Отдаем журнал бесплатно!

Риск-ориентированный и профилактический надзор в области санитарно-эпидемиологического благополучия

Реформа контрольно-надзорной системы в России

Риск-ориентированный надзор

Профилактика нарушений в санитарно-эпидемиологическом надзоре

Категория риска: как ее узнать и можно ли изменить

РЕФОРМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

В настоящее время в нашей стране осуществляется реформа контрольной и надзорной деятельности (далее — реформа). Основные положения данной реформы определены приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (утверждена 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам), срок реализации которой — до 2025 года. В перечень проектов и мероприятий программы входят:

  • внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
  • внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
  • систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований;
  • внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
  • внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов;
  • внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности;
  • автоматизация контрольно-надзорной деятельности;
  • повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях.

Каждое из программных мероприятий находится в тесном взаимодействии с другими, реализация которых происходит параллельно и комплексно.

Основным результатом реформы должно стать снижение количества смертельных случаев, числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных, снижение материального ущерба и административной нагрузки на организации и граждан, оптимизация трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении контроля и надзора.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — один из старейших видов надзора: в 2017 г. ему исполнилось 95 лет — Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики» был подписан 15 сентября 1922 г.

 

Нормативная база

Основные направления деятельности в области санитарно-эпидемиологического надзора определены:

  • Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 29.07.2017);

  • Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.13 № 476 (в ред. от 17.08.2016).

Требования в области санитарно-эпидемиологического благополучия, которые обязаны соблюдать юридические лица и индивидуальные предприниматели, определены санитарными правилами и техническими регламентами.

 

Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют:

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (Роспотребнадзор);
  • Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы (ФМБА России);
  • структурные подразделения Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента РФ и Управления делами Президента РФ.

Каждый из перечисленных органов и его структурные подразделения осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в полном объеме, предусмотренном федеральным законом. Различия заключаются в территориальной и ведомственной принадлежности объектов надзора, т. е. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • структурные подразделения министерств и ведомств осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения;
  • ФМБА России и его территориальные органы — в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р, в который входит более 700 организаций с особо опасными условиями труда, 22 закрытых административно-территориальных образований (далее – ЗАТО), 21 город и 8 поселков.

На всех остальных территориях и организациях (предприятиях) иной ведомственной принадлежности государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы Роспотребнадзора.

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАДЗОР И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ

В настоящей статье представлены результаты реализации отдельных программных мероприятий реформы контрольно-надзорной деятельности в системе государственного санитарно-эпидемиологического надзора в части осуществления риск-ориентированного надзора и профилактики нарушений.

КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

К сожалению, при проверках органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора ежегодно выявляют нарушения действующих санитарных норм и правил и технических регламентов. Большинство этих нарушений связаны не с халатностью и злостным нарушением предприятием или организацией обязательных требований, а с незнанием ими законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Чтобы устранить эти недостатки до того, как они будут выявлены органами госсанэпиднадзора, реализуется комплекс мероприятий по профилактике нарушений.

Необходимость проведения профилактических мероприятий определена Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 27.11.2017).

Каждый орган государственного контроля (надзора) обязан ежегодно разрабатывать программу профилактики нарушений, в которую должны быть включены три блока обязательных  мероприятий.

1. Размещать на официальных сайтах в сети «Интернет» перечни и тексты нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом контроля.

Например, на сайте Роспотребнадзора перечень нормативно-правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей можно изучить, пройдя по ссылке http://www.rospotrebnadzor.ru/region/perecen_ob.php (рис. 2). После чего выбрать тематический раздел, например, «Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора» и открыть текст интересующего вас документа.

Т. В. Соломай,
заместитель руководителя, Межрегиональное управление №1 ФМБА России

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 3, 2018.

Отдаем журнал бесплатно!

Риск-ориентированный и профилактический надзор в области санитарно-эпидемиологического благополучия

Реформа контрольно-надзорной системы в России

Риск-ориентированный надзор

Профилактика нарушений в санитарно-эпидемиологическом надзоре

Категория риска: как ее узнать и можно ли изменить

РЕФОРМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

В настоящее время в нашей стране осуществляется реформа контрольной и надзорной деятельности (далее — реформа). Основные положения данной реформы определены приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (утверждена 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам), срок реализации которой — до 2025 года. В перечень проектов и мероприятий программы входят:

  • внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
  • внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
  • систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований;
  • внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
  • внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов;
  • внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности;
  • автоматизация контрольно-надзорной деятельности;
  • повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях.

Каждое из программных мероприятий находится в тесном взаимодействии с другими, реализация которых происходит параллельно и комплексно.

Основным результатом реформы должно стать снижение количества смертельных случаев, числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных, снижение материального ущерба и административной нагрузки на организации и граждан, оптимизация трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении контроля и надзора.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — один из старейших видов надзора: в 2017 г. ему исполнилось 95 лет — Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики» был подписан 15 сентября 1922 г.

 

Нормативная база

Основные направления деятельности в области санитарно-эпидемиологического надзора определены:

  • Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 29.07.2017);

  • Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.13 № 476 (в ред. от 17.08.2016).

Требования в области санитарно-эпидемиологического благополучия, которые обязаны соблюдать юридические лица и индивидуальные предприниматели, определены санитарными правилами и техническими регламентами.

 

Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют:

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (Роспотребнадзор);
  • Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы (ФМБА России);
  • структурные подразделения Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента РФ и Управления делами Президента РФ.

Каждый из перечисленных органов и его структурные подразделения осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в полном объеме, предусмотренном федеральным законом. Различия заключаются в территориальной и ведомственной принадлежности объектов надзора, т. е. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • структурные подразделения министерств и ведомств осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения;
  • ФМБА России и его территориальные органы — в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р, в который входит более 700 организаций с особо опасными условиями труда, 22 закрытых административно-территориальных образований (далее – ЗАТО), 21 город и 8 поселков.

На всех остальных территориях и организациях (предприятиях) иной ведомственной принадлежности государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы Роспотребнадзора.

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАДЗОР И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ

В настоящей статье представлены результаты реализации отдельных программных мероприятий реформы контрольно-надзорной деятельности в системе государственного санитарно-эпидемиологического надзора в части осуществления риск-ориентированного надзора и профилактики нарушений.

КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

К сожалению, при проверках органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора ежегодно выявляют нарушения действующих санитарных норм и правил и технических регламентов. Большинство этих нарушений связаны не с халатностью и злостным нарушением предприятием или организацией обязательных требований, а с незнанием ими законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Чтобы устранить эти недостатки до того, как они будут выявлены органами госсанэпиднадзора, реализуется комплекс мероприятий по профилактике нарушений.

Необходимость проведения профилактических мероприятий определена Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 27.11.2017).

Каждый орган государственного контроля (надзора) обязан ежегодно разрабатывать программу профилактики нарушений, в которую должны быть включены три блока обязательных  мероприятий.

1. Размещать на официальных сайтах в сети «Интернет» перечни и тексты нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом контроля.

Например, на сайте Роспотребнадзора перечень нормативно-правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей можно изучить, пройдя по ссылке http://www.rospotrebnadzor.ru/region/perecen_ob.php (рис. 2). После чего выбрать тематический раздел, например, «Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора» и открыть текст интересующего вас документа.

Т. В. Соломай,
заместитель руководителя, Межрегиональное управление №1 ФМБА России

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 3, 2018.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам