения требований по охране труда в угольной промышленности.

Как подготовиться к проверке?

На основании п. 7 общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177, вопросы из чек-листов можно использовать для самопроверки. А письмом от 07.03.2018 № 837-ТЗ Роструд направил Методические рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Не все так просто и в отношении однозначности ответов на вопросы, поставленные в проверочных листах. Приведем несколько примеров:

По каким конкретно проверочным листам будут проверять? Сколько будет проверяющих? Что должно быть в распоряжение о проверке?

На практике при проведении плановых проверок ГИТ в отношении большей части проверяемых организаций в среднем используются 36–37 первых по списку проверочных листов плюс чек-лист № 100.

Проверочные листы по охране труда будут использоваться в зависимости от специфики деятельности организации. Часть вопросов, указанных в чек-листах, используются при наличии у работодателя соответствующего вида экономической деятельности по данным ФНС, объектов недвижимости и оборудования, на которых осуществляются данный вид работ, профессий и должностей в штатном расписании, выполняющих данный вид работ. В некоторых регионах уже наметилась тенденция, когда работодатели массово обращаются в ФНС с заявлением об исключении дополнительных ОКВЭД.

В распоряжении на проведение проверки должны быть указаны конкретные номера проверочных листов, которые будут использованы при проведении плановой проверки в отношении конкретного работодателя.

 

Обратите внимание!

Указание всех проверочных листов в распоряжении на проведение проверки недопустимо и может негативно сказаться на прозрачности надзорных мероприятий.

 

Кроме того, в распоряжении может быть указано несколько должностных лиц. Как правило, это инспектор по охране труда и инспектор по правовым вопросам. Количество проверяющих фактически ограничено лишь численным составом соответствующего территориального органа Роструда. А если проверяющий по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировки, увольнения и иным уважительным причинам не смог выйти на проверку, то в распоряжение о проверке вносятся соответствующие изменения, оформляемые приказом.

С недавнего времени на распоряжениях также указывается QR-код, в котором зашифрована ссылка на сайт Единого реестра проверок. Набрав учетный номер проверки, указанный в чек-листе либо просканировав QR-код, можно впоследствии ознакомиться с результатами проведения проверки, посмотреть сведения об исполнении предписания и узнать, привлечены ли к административной ответственности виновные лица.

Какие документы организация должна получить после проверки?

По завершении проверки работодатель получит акт проверки с приложенными к нему копиями заполненных проверочных листов.

Если будут обнаружены правонарушения — также предписание об устранении нарушений трудового законодательства, а в случае выявления нарушений в части обучения по охране труда — предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

Как будет заполняться при проверке чек-лист и акт о проверке?

По закону в проверочные листы включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателям.

Обязательно должны быть заполнены графы «Учетный номер проверки» и «Дата внесения в единый реестр проверок» проверочного листа, например: № 0018000xxxxxx от 08.02.2018.

Согласно ч. 11.5 ст. 9 Федерального закона № 294 проверочный лист заполняется по результатам проведения проверки и прикладывается к акту проверки. Однако в статье не конкретизируется, к какому именно.

Согласно п. 61 Административного регламента акт проверки оформляется уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается полномочным представителям проверяемого лица под расписку об ознакомлении.

Оригинал проверочного листа прикладывается к акту проверки, находящемуся у инспектора труда, а копии проверочных листов прилагаются к акту проверки, вручаемому работодателю (его представителю)[7].

Можно ли получить акт о проверки и проверочный лист в электронной форме?

Положением о виде федерального государственного контроля (надзора) предусмотрена возможность оформления проверочных листов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи» (п. 5 Постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

Однако Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права[8], возможность оформления проверочного листа в форме электронного документа на данный момент не предусмотрена. Работодатель даже при желании не сможет получить акт проверки в форме электронного документа[9], так как невозможно приложить проверочный лист на бумажном носителе к акту в виде электронного документа.

Конкретизируется ли в акте о проверке число работников, по отношению к которым выявлены нарушения?

Вопросы, сформулированные в проверочных листах, различаются по количеству субъектов. Например, в проверочном листе № 2 вопросы задаются в отношении работника, а в проверочном листе № 22 — в отношении работников. Аналогичная ситуация и в отношении трудового договора.

Однако в акте (в случае выявления нарушения) будет указано, что аналогичное нарушение требований нормативно-правового акта допущено, например, в отношении 5 работников с указанием их фамилий, так что никаких сложностей в этом нет.

Используются ли проверочные листы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении?

Да, используются. В качестве примера можно привести постановление по делу об административном правонарушении от 28.03.2018 № 80/5-186/2018, вынесенное мировым судьей судебного участка № 80 Октябрьского района г. Кирова., в котором в качестве доказательств нарушений требований охраны труда приведены проверочные листы. Поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не оспаривало суть вменяемых нарушений по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, суд применил административное наказание в виде предупреждения.

Можно ли обжаловать предписание?

Обжаловать предписания, выданные по результатам плановой проверки, проведенной с использованием проверочных листов, станет сложнее, так как выдаются они при очевидном нарушении трудового законодательства, а ответы на вопросы, поставленные в чек-листах однозначно (а значит — очевидно), должны свидетельствовать о наличии либо отсутствии нарушения.

Отдельный пласт судебных решений сформируется по обжалованию результатов проверок с использованием проверочных листов, касающихся соблюдения требований по охране труда, так как часть из проверочных листов содержат ссылки на документы, носящих рекомендательный, а не обязательный характер, например Постановление Минтруда России от 17.12.2002 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».

Будут ли применяться сводные чек-листы при проведении совместных проверок Роструда и Роспотребнадзора?

При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы (списки контрольных вопросов), разрабатываемые и утверждаемые несколькими органами государственного контроля (надзора).

Например, при проведении совместной плановой проверки Роструда и Роспотребнадзора может быть утвержден сводный проверочный лист, касающийся проверки обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, деятельность которых связана с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями. Напоминаем, что работодатель обязан обеспечивать работников, входящих в профессиональные группы риска, специальной одеждой и репеллентами[10].

В настоящее время утвержденных сводных проверочных листов нет.

Будет ли инспектор труда в первый же день проверки заполнять проверочные листы?

Работодателям не следует опасаться нового порядка проведения плановых проверок, так как проверочные листы оформляются по завершению проверки, т. е. кадровую документацию, документы по оплате труда и по охране труда инспекторы труда будут изучать в таком же порядке, как и раньше, изложив результаты проверки в акте со ссылкой на соответствующие положения проверочных листов.


[1] Письмо Роструда от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2.

[2] qps.ru/dRwEe

[3] git62.rostrud.ru/news/672710.html

[4] Письмо Роструда от 01.03.2018 № 66-11-1.

[5] Содержатся в приложении к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (в ред. от 09.02.2018).

[6] regulation.gov.ru/projects#npa=79395

[7] Исходя из текстуального анализа вышеприведенных норм

[8] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080

[9]Форма эл документа предусмотрена частью 4 статьи 16 294 ФЗ,

[10]Пункт 10.4.5 СП 3.1.3.2352-08 и статья 212 ТК РФ

А. Криницын,
главный государственный инспектор по правовым вопросам в Республике Бурятия

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 3, 2018.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам