Проблема взаимодействия между обучающими и обучающимися не нова. И решение ее тоже. Так, еще в XVIII веке один из американских преподавателей организовал обучение стенографии по всей территории США путем обмена письмами по почте.
Сейчас распространение коронавирусной инфекции заставило искать пути дистанционного взаимодействия между сотрудниками даже тем организациям, у которых никогда территориально удаленных подразделений не было. Пандемия пандемией, а нормативно установленные требования охраны труда, в том числе в части обучения и проверки знаний требований охраны труда, нужно соблюдать.
Расскажем, какие способы коммуникации и как применить для организации проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда в дистанционной форме.
ЗАКОННО ЛИ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ?
В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций[1] инструктажи, обучение и проверку знаний требований охраны труда проходят все работники предприятия при поступлении на работу и далее с установленной периодичностью.
Обучение по охране труда может быть дистанционным — это прямо указано в п. 2.3.5 Порядка обучения по ОТ.
Однако порядок дистанционной проверки знаний документом не регламентирован, это обязанность работодателя.
Таким образом, право дано, осталось им воспользоваться и установить самостоятельно порядок применения дистанционных технологий.
Что касается образовательной деятельности, то органом исполнительной власти, наделенным полномочиями регулировать правоотношения в этой области, является Министерство науки и высшего образования РФ. Если ваша организация является счастливым обладателем лицензии на образовательную деятельность и аккредитована в Минтруде России, то вы также вправе использовать технологии дистанционного обучения, в том числе при обучении по программам, связанным с безопасностью труда. Например, одной из таких программ является программа обучения охране труда в объеме 40 часов для руководителей и специалистов, попадающих под п. 2.3.2 Порядка обучения по ОТ.
Специально для реализации такой возможности Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 был утвержден Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (далее — Порядок дистанционного обучения). Пункт 8 этого документа разрешает образовательной организации проводить экзамены и зачет в дистанционной форме, что полностью соответствует Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 01.03.2020) и чем пользуются сейчас, к примеру, школы, высшие учебные заведения и колледжи.
Поскольку предоставление образовательных услуг осуществляется на основе договора гражданско-правового характера, то в силу ст. 165.1 Гражданского кодекса ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, сканы документов имеют такую же юридическую значимость, как и бумажные документы, если они направлены по указанному в договоре сторонами адресу.
Данная позиция схожа с той, которая содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: «Если иное не установлено законом или договором и не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано».
Таким образом, дистанционно обучать по охране труда и в том числе осуществлять проверку знаний не только можно, но в сложившихся условиях и нужно!
Обратите внимание!
Если для обучения работников предприятия достаточно программы и локального акта, регламентирующего технологию обучения и проверки знаний, то образовательной организации нужно закрепить все это еще в уставе и в договоре с клиентами.
В результате обучения и проверки знаний происходит обмен информацией: визуальное восприятие информации, голосовое восприятие информации, передача текстовой информации, возможно тактильное общение, Последнее, кстати, исключено в условиях социального дистанцирования и отсутствия технологий передачи тактильных ощущений, но это не страшно и это пройдет, как сказал один компетентный человек.
Если рассматривать концептуально, то общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств. Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный), невербальные — неречевые средства (мимика, жесты, прикосновения и др.).
Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника. Тактильное общение — это способ общения и взаимодействия людей и животных посредством чувства осязания. Тактильно-кинестезические данные поступают от сенсорных рецепторов, которые находятся в коже, суставах, мышцах, сухожилиях и во внутреннем ухе.
С развитием сети Интернет в последнее время получило развитие программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония).
Пример тому — Skype, с помощью которого можно осуществить вербальное и невербальное общение. В связи с этим встает вопрос: а нужно ли тратить время и денежные средства на командировку специалиста для проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда в территориально удаленных подразделениях?
Сравним виды и способы передачи информации в процессе обучения и проверки знаний требований охраны труда в традиционной и дистанционной формах (табл. 1).
Анализируя виды восприятия и способы передачи информации, мы приходим к выводу, что при обучении и проверке знаний требований охраны труда особых отличий при использовании традиционных и дистанционных технологий нет.
Отметим, что при дистанционном способе обучения и проверки знаний нет транспортных расходов и трудовых затрат на доставку работников к месту работы комиссии или преподавателя. Возможно, вам придется приобрести обучающие ресурсы и программное обеспечение, но это не точно, поскольку никто не отменял условно бесплатные способы коммуникации.
Преимущества и недостатки обучения и проверки знаний требований охраны труда при разных способах организации приведены в табл. 2.
ОРГАНИЗУЕМ ДИСТАНЦИОННУЮ ПРОВЕРКУ ЗНАНИЙ ПОШАГОВО
Шаг 1. Вносим положения о дистанционной форме проверки знаний в локальные акты
В Положение о порядке обучения по охране труда необходимо внести раздел о том, что допускается проводить проверку знаний требований охраны труда с использованием дистанционных технологий.
Шаг 2. Обеспечиваем техническую возможность
Внедрение дистанционных технологий в процесс обучения и проверки знаний требований охраны труда в каждой организации будет различаться в зависимости от имеющихся возможностей. Но есть и общие для всех требования:
1. Нужно обеспечить доступ участников процесса обучения к мессенджеру с функцией видеоконференций. Для этого нужен доступ в интернет и программное обеспечение. Технически реализовать это можно разными способами. Например, можно использовать Skype (можно установить на любой компьютер или смартфон).
2. В территориально удаленном подразделении должен быть принтер для печати протоколов проверки знаний и журналов инструктажа. В протоколе проверки знаний или журнале обучаемый работник должен будет собственноручно поставить подпись.
3. В территориально удаленном подразделении должна быть возможность сканировать или фотографировать протокол. Для этих целей можно использовать сканер или смартфон.
Если у работника смартфон на IOS, то в Заметках уже есть функция сканирования в pdf-формате (рис. 1).
Если у работника смартфон на операционной системе Android, можно использовать бесплатное приложение Adobe Scan (рис. 2).
Шаг 3. Прорабатываем логику процесса
Мы не ставили перед собой задачу объяснить, как дистанционно обучать охране труда. Отметим одно: возможности электронного обучения безграничны — от ознакомления с содержанием электронных копий локальных актов до технологий дополненной реальности.
Нам нужно решить проблему, как в условиях территориальной разобщенности документально грамотно оформить процесс. Для этого неизбежно придется выполнить нормативно установленные требования — инспектор при проверке потребует журналы и протоколы проверки знаний. В них должны стоять подписи работников. И не важно, цифровыми они будут или проставленными собственноручно. Причем если форму журналов вправе регламентировать сам работодатель, то форму протокола изменять нельзя ни в коем случае.
Алгоритмы проведения проверки знаний требований охраны труда в очной и дистанционной формах приведены на рис. 3.
Проверка знаний в очной и дистанционной формах по сути отличаются лишь технически — способом реализации.
[1] Утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (в ред. от 30.11.2016; далее — Порядок обучения по ОТ).