Создание надлежащих условий социальной среды ― основа воспитания
Согласно современным представлениям о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения граждане, и в первую очередь дети, имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на их здоровье. Как свидетельствуют данные научных исследований последних лет, вклад факторов образовательной среды в формирование здоровья детей достаточно велик. Это говорит о том, как важно и необходимо, чтобы все то, что формирует среду дошкольного учреждения, включая образовательную деятельность, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей. Результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показывают, что лишь 5−7 % дошкольников здоровы. На протяжении последних 5−6 лет ежегодно 40 % детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности, не менее 10 % детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. Все это актуализирует необходимость благоприятных условий, в которых протекает рост и развитие детей с самого раннего возраста.
Специфика гигиенического нормирования. Гигиеническое нормирование, которое адресовано детскому населению, имеет свою специфику. Учитывая особый уровень чувствительности детского организма по отношению к отдельным факторам внешней среды, нормирование для детей и подростков не только должно быть направлено на создание оптимальных взаимоотношений организма со средой в данный момент, но и должно обеспечивать благоприятное его развитие в будущем. В этой связи гигиенические нормативы для детей должны обеспечивать такой уровень безопасности, который гарантирует не только безвредную, но и благоприятную среду обитания в период их пребывания в образовательном или оздоровительном учреждении.
На протяжении нескольких очень важных для развития маленького человека лет приоритетной средой обитания становятся дошкольные учреждения, в которых должны быть созданы оптимальные и безопасные условия для успешной образовательной деятельности и укрепления детского здоровья. Как показывает многолетняя практика, наиболее перспективным путем улучшения здоровья, в котором так остро нуждаются сегодня и дети дошкольного возраста, является профилактика его нарушений непосредственно на базе дошкольных образовательных учреждений. На протяжении длительной истории существования дошкольных образовательных учреждений в России укрепление здоровья детей всегда было и остается приоритетным направлением их деятельности.
Выполнение требований санитарных правил является одной из важных мер, направленных на поддержание и укрепление здоровья детей. Сегодня мы располагаем довольно большим арсеналом доказательств, что среди условий жизнедеятельности, влияющих на формирование здоровья, наиболее значимыми являются условия воспитания и обучения как в семье, так и в образовательных учреждениях. Это вполне согласуется с известным высказыванием одного их классиков отечественной психологии Льва Семеновича Выготского о том, что «создание условий ― основа для воспитания».
Острая нехватка мест
Анализ современного санитарного законодательства для дошкольных организаций ― СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91, и Изменений № 1 к ним, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164, ― показывает, что научно обоснованный подход в нормировании и регламентации средовых факторов соблюдается при разработке санитарных правил не в полной мере.
В частности, это касается отказа от принятого ранее нормирования наполняемости детских групп, впервые зафиксированного в последней редакции санитарных правил. Причины такой корректировки требований вполне понятны, они продиктованы чрезвычайно острой нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях практически во всех регионах нашей страны.
Согласно п. 1.10 СанПиН 2.4.1.2660-10 вместо принятых ранее (дифференцированных в зависимости от возраста и состояния здоровья детей) нормативов предельной наполняемости определение количества детей в дошкольных группах общеразвивающей направленности следует проводить исходя из расчета площади групповой (игровой): для ясельных групп ― не менее 2,5 м² на 1 ребенка, в дошкольных группах ― не менее 2,0 м² на одного ребенка.
У руководителей дошкольных учреждений, как показывает практика, нередко возникает вопрос: «Предельная наполняемость групп ― это списочный состав или фактическое присутствие детей ежедневно?». Конечно же, под предельной наполняемостью следует понимать списочный состав группы.
При вычислении размера помещения групповой теперь следует учитывать и ту площадь, которая занята мебелью (в прежней редакции вычисление следовало проводить без учета мебели и ее расстановки). Не вызывает сомнений, что предложенный новый расчет минимально необходимой площади без учета мебели приведет к сокращению развивающей среды ― игровой, художественно-эстетической, оздоровительной, резко снизит возможности для двигательной активности и самостоятельной деятельности детей, увеличит риск их травматизации.
А для компенсирующих и комбинированных, а также разновозрастных дошкольных групп этот показатель вообще никак не регламентируется. Таким образом, количество детей в детской общеразвивающей группе зависит только от площади группового помещения. Из этого можно заключить, что норматив наполняемости детской группы сегодня не рассматривается как показатель санитарно-эпидемиологического благополучия. Как правило, площадь групповых помещений в детских садах составляет 50 м2. Таким образом, списочный состав группы для детей до 3 лет может включать до 20 детей, а для детей дошкольного возраста ― 25 детей. Особенно неблагополучная ситуация складывается в городских муниципальных учреждениях, где наполняемость групп превышает допустимую на 40,2 %. Новые требования определения наполняемости дошкольных групп уже открыли «зеленую улицу» превышению установленных ранее нормативов групповой наполняемости, несмотря на то что строительство и планировка дошкольных учреждений уже многие десятилетия ведется из расчета установленных ранее нормативов.
Переуплотнение в дошкольных группах
Еще одним аргументом, подтверждающим важность это показателя для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в дошкольных образовательных учреждениях, служит Письмо Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 01-181 от 28.12.2010 «О результатах контрольно-надзорных мероприятий за детскими организациями в 2010 году». В Письме указывается, что среди основных нарушений, выявленных в ходе проведения государственного санитарного надзора ― «переуплотнение в группах». В настоящее время в России функционирует свыше 48 тыс. дошкольных учреждений, причем 40 % из переполнены.
Нет сомнений, что увеличение численности детей в группе негативно отразится на качестве образовательных услуг, а индивидуальный подход к развитию каждого ребенка станет практически невозможен.
Переуплотненность детских групп влечет за собой повышение острой заболеваемости, утомления детей, микробной нагрузки, уровней шума в групповых, травматизма, снижение двигательной активности детей, объема коррекционной помощи и др. Между тем, по мнению известного российского дефектолога В. И. Лубовского, около 48 % новорожденных страдают от пре- и перенатальной патологии и нуждаются в коррекционной помощи. Более половины дошкольников, посещающих общеразвивающие группы, имеют те или иные нарушения в развитии речи. Еще больше детей с функциональными нарушениями или хронической патологией нуждаются в регулярном медицинском сопровождении, оздоровительных мероприятиях, проведение которых возможно в дошкольном учреждении. Это показатель того, насколько сегодня актуальны принципы лечебной педагогики и недостаточный объем коррекционной работы в дошкольных учреждениях является одним из факторов риска ухудшения здоровья детей. О том, как важна и эффективна своевременная грамотная медико-психолого-педагогическая поддержка для малышей, мы хорошо знаем. Между тем, мы становимся свидетелями того, как этот жизненно важный компонент работы в дошкольных учреждениях сокращается подобно куску шагреневой кожи, или переходит в разряд коммерческих.
Нормативная коллизия
Между тем результаты наших исследований прослеживают достоверную взаимосвязь наполняемости дошкольных групп и состояния здоровья детей. Получены убедительные данные о том, что превышение ранее установленной наполняемости дошкольных групп сопровождается неблагоприятными изменениями здоровья и самочувствия детей: достоверно увеличиваются показатели сильной и выраженной степени утомления в конце дня, повышается степень невротизации, ухудшается психоэмоциональное состояние, увеличивается число пропусков по болезни. Возрастает риск увеличения числа детей с хронической патологией за счет перехода детей из 2-й в 3-ю группу здоровья. Это подтверждает наше представление о том, что показатель наполняемости детских групп следует рассматривать как один из важных индикаторов санитарно-эпидемиологического благополучия детей в детском саду.
СанПиН 2.4.1.2660-10 сегодня единственный среди санитарных правил документ по гигиене детства, в котором норматив предельной наполняемости групп отсутствует. На наш взгляд, если мы действительно хотим улучшить показатели здоровья самых маленьких наших граждан, создать достойные условия для укрепления здоровья и получения качественного образования в детских садах, в СанПиН 2.4.1.2660-10 необходимо восстановить нормативы наполняемости детских групп.
Постановлением Минтруда от 21.04.1993 № 88 «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)», определена предельная наполняемость групп в дошкольном учреждении общего назначения: 10 детей в возрасте до 1 года, 15 детей в возрасте от 1 года до 3 лет и 20 детей в возрасте старше 3-х лет. Поэтому увеличение наполняемости детских групп сверх указанных нормативов нарушает права воспитателей. Если обратиться к зарубежному опыту, то соотношение количества детей и педагогов в детских садах многих европейских стран, США, как правило, намного более благоприятное, чем в России: 1 педагог на 10−15 детей.
До 16.04.2012 оставалось в силе утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. В этом документе была установлена предельная наполняемость группы в зависимости от конкретных установленных норм, для каждого вида дошкольных групп, разделенных по возрасту. Представленные в нем показатели предельной наполняемости были полностью идентичны тем, которые содержались в Постановлении Минтруда от 21.04.1993 № 88. После вступления в силу Типового положения о дошкольном общеобразовательном учреждении, утвержденного Приказом Минобразования России от 27.10.2011 № 2562, ни один нормативный акт фактически не определяет предельную наполняемость дошкольных групп дошкольном учреждении общего назначения.
Инвестируем в детство!
В 2007 году В. Собкиным и А. Ивановой было проведено социологическое исследование, в ходе которого изучалась удовлетворенность родителей условиями воспитания их ребенка в детском саду. Результаты опроса свыше 1900 родителей дошкольников показали, что самым высоким баллом по 5-бальной шкале ― 4,5 балла ― респонденты оценили санитарно-гигиенические условия. Интересно, получат ли они такую довольно высокую оценку у потребителей услуг дошкольных учреждений, работающих с учетом нового санитарного законодательства?
В заключение хотелось бы обратиться к результатам исследований, проведенных под эгидой Всемирного банка, которые показывают эффективность финансовых вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека. Измерения проводились на протяжении всего жизненного пути человека. Было выяснено, что самая высокая эффективность характерна именно для дошкольного образования, т. е. чем серьезнее финансируется этот этап образования, тем лучшие жизненные результаты демонстрируют люди на протяжении всей жизни. Полученные данные подтверждают то, что всегда утверждала гигиена детей и классики отечественной детской психологии: именно в дошкольном детстве закладываются основные параметры здоровья, особенности личности и психики человека, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей и возможностей. Игнорирование этого чревато серьезными и глубокими проблемами в его дальнейшей жизни.
Это еще одно подтверждение тому, что снисходительно-пренебрежительное отношение к дошкольному возрасту обществу обходится невероятно дорого.